Все пути Господни сводятся к двум. Из писем преподобного Амвросия Оптинского
О скорбях
Всегда люди жаловались на различные скорби, и напасти, и болезни; а в настоящее время, кроме других скорбей, все почти жалуются и на тяжелые обстоятельства. И удивляться этому не должно. Настоящая жизнь есть ни что иное, как приготовление к жизни будущей. Как кто проведет настоящую жизнь, сообразно тому получит участь в жизни будущей — или блаженную, или злополучную.
Причины осуждения
Блажен, кто радости праздничной и духовной не отравляет никакой немощью человеческой. А общая у всех нас немощь, когда бываем веселы или недовольны, — судить и осуждать ближнего. Немощь эта многим из нас кажется маловажной, а в самой вещи она очень велика и подвергает нас великому осуждению пред Богом…Некоторые греху осуждения подвергаются от привычки, иные от памятозлобия, другие от зависти и ненависти, а большей частью подвергаемся мы греху сему от самомнения и возношения; несмотря на великую свою неисправимость и греховность, нам все-таки кажется, что мы лучше многих. Если желаем исправиться от греха осуждения, то должны всячески понуждать себя к смирению пред Богом и людьми и просить в этом помощи Божией, памятуя Евангельское слово: Царствие Небесное нудится, и нуждницы восхищают е (Мф. 11: 12).
Мудрость христианская = мудрость змеи?
Если когда-либо, то особенно теперь, тебе нужно поучаться в Евангельском слове Господнем: будите убо мудри яко змия, и цели яко голубие (Мф. 10: 16). По смыслу божественных толковников мудрость змеи состоит в том, что, когда наносят удары телу ее, она всячески старается укрывать главу свою. Так и всякий христианин, при нанесении ему скорбных ударов со стороны, должен блюсти главу свою духовную, то есть веру и в Господа и Его Евангельское учение, которое возвещает всем хотящим спастися тесный и прискорбный путь.
Искушение полезно
Искус вещь хорошая и самая полезная. Бывших во искусе и апостол похваляет, глаголя: искушены быша… скытающеся… лишены, скорбяще, озлоблены. В заключение прибавляет: ихже не бе достоын весь мыр (Евр. 11: 37-38). Если и такие не избегли скорбных искушений ради пользы душевной, то нам, немощным, никак не следует отрекаться и избегать Душеполезных искусов.
Откуда берется похоть?
Святой Марк Подвижник говорит в своем законе духовном: «Корень похоти — любление похвалы и славы человеческой». Усиливается же похоть, как говорят другие святые отцы, когда человек любит покой телесный (в пище, питии и сне), и особенно, когда не хранит своих очей от предметов соблазняющих.
Узнав это, с помощью Божией постараемся, елико будет силы нашей, истреблять не только злые ветви, но и самый корень, чтобы, по возможности, достигнуть освящения душевного и телесного, егоже требует от нас Господь, глаголя через апостола (1 Кор. 6: 20): Прославляйте… Бога в телесех ваших и в душах ваших, яже суть Божия.
О вреде тайного подвижничества
Напиши мне искренно тайное твое подвижничество, на которое ты не приняла благословения; а самочинное подвижничество и опасно и душевредно. Если это добро, то зачем оно втайне от духовного отца? Смотри, душа у тебя одна и ум один; повредить то и другое опасно; а подсады вражии повсюду, разумеется, под видом добра и пользы душевной. Напиши мне искренно. Все таймитищное душевредно. Вижу, что ты попалась в сеть искания совершенства, забыв совершенство покаяния.
Не стоит вмешиваться в чужие дела
Где недоумевали владыки и архипастыри, ты неразсудно и самонадеянно дерзала устраивать судьбу начальниц, забывая слово Всесильного Бога, глаголющего: Мною царие царствуют и сильнии пишут правду. Ты кто такая, что решилась, вопреки мановения Промысла Божия, уставлять свою правду? Лучше бы было оставить то, что выше нас, и заняться тем, что касается до нас самих, то есть стремиться к страху Божию, к хранению своей совести по Бозе, к смиренномудрию и к самоукорению, без которого человек не может устоять в духовной жизни, а только понесет многие труды и скорби; плода же и мзды не достигнет.
Как искать причины болезни
Немало удивляюсь, как твое крепкое здоровье и утвержденное многими летами, вдруг изменилось так сильно. Поэтому советовал бы тебе поискать главных причин болезни, потому что в эти лета, без особенных причин, крепость телесная так скоро не изменяется. Отыскав какую-либо причину, советую последовать словам апостола, который говорит (Еф. 5: 13): все бо являемое свет есть, — и не только свет, но и врачевство исцеляющее. А напротив, по словам святого Лествичника, язвы умолчанные нередко сотворяют смерть. Всеблагий Господь за молитвы почивших отцев наших да вразумит нас на все полезное и душеполезное и спасительное.
Все пути Господни сводятся к двум
…У тебя есть немощь: простой путь Господень разветвлять на многие стези, тогда как и Священное Писание, и самый опыт доказывают, что нужно упрощать Евангельский путь жизни, меньшие заповеди и добродетели совокупляя во едины большие. Святой псалмопевец Давид говорит об этом так: Вси путие Господни милость и истина (Пс. 24: 10), то есть всякий христианин, если будет ближнему оказывать всякую милость и всякое снисхождение в его недостатках, а от себя одного потребует всякой истины Божией, то этот христианин будет искусный исполнитель велений Божиих, многие пути Божии совокупляя как бы только в две стези…
Не надо сваливать вину на другого
Любовь твоя к сестре M.N. вдруг обратилась в ненависть, когда ты осталась одна. Отчего это так? Оттого, что теперь тебе не на кого сваливать все вины, за которыми следовали и укоризны, а приходится во всем винить себя и самым делом научаться самоукорению, которое в монашеской жизни нужнее всего. Учись, учись самоукорению; тогда без труда успокоишься.
Как вести себя при болезни
Произвольное и невольное подвижничества равно усмиряют плоть, а последнее иногда посылается еще и для истребления возношения. Поэтому старайся в болезни благодушествовать и благодарить милосердие Божие за невольное вразумление. И опять, более всего в болезненном положении остерегайся ропотливого расположения духа. Преподобный Исаак Сирин пишет: «Бог все немощи человеческие несет, ропщущаго же не терпит, аще не накажет». Также берегись роптать и на людей за неисполнение каких-либо твоих требований, или по другим каким причинам. Что ни посылается к нашему терпению, все это попущается Промыслом Божиим к нашей душевной пользе, если только сами не повредим сего нашим неблагоразумием.
О себе
Нового в моей жизни ничего нет. Благодарение Господу, что жив я. Но та же старая немощь, и то же безсилие телесное и душевное. Онепотребихся до зела! А других не перестаю учить: живите хорошенько, вот так и так! А сам-то живу все кое-как. Нередко приходит на мысль апостольский упрек: научая убо инаго, себе ли не учиши (Рим. 2: 21). Также и слова Саровского старца Серафима: «Других учить легко, как камни с колокольни бросать; а самым делом учение это исполнить тяжело, как камни эти на колокольню таскать». С одной стороны, тесно от сего; а с другой тесно от горькой участи лукавого раба, скрывшего талант в землю нерадения. «Ну вот, сударь, как хочешь», — говаривал покойный отец Иннокентий Скитский.
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии