Взгляд на ПЦУ сквозь страницы Евангелия. Сергей Комаров
Как лидеры украинского раскола повторяют путь евангельских фарисеев.
Покойный архиепископ Кентерберийский Роуэн Уильямс сказал однажды, что современный проповедник должен выходить к людям с Библией в одной руке и сегодняшней газетой – в другой.
Замечательные слова! Действительно, при внимательном взгляде библейские строки оживают в нашей жизни. Логика священных текстов работает и сейчас, хотя с момента их написания прошли тысячи лет.
Библия – вечно актуальная книга. В ней представлены тысячи ситуаций, связанных с верой в Бога и взаимоотношениям с Ним. И все эти ситуации постоянно повторяются в нашей жизни как некие модели.
Например, вот передо мной фрагмент разговора Спасителя с первосвященниками о Крещении Иоанновом. Читаешь – и понимаешь, что все в мире повторяется, человек по сути своей не меняется, и искушения диавола сегодня остаются такими же, как и 2 000 лет назад.
«И когда пришел Он в храм и учил, приступили к Нему первосвященники и старейшины народа и сказали: какою властью Ты это делаешь? и кто Тебе дал такую власть? Иисус сказал им в ответ: спрошу и Я вас об одном; если о том скажете Мне, то и Я вам скажу, какою властью это делаю; крещение Иоанново откуда было: с небес, или от человеков? Они же рассуждали между собою: если скажем: "с небес", то Он скажет нам: "почему же вы не поверили ему?" А если сказать: "от человеков", – боимся народа, ибо все почитают Иоанна за пророка» (Мф. 21, 23-26).
Библия – вечно актуальная книга. В ней представлены тысячи ситуаций, связанных с верой в Бога и взаимоотношениям с Ним. И все эти ситуации постоянно повторяются в нашей жизни как некие модели.
Очевидно, старейшины не отвечают, что думают, а выбирают, что ответить, исходя из соображений политической целесообразности. Они не предпочитают истину, но говорят то, что для них может быть более выгодно. Либо истина для них вообще не важна, либо истина для них – то, что они сами для себя представляют.
Бывает ли так сегодня? Конечно. В той или иной мере каждый может найти в себе такие движения сердца – когда мы предаем истину ради личной безопасности, комфорта, корыстных расчетов. Замечая в себе такие внутренние грехи, мы каемся перед Богом, несем их на исповедь. Здесь у каждого какая-то своя история, свои падения и восстания.
Но одно дело – личная духовная борьба, а совсем другое – когда отречение от истины ради мирских благ становится постоянной моделью поведения, и не для одного человека, а для целой группировки, которая дерзает называть себя Церковью.
Приходят в голову прямые параллели от библейского текста к словам и действиям наших раскольников, назвавших себя ПЦУ.
Политика слияния с националистической идеологией
Священное Писание (см. Кол. 3,11), да и обычная логика говорят, что политика возвеличивания нации – антихристианская по своей сути. И верующим ПЦУ такая риторика очевидно препятствует в деле спасения души. Понимают ли это раскольники? Безусловно. По крайней мере, «священноначалие» точно. Но продолжают обманывать народ просто потому, что эта политика «в струе» и выгодна им лично.
Если ПЦУ и набирает баллы в тех или иных селах, то лишь потому, что срабатывает мода на «национальную Церковь». Но кому непонятно, что спасает человека в Церкви не национальная идеология (или пародия на нее), а благодать Божия, которая в расколе не действует?
И о лидерах ПЦУ можно сказать то же самое, что и о евангельских фарисеях: либо истина для них вообще не важна, либо истина для них – то, что они сами для себя представляют.
Сакрализация Томоса и рассказы о получении духовной независимости
Из Томоса адепты ПЦУ сделали некий предмет поклонения. Его копии выставляют в храмах на почетном месте рядом с иконами, его текст зачитывают прихожанам чуть ли не наравне с «Апостолом» и Евангелием. Разного рода спикеры постоянно нагнетают пафос, рассказывая о получении некой независимости. Но серьезно рассуждать о зависимости или независимости можно лишь в контексте отношений УПЦ с РПЦ. УПЦ КП и УАПЦ как раз были независимы от всех до получения Томоса. Это был их единственный козырь. Теперь они лишились и его.
Если ПЦУ и набирает баллы в тех или иных селах, то лишь потому, что срабатывает мода на «национальную Церковь».
«Священноначалие» ПЦУ не может не понимать всего этого. Тем не менее, продолжает свою линию – лжет осознанно. Говорит об освобождении, о самостоятельности… И снова можно сказать: либо истина для них вообще не важна, либо истина для них – то, что они сами для себя представляют.
Эквилибристика с канонами
До Томоса раскольники высмеивали строгих приверженцев церковных канонов и говорили, что главное в христианстве – любовь, человечность, и т.д. После Томоса вдруг оказалось, что каноны – это первостепенное, причем самым каноничным из носителей канонов оказался Константинополь. Православный мир с удивлением узнал, что каноны позволяют Константинопольскому патриарху буквально все.
Получается, каноны нужны раскольникам и их адептам только тогда, когда с помощью церковных правил можно оправдать собственные беззакония. Это как Конституция – все зависит от трактовки. От того, как повернуть тот или иной закон.
Позволительно ли подобным образом поступать с Преданием Церкви? Очевидно, расколоучители уже давно дали себе ответ на этот вопрос. И вновь можно заметить: либо истина для них вообще не важна, либо истина для них – то, что они сами для себя придумали.
Взлет и падение «почетного патриарха»
До недавнего времени для Епифания Думенко, Евстратия Зори и других лидеров раскола «патриарх» Филарет Денисенко был святым при жизни. Теперь он для них – сумасшедший старик. А все из-за того, что Филарет объявил, как Порошенко и Епифаний его обманули. Как только он дал задний ход в теме автокефалии, он сразу утратил свою «святость».
Те, кто еще вчера превозносил Филарета как национального героя и великого церковного деятеля, сегодня открыто смеются над ним. Оказывается, любовь автокефалистов к своему наставнику прямо зависела от чисто мирских вещей: государственной поддержки, националистической идеологии, имущественных вопросов, политического тренда. За каких-то пару месяцев «почетный патриарх» для своего окружения превратился в посмешище, в отработанный элемент.
Как же легко, оказывается, можно возвышать человека до уровня святого борца за свободу, и тут же низлагать его до врага Украины и пособника Москвы (именно в таком духе высказались лидеры ПЦУ, обсуждая недавний митинг в поддержку Филарета). И речь ведь о духовном статусе человека, а не о каких-то мирских регалиях. То святой, то «зрадник» – как легко все может поменяться…
Каноны нужны раскольникам и их адептам только тогда, когда с помощью церковных правил можно оправдать собственные беззакония.
По сути, Зоря и Думенко бьют Филарета его же оружием – двойными стандартами, подменой понятий, ложью и передергиваниями. Так, как он их и научил. Ведь нынешние лидеры ПЦУ – выкормыши «Киевского патриарха».
И снова уместны слова: либо истина для всех них вообще не важна, либо истина для них – то, что они сами для себя придумали.
Раскольники не стремятся к истине
Примеры можно умножать. Суть такова: подобно первосвященникам в Евангельской истории, наши раскольники не стремятся к истине. Они прежде всего – политики, потому и рассуждают и действуют именно в этом ключе. И те, кто им верит, обманываются, как обманывались поверившие фарисеям.
Уместно вспомнить, почему первосвященники, фарисеи, саддукеи и книжники не приняли Иисуса из Назарета как Мессию, хотя прекрасно знали библейские пророчества о Нем. Скорее всего, они действительно не узнали Его, потому что ждали другого. Они спроецировали на образ Мессии свои страсти.
Сами были сребролюбивы – и Мессию представляли богачом. Любили власть – и Мессию видели знатным и властным. Презирали язычников – и хотели, чтобы Мессия пришел только к Израилю, а другие народы поработил евреям. Кичились своей начитанностью в законе – и хотели, чтобы и Христос был законником.
Подобно первосвященникам в Евангельской истории, наши раскольники не стремятся к истине. Они прежде всего – политики, потому и рассуждают и действуют именно в этом ключе.
Когда Иисус не оправдал их надежд, они выставили Его обманщиком и богохульником. Объявили Истину вне истины, потому что подлинная Истина не соответствовала их представлениям о ней.
Не то же происходит и сейчас? Националистов не устраивает каноничная УПЦ, потому что они проецируют на образ Церкви свои мнения о ней, свои страсти и заблуждения. Им не нужна Церковь Христова, им нужна «Украинская Церковь». Как некий придаток к независимому государству.
И сколько бы они ни говорили о спасении души, любви к Богу и ближнему, мире со всеми – им трудно поверить, потому все это для них стоит после национальной идеологии. Проверено не раз в тысячах личных и сетевых баталий.
Имеющий глаза да увидит
Мир, о котором мы читаем в сводке новостей, и мир Библии – это один мир. Просто газеты и интернет рассказывают о внешнем выражении тех процессов, духовная суть которых описана в книгах Ветхого и Нового Заветов. Если регулярно читать Писание и более-менее следить за новостями, связь библейских строк с современными событиями, происходящими на наших глазах, будет несомненной.
Все – в Евангелии. Там есть не только вечные смыслы, касающиеся бытия Божьего и спасения человечества, но некие ключи к событиям мировой и церковной истории. И эти ключи не заржавели до сих пор. Они открывают и тему ПЦУ, и многие другие вопросы и актуальные проблемы нашей жизни.
Имеющий глаза да увидит эти ключи. А увидев, возьмет и откроет.
https://spzh.news/ru/zashhita-very/64714-vzglyad-na-pcu-skvozy-stranicy-...
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии