"Всеукраинский Церковный Собор" (1921 г.). Слесарев А. В.

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

Свято-Софийский Собор. Открытка нач. ХХ ст.Так называемый "Всеукраинский Церковный Собор", объединивший всех сторонников украинской автокефалии, был открыт в день праздника Покрова Пресвятой Богородицы 1(14) октября 1921 г. В его работе, проходившей в стенах киевского Свято-Софийского собора, приняло участие около 500 делегатов со всей Украины. Первоначально председателем "Собора" был избран председатель "Всеукраинской Православной Церковной Рады" Михаил Мороз. Поскольку собрание сторонников автокефалии не получило одобрения и благословения православных архипастырей, "Собор" в одном из своих первых определений вынес им свое осуждение.

Приняв окончательное решение о необходимости поставления новых "иерархов" для самопровозглашенной "Украинской Автокефальной Православной Церкви", участники "Собора" выдвинули Экзарху Украины митрополиту Киевскому Михаилу (Ермакову) требование рукоположить двух епископов. Придя на заседание "Собора", митрополит не только отказался от проведения архиерейских хиротоний для УАПЦ, но и назвал "Всеукраинский Церковный Собор" незаконным и неканоническим "собранием".

Оставив надежду на каноническое и законное рукоположение новых епископов, идеологи украинской церковной автокефалии предложили весьма нетрадиционное разрешение возникшего затруднения. Так, выпускник Киевской Духовной Академии Владимир Чеховский, ранее являвшийся главой Совета Министров при Директории Украинской Народной Республики, выдвинул теорию допустимости рукоположения епископа... священниками. В своих рассуждениях Чеховский апеллировал к примеру апостольского периода церковной истории, когда отсутствовало четкое разделение понятий епископских и пресвитерских благодатных дарований. Кроме того, он доказывал, что якобы в древности одной из богослужебных особенностей Александрийского Патриархата была традиция рукоположения епископа пресвитерами. Полная научная несостоятельность теории В. Чеховского впоследствии была доказана архиепископом Лоллием (Юрьевским) (1875-1935) в фундаментальном исследовании "Александрия и Египет" (одно из последних изданий данной работы: Архиепископ Лоллий (Юрьевский). Александрия и Египет.- СПб.: "Нева", "Летний сад", 2001.- 496 с.). Тем не менее, было принято решение о необходимости поставления первого "архиерея" УАПЦ посредством возложения на него рук всех участников "Всеукраинского Церковного Собора", включавшего в себя как священнослужителей, так и мирян, с последующим прочтением над поставляемым молитв из чина архиерейской хиротонии.

Первым "архиереем" "Украинской Автокефальной Православной Церкви", поставленным таким неканоническим образом, был протоиерей Василий Липковский. В "рукоположении" о. Василия, состоявшемся 23 октября 1921 г. в киевском Свято-Софийском соборе, приняли участие 30 священников, 12 диаконов и нескольких десятков мирян. Согласно каноническим нормам Православной Церкви, "рукоположение" протоиерея Василия Липковского в "митрополита Киевского и всея Украины" не может быть признано действительным. В силу особенностей своего возникновения и по имени первого "архиерея"-автокефалиста "иерархия" УАПЦ в среде верующего народа именовалась "самосвятской" или "липковской".

На следующий день после поставления Василия Липковского, 24 октября 1921 г., "Всеукраинский Церковный Собор" избрал еще семнадцать кандидатов на "архиерейское" посвящение.

Заслуживает особого внимания то, что помимо протестантского подхода к вопросу архиерейских хиротоний, "Всеукраинский Церковный Собор" принял еще целый ряд радикальных нововведений, грубо попиравших многовековые традиции Православной Церкви:

  • Констатация того, что церковные каноны устарели и подлежат обязательной ревизии
  • Отмена принципа иерархического устроения Церкви и отстранение епископата от законодательной, исполнительной и судебной власти в Церкви
  • Введение так называемой "соборноправности", т.е. коллегиального (всенародного) управления Церковью
  • Введение женатого епископата
  • Допущение рукоположения во все степени священства до вступления в брак
  • Допущение развода, второго и третьего брака для епископов, священников и диаконов.

После завершения работы "Всеукраинского Церковного Собора" начался бурный рост украинского церковного раскола...


Источник: Анти-Раскол