ВРЕМЯ ПЛАКАТЬ, И ВРЕМЯ СМЕЯТЬСЯ; ВРЕМЯ СЕТОВАТЬ, И ВРЕМЯ ПЛЯСАТЬ Семейная жизнь ветхозаветных патриархов. Беседа 17-я

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

Прошлый раз мы беседовали о смерти и погребении праматери Господа Иисуса Христа Сарры, теперь мы переходим к радостному и веселому моменту в библейском повествовании: это история о сватовстве – 24‑я глава Книги Бытия. И действительно, Всему свое время, и время всякой вещи под небом (Еккл. 3, 1); и еще: время плакать, и время смеяться; время сетовать, и время плясать; время разбрасывать камни, и время собирать камни; время обнимать, и время уклоняться от объятий (Еккл. 3, 4–5).

С другой стороны, это мистический образ единения Христа-Жениха с Церковью-Невестою! Чтобы представить ее Себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна (Ефес. 5, 27).

Семья и есть изначальная Церковь, как ее и воспринимали святые апостолы

Блаженный Феофилакт восклицает: «Не просто чистой, но славною! И так как Христос – источник всех благ для Церкви, так и ты будь тем же для своей жены; и как Он сообщил душевную красоту Церкви, так и ты старайся об этом, а не о телесной красоте. И если ты будешь искать душевной красоты в своей жене, то скоро ее создашь в ней, упорядочивая ее и делая славной по духу и для себя, и для Бога»[1]. – То есть в понимании древних христианских экзегетов для верующих мужчин и женщин вся система взаимоотношений Христа с Церковью – это и есть икона взаимоотношений мужа и жены. Читаем: Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее (Еф. 5, 25); и еще: Ибо никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее, как и Господь Церковь (Еф. 5, 29). И более того, сама семья и есть изначальная Церковь, как ее и воспринимали святые апостолы, нарекая домашнюю их церковь (Рим. 16, 4), приветствуя и отдельных христиан с домашнею их церковью (1 Кор. 16, 19).

Блаженный Августин стремление к брачным узам в ветхозаветные времена напрямую связывал с могущим тогда у них родиться Христом (Мессией), этим оправдывая и объясняя такую приверженность брачному союзу: «Это увеличение числа детей, которое для ветхих святых было настоятельнейшим долгом в силу необходимости порождения и сохранения народа Божия, в котором должно было возобладать пророчество о Христе, теперь уже не имеет такой настоятельной надобности. Конечно же, множество отпрысков, где бы ни были они рождены по плоти, из всех народов, как очевидно, может теперь приобрести духовное рождение. И то, что написано: Время обнимать, и время уклоняться от объятий (Еккл. 3, 5), можно понять как разделение на то (т.е. ветхозаветное – О.С.) и нынешнее (т.е. новозаветное – О.С.) время; то время было временем обнимать, а это – время уклоняться от объятий»[2].

Впрочем, и в наше время следует стремиться к брачным узам и брачному союзу, по заповеди: вы же плодитесь и размножайтесь, и распространяйтесь по земле, и умножайтесь на ней (Быт. 9, 7); и еще: И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему (Быт, 2, 18); и еще: Если же кто почитает неприличным для своей девицы то, чтобы она, будучи в зрелом возрасте, оставалась так, тот пусть делает, как хочет: не согрешит; пусть таковые выходят замуж (1 Кор. 7, 36); и еще: Но если не могут воздержаться, пусть вступают в брак; ибо лучше вступить в брак, нежели разжигаться (1 Кор. 7, 9).

И, как известно из Нового Завета, ругатели и гонители традиционной гетеросексуальной семьи и традиционного семейного образа жизни более чем агрессивно проявят себя в последние времена. Дух же ясно говорит, что в последние времена отступят некоторые от веры, внимая духам обольстителям и учениям бесовским, через лицемерие лжесловесников, сожженных в совести своей, запрещающих вступать в брак и употреблять в пищу то, что Бог сотворил, дабы верные и познавшие истину вкушали с благодарением (1 Тим. 4, 1–2). – Уточнение: запрещающих вступать в брак – косвенно и указывает на отмену брака как общественного института (или его подмену гомосексуальными отношениями); слова: запрещающих… употреблять в пищу то, что Бог сотворил – указывают на генномодифицированные продукты и технологии их продвижения на рынке с помощью политического и силового лоббирования их комиссарами «нового мирового порядка».

И далее мы читаем:

Авраам был уже стар и в летах преклонных. Господь благословил Авраама всем. И сказал Авраам рабу своему, старшему в доме его, управлявшему всем, что у него было: положи руку твою под стегно мое и клянись мне Господом, Богом неба и Богом земли, что ты не возьмешь сыну моему [Исааку] жены из дочерей Хананеев, среди которых я живу (Быт. 24, 1–3).

Святитель Иоанн Златоуст учит: «Когда, говорит Писание, он достиг глубокой старости, то, желая отклонить Исаака от родства с хананеями, чтобы он не взял себе жену из их среды, праотец призывает самого благоразумного из своих домочадцев и, поручая ему это дело, говорит: положи руку твою под стегно мое. На греческом языке написано так: под стегно мое, а по-еврейски читается: под чресла. Почему же так говорит праотец? Потому что таков был обычай у древних; также и потому, что здесь было начало рождения Исаака»[3].

Стегно – это бедро. То есть: «Положи руку мне под бедро». Так клялись в древности, и это связано с тем, что древние считали, что бедра – это мужская сила, что зачатие происходит от этой части тела, нижней части тела (чресла). Клятва давалась на этом, но не этим. Так как заповедь обрезания была первой дана Аврааму, и, исполнив ее, он испытал боль. А так как обрезание прообразовывало христианское Крещение, то это подобно клятве над крестильным крестиком. В Нем вы и обрезаны обрезанием нерукотворенным, совлечением греховного тела плоти, обрезанием Христовым; быв погребены с Ним в крещении… (Кол. 2, 11–12). Святитель Феофан Затворник писал: «Где же и как совершается сие христианское обрезание? В купели крещения. Вы обрезались, говорит, обрезанием Христовым, – спогребшеся Ему крещением: когда крестились, вы тогда же сбросили с себя тело греховное, тогда же обрезаны были. Все эти действия в один момент совершились. Кровь Господа, обливавшая вас чрез крещальную воду, смыла с вас всю нечистоту греховную и открыла вход в естество ваше благодати Святаго Духа, Который, пришедши, отрезал то, чем держал вас в своей власти грех, и тело греховное спало с вас». И действительно, впервые Кровь Христова была пролита при Его, Христа, обрезании; истекла второй раз в Гефсимании в молитвенном борении в поту и крови; третий раз – при бичевании; четвертый раз на Кресте; и пятый раз – при ударе копьем под ребро. А так как всеми Своими возрастами Он освятил и младенчество, и отрочество, и юность, и зрелый возраст, то Его, Христа, Обрезание – особое благословение младенцам и детям, позволяющее и им войти в завет Крещения во младенчестве, обрезанием Христовым; быв погребены с Ним в крещении.

Положи руку твою под стегно мое и клянись мне Господом, Богом неба и Богом земли… Что это за раб, которому Авраам говорит эти слова, чтобы он нашел жену для сына, то есть для Исаака, но не брал бы жены из дочерей Хананеев? – Это Елиезер (ЭЛИЭЗЕР). Данное имя (אֱלִיעֶזֶר) переводится как «Бог – моя помощь»! Тот самый «Елиезер», который был начальником в доме Авраама (Быт. 15, 2), его учеником и очень духовной личностью.

Сейчас мы будем рассматривать повествовательную линию сватовства, но параллельно рассмотрим и аллегорический смысл всех этих событий, которые имеют глубоко символическое значение.

Александрийская школа в Православии, прежде всего, дает нам аллегорическое истолкование (сот) всего этого сватовства. Авраам символизирует собой Бога Отца, на что символически и указывает его имя Авраам («Отец множества»); Елиезер – не больше и не меньше – символизирует собой Духа Святого, которого Бог Отец посылает в этот мир, действие благодати Святого Духа; предполагаемая невеста – это Церковь: Ревекка символизирует собой Церковь, которую Дух Святой приобретает из разных людей, собирает из разных народов. А Исаак – это Жених, то есть Иисус Христос. Вот такое истолкование предлагают нам святые отцы Александрийской школы.

Патриарх Авраам говорит: Но пойдешь в землю мою, на родину мою [и к племени моему] (т. е. в Месопотамию – О. С.), и возьмешь [оттуда] жену сыну моему Исааку. Раб сказал ему: может быть, не захочет женщина идти со мною в эту землю, должен ли я возвратить сына твоего в землю, из которой ты вышел? Авраам сказал ему: берегись, не возвращай сына моего туда (Быт. 24, 4–6). Авраам категорически против того, чтобы Исаак переселился в Месопотамию, где процветало идолопоклонство, при всем комфорте тамошней жизни. Оттуда надо привезти невесту для Исаака, но Исаака туда вести, возвращать нельзя. Но Иисус сказал ему: никто, возложивший руку свою на плуг и озирающийся назад, не благонадежен для Царствия Божия (Лк. 9, 62). Как и для всех нас заказано возвращение к прежней безбожной жизни и галлюцинациям семидесятилетнего атеистического «Вавилона», с его бегом по кругу в поисках «светлого будущего». Хотя и среди православных христиан встречаются подобные мечтатели… Но с ними случается по верной пословице: пес возвращается на свою блевотину, и вымытая свинья идет валяться в грязи (2 Пет. 2, 22).

Господь, Бог неба [и Бог земли], Который взял меня из дома отца моего и из земли рождения моего, Который говорил мне и Который клялся мне, говоря: [тебе и] потомству твоему дам сию землю, – Он пошлет Ангела Своего пред тобою, и ты возьмешь жену сыну моему [Исааку] оттуда (Быт. 24, 7).

Но Кто такой «Ангел Лица Его»? Если не Он Сам, о Котором сказано в Евангелии от Иоанна: Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил (Ин. 1, 18). Да и Сам Христос свидетельствовал о Себе: Иисус сказал ему: столько времени Я с вами, и ты не знаешь Меня, Филипп? Видевший Меня видел Отца; как же ты говоришь, покажи нам Отца? (Ин. 14, 9).

«Библейская энциклопедия» архимандрита Никифора Бажанова сообщает: «Ангел Лица Его (т. е. Господа) – под сим наименованием некоторые разумеют архангела Гавриила, стоящего пред Лицом Божиим; другие же относят означенное выражение к Самому Воплощенному Слову, Которое есть сияние Славы Отчей». И действительно, ангелы раскрывают нам волю Отца Небесного. Но (!) никто из них не являет нам Образ, Характер и Замысел Бога Отца, как это делает Сын Его Единородный, о Котором сказано: И беспрекословно – великая благочестия тайна: Бог явился во плоти, оправдал Себя в Духе, показал Себя Ангелам, проповедан в народах, принят верою в мире, вознесся во славе (1 Тим. 3, 16). – Словами: показал Себя Ангелам – Писание подсказывает нам, что даже Ангелы до Боговоплощения не имели познания о Боге и созерцали эту Его тайну в чуде Божественного Воплощения. Им[4]открыто было, что не им самим, а нам[5] служило то, что ныне проповедано вам[6]благовествовавшими Духом Святым, посланным с небес, во что желают[7] проникнуть Ангелы (1 Пет. 1, 12).

Святитель Иоанн Златоуст учит: «Иди, говорит он, с уверенностью: я твердо верую, что оказавший мне столько благодеяний к прежним милостям присовокупит и эту новую и пошлет Ангела Своего пред тобою. Он все предустроит для тебя: Он укажет тебе и жену, и ты, взяв ее, возвратишься. Если же случится (чего да не будет!), что жена не согласится идти с тобой, ты будешь свободен от клятвы. Только сына моего не возвращай туда. Но я не сомневаюсь, что Господь благопоспешит тебе. Показывая таким образом, сколько надеется он на силу Божию, праотец запрещает рабу отвести туда Исаака. После же того, как с такой точностью он дал рабу свое повеление и освободил его от сомнения (так как раб боялся нарушить клятву, не исполнив повеления), положил, сказано, руку под стегно, и клялся ему в сем, то есть в том, что не отведет туда Исаака»[8].

Есть так называемый Лицевой Свод, включающий в себя библейское «Восьмикнижие»[9] в очень древних иллюстрациях (XVI века). И там иллюстрируется, что когда Господь разговаривает с Адамом и Евой в раю, мы видим изображение Сына Божьего, Господа нашего Иисуса Христа («Ангела Лица Божия»). И во всех ответственных случаях, когда Господь собеседует с кем-либо, мы видим изображение Сына Божьего, Господа Иисуса Христа. Почему? Потому что второе лицо Святой Троицы – это Божественный Логос (Бого-Слово).

Еще не было Боговоплощения, но Дух Христов, Божественный Логос, общался с людьми

Почему Он называется Ангел Лица Божия? Потому что сказано в Евангелии от Иоанна: Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил (Ин. 1, 18). То есть в действительности кто выводил народ Божий из Израиля? Опять-таки Божественный Логос (Бог) вел их, второе лицо Святой Троицы. Поэтому и сказано в Новом Завете: Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках (Евр. 1, 1); и еще: исследывая, на которое и на какое время указывал сущий в них (в ветхозаветных пророках – О. С.) Дух Христов, когда Он предвозвещал Христовы страдания и последующую за ними славу (1 Пет. 1, 11). Еще не было Боговоплощения, но Дух Христов, Божественный Логос, общался с людьми.

И вот Авраам говорит, что Елиезер не должен бояться: Господь пошлет ангела Своего пред ним, и он возьмет жену его сыну. если же не захочет женщина идти с тобою [в землю сию], ты будешь свободен от сей клятвы моей; только сына моего не возвращай туда (Быт. 24, 8). Авраам сам убежал из этого Ура Халдейского, он спасся из этой огненной печи.

Святитель Филарет (Дроздов) пишет: «То есть не соглашайся на брачный договор, в котором будет сие условие. Авраам чуждается иноплеменных, но еще более чуждается отечества, потому что взят из него Богом»[10]. – И мы должны трепетать того греховного «отечества», из которого вывел вас Господь рукою крепкою [и мышцею высокою] и освободил тебя из дома рабства, из руки фараона, царя Египетского (Втор. 7, 8). – Спас от дьявола-фараона и от соблазна «темных земель» Моава. Как мы и ранее вспоминали, что возложивший руку свою на плуг и озирающийся назад, не благонадежен для Царствия Божия (Лк. 9, 62).

И далее:

Если же не захочет женщина идти с тобою [в землю сию], ты будешь свободен от сей клятвы моей; только сына моего не возвращай туда. И положил раб руку свою под стегно Авраама, господина своего, и клялся ему в сем. И взял раб из верблюдов господина своего десять верблюдов и пошел. В руках у него были также всякие сокровища господина его. Он встал и пошел в Месопотамию, в город Нахора (Быт. 24, 8–10).

В данном отрывке две сложности:

ПЕРВОЕ: Чему нас могут научить слова: взял раб из верблюдов господина своего десять верблюдов?

ВТОРОЕ: И следующее: В руках у него были также всякие сокровища господина его? – Дословно: «все добро его господина»?

1. Существующее древнее предание устанавливает, что без намордников верблюды Авраамова стада отказывались проходить по чужим пастбищам и лугам. Здесь и само их количество: десять верблюдов – косвенно указывает на жизнь по заповедям, не только Авраама и членов его семьи, но и домашней скотины. Согласно Писанию: ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни [вол твой, ни осел твой, ни всякий] скот твой (Исх. 20, 10).

2. Слова: В руках у него были также всякие сокровища господина его – могли указывать на составленное Авраамом завещание, по которому все отходило только его сыну Исааку. Дети от Агари и Хеттуры удовольствовались символическими дарами. И отдал Авраам все, что было у него, Исааку [сыну своему], а сынам наложниц, которые были у Авраама, дал Авраам подарки и отослал их от Исаака, сына своего, еще при жизни своей, на восток, в землю восточную (Быт. 25, 5–6). Следовательно, об Измаиле и его потомках находим: Они жили от Хавилы до Сура, что пред Египтом, как идешь к Ассирии. Они поселились пред лицем всех братьев своих (Быт. 25, 18).

И это очень важно – оставить потомкам правильно составленное завещание, дабы устранить причины для раздоров.

Итак, Елиезер, в аллегорическом прочтении, – это Дух Святой, Который посылается от Отца Небесного, чтобы находить верующих, которые будут составлять Церковь – Невесту Христа-Жениха. «Теперь, братья возлюбленные, давайте кратко рассмотрим, что все это означает. Когда благословенный Авраам указал рабу своему взять жену для его сына, он являл собой образ Бога Отца. Как во время приношения сына в жертву всесожжения он являл собой образ Бога Отца, так и его раб обозначал слова пророчества. Итак, Авраам потому отправил своего раба за женой своему сыну в отдаленную страну, что Бог Отец имел намерение послать слово пророческое по всей земле, чтобы найти невесту Своему Сыну Единородному – Церковь кафолическую. И как через раба Авраамова благословенному Исааку приводится жена, так через пророческое слово ко Христу, истинному Жениху, призывается из всех отдаленных земель Церковь кафолическая. И где же обнаруживается предназначенная Христу невеста? Где же, как не у воды? Истинно так, возлюбленные братья, ибо если бы Церковь не пришла к водам Крещения, она не соединилась бы со Христом. Поэтому Ревекка встретила раба Авраамова у источника, а Церковь встречает Христа в таинстве Крещения»[11].

Елиезер едет на верблюде. И невесту будет везти на верблюде. А у верблюда, как известно, два горба. И аллегорическое прочтение текста предлагает следующие истолкования: два горба символизируют Ветхий и Новый Завет. И Церковь опирается и на Ветхий, и на Новый Завет. Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности, да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен (2 Тим, 3, 16–17). – Здесь говорится и о том, что было десять верблюдов. Числодесять свидетельствует о том, что Церковь ревностно относится к исполнению Божиих заповедей. И сказанное, что у него были всякие сокровища, – возможные указания на духовные, оправдывающие чрез веру блага Церкви. Ибо что говорит Писание? Поверил Авраам Богу, и это вменилось ему в праведность (Рим. 4, 3).

Вывод очевиден: только добродетельный человек, живущий по заповедям Бога, обретет доступ к духовным сокровищам, открывающим для нас доступ в Царствие Небесное. Потому что не слушатели закона праведны пред Богом, но исполнители закона оправданы будут (Рим. 2, 13).

Или: сокровенные сокровища Церковных Таинств и нас самих делают исполнителями всего Закона Божия, по слову Блаженного Августина: «Весь закон исполнен тогда, когда все грехи прощены»! Но ныне, независимо от закона, явилась правда Божия, о которой свидетельствуют закон и пророки, правда Божия через веру в Иисуса Христа во всех и на всех верующих, ибо нет различия, потому что все согрешили и лишены славы Божией, получая оправдание даром, по благодати Его, искуплением во Христе Иисусе (Рим. 3, 21–24).

И далее об Елиезере:

Встал и пошел в Месопотамию, в город Нахора, и остановил верблюдов вне города, у колодезя воды (Быт. 24, 11).

Очень интересная деталь – колодезь с водой. В Библии очень часто какие-то события, и в Ветхом, и в Новом Завете, были связаны с тем или иным колодцем, как с главными, стратегическими миссионерскими точками. Вспомните разговор Господа Иисуса Христа с самарянкой, когда у колодезя Иаковлева Господь сидел, отдыхая. Колодец символизирует собой Слово Божие (Библию), чистую воду слова Божьего. В колодце вода чистая – в реке она мутная (в Книге Откровения, 12, 15 – река символизирует даже ереси), даже в ручье она мутная, а в колодце – чистая. Впрочем, в зависимости и от его глубины: чем глубже погружаемся в воды колодца, том чище и его вода (по аналогии с поверхностным и более углубленным исследованием Слова Божия!). Тогда воспел Израиль песнь сию: наполняйся, колодезь, пойте ему; колодезь, который выкопали князья, вырыли вожди народа с законодателем жезлами своими (Чис. 21, 17–18). – Князья Церкви, отцы ее ископали жезлами-посохами истины Слова (Логоса); вожди-патриархи углубили его в чистоте освящающей влаги; законодатели-Предстоятели соборно расширили и обустроили их. Поместные Церкви – Христовы оазисы в зыбучей пустыне гибнущего мира. И пришли в Елим; там было двенадцать источников воды и семьдесят финиковых дерев, и расположились там станом при водах (Исх. 15, 27). Апостолы Иисуса Христа – двенадцать источников воды, а семьдесят финиковых дерев – апостолы из числа семидесяти! Оазис – Церковь Христова! Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой (Ин. 7, 38). Видите, как здесь все символично! – реки воды живой, то есть не стоялой и не испорченной; и главное: Исследуйте Писания, ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную; а они свидетельствуют о Мне (Ин. 5, 39).

Но есть и другой символ – источник вод, также необходимый для спасения. Архиепископ Цезарий пишет: «И где же обнаруживается предназначенная Христу невеста? Где же, как не у воды? Истинно так, возлюбленные братья, ибо если бы Церковь не пришла к водам крещения, она не соединилась бы со Христом. Поэтому Ревекка встретила раба Авраамова у источника, а Церковь встречает Христа в таинстве крещения»[12].

Елиезер и Ревекка у колодца. Гравюра Гюстава Доре
Елиезер и Ревекка у колодца. Гравюра Гюстава Доре

И остановил верблюдов вне города, у колодезя воды, под вечер, в то время, когда выходят женщины черпать [воду] (Быт. 24, 11). Но и о месте казни Господа Иисуса Христа, когда истекла Его Кровь и Вода, сказано: потому что место, где был распят Иисус, было недалеко от города (Ин. 19, 20). А Его Тело и есть Церковь, вход в которую – только чрез таинство Крещения (воды) и таинство Причащения (Крови). Следовательно, смешение воды, как символа Слова Божия, и Крови, как символа Его страданий, и обозначают главную тему христианского благовествования. А мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие (1 Кор. 2, 23); и еще: И когда я приходил к вам, братия, приходил возвещать вам свидетельство Божие не в превосходстве слова или мудрости, ибо я рассудил быть у вас незнающим ничего, кроме Иисуса Христа, и притом распятого (1 Кор. 2, 1–2)

Почему же встреча свата с невестой происходит именно под вечер? Читаем: Еще скажу: наследник, доколе в детстве, ничем не отличается от раба, хотя и господин всего: он подчинен попечителям и домоправителям до срока, отцом назначенного. Так и мы, доколе были в детстве, были порабощены вещественным началам мира; но когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего (Единородного), Который родился от жены, подчинился закону, чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление. А как вы – сыны, то Бог послал в сердца ваши Духа Сына Своего, вопиющего: «Авва, Отче!» Посему ты уже не раб, но сын; а если сын, то и наследник Божий через Иисуса Христа (Гал. 4, 1–7).

Блаженный Феодорит Кирский писал: «В надлежащее время, какое определил Бог, послал Он Сына Своего исполнить тайну вочеловечения. И Сын, восприняв наше естество, родившись от Девы и жительствуя по закону, подлежащих наказаниям закона соделал свободными и даровал нам обетованное усыновление. Надлежит же заметить, что слово послал апостол приложил к вочеловечению. Ибо не сказал: послал Его родиться от жены, – чтобы мы не поняли это как послание Божества, – но говорит: Который родился от женщины. А это свойственно домостроительству [воплощения]»[13].

Еще более интересное истолкование предлагает Папа Римский Лев Великий: «Он – Бог, потому что Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть (Ин. 1, 3). Он – человек, потому что родился от жены, подчинился закону. Рождение [Его] плоти – демонстрация Его человеческой природы; рождение от Девы – знак Его Божественности»[14].

И вот Елиезер говорит (молится): Господи, Боже господина моего Авраама! пошли ее сегодня навстречу мне и сотвори милость с господином моим Авраамом; вот, я стою у источника воды, и дочери жителей города выходят черпать воду (Быт. 24, 12–13). Они выходят из своего города – они оставляют привычный образ жизни, этот языческий мегаполис, и они идут к воде. Потому что в этом языческом городе вряд ли можно найти чистую воду – там все замутнено. И в Писании, в Книге Притч, сказано: Пусть [не] разливаются источники твои по улице, потоки вод – по площадям (Притч. 5, 16). – То есть – да не замутится злобою любовь твоя! Так и Блаженный Августин истолковал: «Все, кто не любит Бога, – чужие, они антихристы. И хотя они входят в базилики, они не могут причисляться к сынам Божиим, и тот источник жизни к ним не относится. Быть крещеным или иметь способность к пророчеству может и злой человек. Мы видим, что и царь Саул мог пророчествовать, но он преследовал святого Давида, хотя и исполнился духа пророческого и начал пророчествовать. Принять таинство Тела и Крови Христа может и злой человек – о таких ведь и сказано: Кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе (1 Кор. 11, 29). Носить имя Христа может и злой человек, то есть называться христианином и злой может; о таких сказано: …пятнали имя Бога своего (Иез. 36, 20; LXX[15]). Итак, прибегнуть ко всем этим таинствам может и злой человек, но и иметь любовь, и быть злым – не может. В этом и состоит собственное дарование добрых, в этом – свойственный только им источник. Из него призывает нас пить Дух Божий; Дух Божий призывает вас пить от Него Самого»[16].

И действительно, улицы города и сам город – истощающий нас мир, подобно вампиру, поглощающий остатки доброго в нашей душе и жизни. И если бы не было храмов-колодцев и монастырей-оазисов, засохли бы мы вконец.

Город – это вообще произведение Каина. Каин – первый градостроитель (Быт. 4, 17). Город – это искусственный мир, это не Божий мир. Именно здесь благодатные источники религиозной радости разливаются… по улице, потоки вод – по площадям (Притч. 5, 16).

И пошел Каин от лица Господня и поселился в земле Нод, на восток от Едема. И познал Каин жену свою; и она зачала, и родила Еноха. И построил он город; и назвал город по имени сына своего: Енох (Быт. 4, 16–17). Вот кто был первый градостроитель на земле – проклятый от земли же Каин! Древние города – это крепости, в их стремлении отгородиться от всех и вся. И Каин, одолеваемый страхом за свою жизнь, строит себе крепость. Он не хочет учиться обособленности и самодостаточности – настоящая трагедия нашей молодежи. Он хочет обороняться. Он продолжает ожесточаться. И, называя город именем своего сына, он все более и более показывает свою отчужденность от Бога и всего Его остального творения. И в этом смысле проблема урбанизации – это не только социальная, но и религиозно-этическая проблема. Мы говорили уже о том, что изначальный человек – это составной и цельный одновременно индивид.

Разрывая искусственное эго-пространство, он всегда ищет чего-то большего, чем есть сам по себе. Не зря же так велика тяга жителей больших городов к дачам и садовым участкам. Человек в общении с природой видит небо, солнце, радугу после дождя, видит, как бежит тихая речка, видит поля, деревья, травы, цветы, и сердце его наполняется мыслями о прекрасном, о Боге. Ведь природа никогда не привязывает нас к конкретной исторической ситуации. Она – вне времени и даже надмирна... И, стоя где-нибудь в поле, ты понимаешь, что так было здесь и сто, и двести лет назад, и во времена преподобного Сергия.

Город же – совсем другой: асфальт под ногами, вокруг – бетонные постройки, трубы, дым, грязь, мусор, запахи… и не только в подъезде. И люди стали привыкать к такому «пейзажу» формата – если, конечно, у хаоса есть форма – «стройплощадка во время аврала».

Один человек, совершивший паломничество во Святую землю, рассказывал мне, как по возвращении оттуда он вдруг все увидел в другом свете. Он, живший там неделю в православном монастыре, приехал домой в Москву и увидел свалку, канаву рядом со своим домом, лужу, через которую прыгают прохожие. Неприятно пораженный своим открытием, он стал вспоминать, что сам неоднократно прыгал через эту лужу, и даже отыскал глазами камень, на который надо встать, чтобы удачно прыгнуть. Почему же теперь все воспринимается по-другому? Побывав там, где ступала нога Господа Иисуса Христа, у великой святыни, он уже иначе воспринимает весь мир, где все же должна ступить нога Сына Человеческого.

И вот Елиезер молится: вот, я стою у источника воды, и дочери жителей города выходят черпать воду; и девица, которой я скажу: наклони кувшин твой, я напьюсь, и которая скажет [мне]: пей, я и верблюдам твоим дам пить, [пока не напьются,] – вот та, которую Ты назначил рабу Твоему Исааку; и по сему узнаю я, что Ты творишь милость с господином моим [Авраамом] (Быт. 24, 13–14). Здесь нам предлагается описание идеальной Невесты-Церкви, невесты Христовой, описание идеального члена Церкви, мужчины и женщины. Он не только сам несет на плечах кувшин, полный воды (то есть не только он сам наполнил свое сознание словом Божиим), он готов и с другими поделиться. Как сказано: Вникай в себя и в учение; занимайся сим постоянно: ибо, так поступая, и себя спасешь и слушающих тебя (1 Тим. 4, 16). Получив духовную пищу от других, они сразу готовы передать ее и другим нуждающимся. И велел народу возлечь на траву и, взяв пять хлебов и две рыбы, воззрел на небо, благословил и, преломив, дал хлебы ученикам, а ученики народу (Мф. 14, 19).

Еще не перестал он говорить [в уме своем], и вот, вышла Ревекка (РИВКА), которая родилась от Вафуила, сына Милки, жены Нахора, брата Авраамова, и кувшин ее на плече ее; девица была прекрасна видом, дева, которой не познал муж. Она сошла к источнику, наполнила кувшин свой и пошла вверх (Быт. 24, 15–16).

Святитель Иоанн Златоуст предлагает интересный и, я бы сказал, удивительный комментарий:

«Девица была прекрасна видом. Для чего говоришь ты мне о телесной красоте? Для того, чтобы ты узнал ее превосходное целомудрие, чтобы убедился в душевной красоте ее. Дивно целомудрие; но оно гораздо удивительнее, когда соединяется с наружною красотою. Поэтому, намереваясь повествовать нам и об Иосифе и его целомудрии, Писание прежде упомянуло о телесном его благообразии, сказав: и бяше (т. е. Иосиф Прекрасный) добр образом и красен взором зело (Быт. 39, 6), а потом рассказало и о целомудрии его, показывая этим, что красота не вовлекла его в разврат. Подлинно, не красота – причина блудодеяния, и не безобразие – причина целомудрия»[17].

Плотская (физическая) и духовная (нравственная) красота РИВКИ (רִבְקָה) не могла не очаровывать, пленять и связывать[18] человеческие сердца.

Но почему и сами развратные и оскверненные стремятся к юным, чистым и прекрасным?

Однажды я задал подобный вопрос человеку, который не стыдился своих предпочтений и любил посудачить о своих «победах» на людях. Я спросил его:

– Разве вам недостаточно того количества молодых женщин, что вас все время тянет и на совсем невинных, не ищущих общения с вами? Зачем?

И он ответил:

– Меня тошнит от тех женщин и девок, которые бросаются на меня, хочется новенького, свеженького, и чтобы поупрямилась. – Я отошел в сторону от этого мужчины. Меня стошнило…

И само его лицо выглядело более чем сладострастно и казалось загримированным сотрудниками морга лицом мертвеца. Хотя никакого грима на нем не было…

И действительно, в Библии неоднократно говорится о том, что само выражение лица сообщает нам некую информацию о человеке. Например: Выражение лиц их свидетельствует против них, и о грехе своем они рассказывают открыто, как Содомляне, не скрывают: горе душе их! ибо сами на себя навлекают зло (Ис. 3, 9). Здесь явно говорится о том, что одним своим видом наглый грешник может более свидетельствовать о своей порочности, чем если бы сотни обвинителей показывали на него пальцами. Далее: Выражение сердечного изменения – лице. Четыре состояния выражаются на нем: добро и зло, жизнь и смерть, а господствует всегда язык (Нав. 37, 21). – Здесь, мы видим, что и добро, и радушие, явно как и физическое состояние, отражаются на лице человека, но более всего о нем свидетельствует всегда язык.

Но вернемся к нашему повествованию.

Девица была прекрасна видом, дева, которой не познал муж. Каков аллегорический смысл слов: дева, которую не познал муж? То есть ереси не проникают в Церковь, иной муж не вторгся в жизнь этой девы. И Церковь является Церковью тогда, когда она преданно служит только Жениху своему Небесному – Господу Иисусу Христу. А если Церковь в какой-то своей части изменяет Жениху, то она, эта часть, перестает быть Церковью, и ее уже называют блудницей, неверной женой (ср. Откр. 17, 15). И в Апокалипсисе есть образ Вавилонской блудницы, то есть неверной жены – той части христианского мира, которая отпала от Православия и изменила Жениху-Христу. Она представляется в Апокалипсисе блудницею, сидящею на водах многих (Откр. 17, 1), на водах многих – то есть исповедующая многие ереси.

Мозаика собора Монреале, Сицилия
Мозаика собора Монреале, Сицилия

И далее мы читаем:

Девица была прекрасна видом, дева, которой не познал муж. Она сошла к источнику, наполнила кувшин свой и пошла вверх. И побежал раб навстречу ей и сказал: дай мне испить немного воды из кувшина твоего. Она сказала: пей, господин мой. И тотчас спустила кувшин свой на руку свою и напоила его (Быт. 24, 16–18).

Вот эта ее поспешность для Елиезера свидетельствует о том, что она действительно родственница Авраама – помните, как Авраам всё быстро делал (ср. Быт. 18, 6–7), когда он побежал в поле, чтобы приготовили для пришедших теленка, когда он побежал к слугам? Там постоянно повторяется это слово «поспешил» (18, 6), «побежал» (18, 7), – он быстро всё делал. И вот эта дальняя его родственница Ревекка тоже всё делает быстро. Слово тотчас свидетельствует о быстроте действия.

И, когда напоила его, сказала: я стану черпать и для верблюдов твоих, пока не напьются [все]. И тотчас вылила воду из кувшина своего в поило и побежала опять к колодезю почерпнуть [воды], и начерпала для всех верблюдов его (Быт. 24, 19–20).

Было десять верблюдов. А вы знаете, что верблюды пьют очень много? Очень много! И древние считали, что в их горбах вода сохраняется, чтобы они могли выжить в жаркой пустыне, когда пересекают ее.

Человек тот смотрел на нее с изумлением в молчании, желая уразуметь, благословил ли Господь путь его, или нет (Быт. 24, 21). То есть он только помолился Господу, и вдруг все происходит именно так, как он просил.

Когда верблюды перестали пить, тогда человек тот взял золотую серьгу, весом полсикля, и два запястья на руки ей, весом в десять сиклей золота [и спросил ее] и сказал: чья ты дочь? скажи мне, есть ли в доме отца твоего место нам ночевать? Она сказала ему: я дочь Вафуила, сына Милки, которого она родила Нахору. И еще сказала ему: у нас много соломы и корму, и есть место для ночлега. И преклонился человек тот и поклонился Господу, и сказал: благословен Господь Бог господина моего Авраама, Который не оставил господина моего милостью Своею и истиною Своею! Господь прямым путем привел меня к дому брата господина моего. Девица побежала и рассказала об этом в доме матери своей. У Ревекки был брат, именем Лаван (Быт. 24, 22–29).

Ну, про Лавана, хотя его имя означает «БЕЛЫЙ» (לָבָן), надо сразу сказать, что это был человек достаточно коварный, мутный и темный.

Лаван выбежал к тому человеку (то есть к Елиезеру – О. С.), к источнику. И когда он увидел серьгу и запястья на руках у сестры своей и услышал слова Ревекки, сестры своей, которая говорила: так говорил со мною этот человек, – то пришел к человеку, и вот, он стоит при верблюдах у источника (Быт. 24, 29–30).

Вот здесь подчеркивается, почему Лаван выходит навстречу к Елиезеру – он увидел дорогие подарки… Для него решающим является не то, что это посланец от его родственника, а он смотрит на дорогие подарки. Лаван – это тип порочной души, которая стремится всё использовать в своих целях, даже эксплуатировать религиозные чувства других людей. Таких и сейчас немало…

Это пастыри, которые пасли себя самих! они же ели тук и волною одевались, откормленных овец закалали, а стада не пасли. Слабых не укрепляли, и больной овцы не врачевали и пораненной не перевязывали, и угнанной не возвращали и потерянной не искали, а правили ими с насилием и жестокостью (Иез. 34, 2–4). Апостол Павел предсказывал, что такие проникнут и в христианскую Церковь: Ибо я знаю, что, по отшествии моем, войдут к вам лютые волки, не щадящие стада; и из вас самих восстанут люди, которые будут говорить превратно, дабы увлечь учеников за собою (Деян. 20, 29–30).

И далее:

И сказал [ему]: войди, благословенный Господом; зачем ты стоишь вне? я приготовил дом и место для верблюдов. И вошел человек. Лаван расседлал верблюдов и дал соломы и корму верблюдам, и воды умыть ноги ему и людям, которые были с ним (Быт. 24, 31–32).

Елиезер – это символ Духа Святого, а люди, которые были с ним, – это ангелы-жнецы. Они помогают Духу Святому находить людей для обращения в Церковь-Житницу, которая является Невестой Иисуса Христа.

И далее мы читаем:

И предложена была ему пища; но он сказал: не стану есть, доколе не скажу дела своего. И сказали: говори (Быт. 24, 33).

«У труженика Божия на первом плане дело, а потом уж отдых. Жизнь коротка, а дела кругом много! Господи! Какая масса около нас добрых дел! Только начни, и работы появится в изобилии, и работы самой полезной и нужной, – и для внешнего блага, и для спасения вечного! Иногда от рубля зависит жизнь человека!.. К сожалению, мы ленивы на доброе, утомляемся от всякого нравственного напряжения, спешим к преждевременному отдыху. С Божией помощью возьмемся за усиленный труд во благо ближних и славу Божию, а отдохнем мы там, за гробом!»[19]

Вот здесь опять прецедент: сначала дело, а потом уже можно позаботиться о себе, поесть, например. Но прежде всего надо выполнять те поручения, которые мы получаем от святых людей. Сначала послушание, его исполнение, а потом – все остальное.

И далее:

Он сказал (Елиезер – О. С.): Господь весьма благословил господина моего, и он сделался великим: Он дал ему овец и волов, серебро и золото, рабов и рабынь, верблюдов и ослов; Сарра, жена господина моего, уже состарившись, родила господину моему [одного] сына, которому он отдал все, что у него; и взял с меня клятву господин мой, сказав: не бери жены сыну моему из дочерей Хананеев, в земле которых я живу, а пойди в дом отца моего и к родственникам моим, и возьмешь [оттуда] жену сыну моему. Я сказал господину моему: может быть, не пойдет женщина со мною. Он сказал мне: Господь [Бог], пред лицем Которого я хожу, пошлет с тобою Ангела Своего и благоустроит путь твой (Быт. 24, 34–40).

Здесь возникает вопрос: почему в Библии дважды повторяются события, связанные с Елиезером? Казалось бы, каждый священный стих очень лаконичен, целиком пропитан святыней повествования, и некоторые великие истины передаются самым кратким способом... Таким образом Священное Писание выделяет Елиезера. Оказывается, что те, кто служит праведным, находятся на послушании у святых, у таких старцев, как Авраам, заслуживают особого Божьего одобрения. Поэтому история Елиезера повторяется дважды.

Известно из Книг Царей, что Елисей стал пророком Божиим только потому, что выполнял послушание «умывальника» при пророке Божием Илии! Читаем: И сказал Иосафат: нет ли здесь пророка Господня, чтобы нам вопросить Господа чрез него? И отвечал один из слуг царя Израильского и сказал: здесь Елисей, сын Сафатов, который подавал воду на руки Илии (4 Цар. 3, 11). И что удивляться, когда и в Новом Завете сказано: И кто напоит одного из малых сих только чашею холодной воды, во имя ученика, истинно говорю вам, не потеряет награды своей (Мф. 10, 45). Поистине, как и сказано: Но тем большую дает благодать; посему и сказано: Бог гордым противится, а смиренным дает благодать (Иак. 4, 6).

И еще один важный момент: как Елиезер приводит слова Авраама: Он сказал мне (Елиезер рассказывает про Авраама – О. С.): Господь, пред лицем Которого я хожу… Вот, оказывается, как жил Авраам! Он ходил перед Лицом Божиим (Ангелом Лица Божия). То есть – очами веры взирая на Начальника и Совершителя жизни Господа Христа!

Вот, про Ноя сказано иначе: Ной ходил пред Богом (Быт. 6, 9). Про Еноха сказано: И ходил Енох пред Богом (Быт. 5, 22, 24). А про Авраама сказано, что он ходил пред Лицом Божиим. А когда архидиакона Стефана побивают камнями, он, будучи исполнен Духа Святаго, воззрев на небо, увидел славу Божию и Иисуса, стоящего одесную Бога, и сказал: вот, я вижу небеса отверстые и Сына Человеческого, стоящего одесную Бога (Деян. 7, 55–56) – то есть видел, как Христос стоя приветствует его восхождение в Царствие Небесное.

Кстати, в случае с Ноем там дословно сказано: И ходил Ной с Господом. «с» Господом – здесь приставка «эт» («с»), то есть самостоятельно Ной не мог ходить. Это не в том смысле, что он много пил, но в том смысле, что времена были настолько тяжелые, что он не мог без помощи Божией никак выжить. И если Лот был падший праведник, то Ной был пьющий праведник…

Для Авраама присутствие Божие в мире было зримым, и зримым ясно

А вот Авраам – это человек, который ходит перед лицом Господним. Это особый человек, особый праведник. Ходить пред Лицом Божиим – означает пользоваться особым расположением Господа Бога. Ибо Бог действует как с открытием Своего Лица, так и с закрытием. Сказано: скроешь лице Твое – мятутся, отнимешь дух их – умирают и в персть свою возвращаются (Пс. 103, 29); и еще: А я в правде буду взирать на лице Твое; пробудившись, буду насыщаться образом Твоим (Пс. 16, 15). Есть люди, от которых скрыт лик Божий, а есть такие, которые не только наслаждаются образом, но и могут сказать о себе: Господь, пред лицем Которого я хожу… Таким был Авраам, для которого присутствие Божие в мире было зримым, и зримым ясно.

И вот Елиезер приводит слова Авраама:

Он сказал мне: Господь [Бог], пред лицем Которого я хожу, пошлет с тобою Ангела Своего и благоустроит путь твой, и возьмешь жену сыну моему из родных моих и из дома отца моего; тогда будешь ты свободен от клятвы моей, когда сходишь к родственникам моим; и если они не дадут тебе, то будешь свободен от клятвы моей (Быт. 24, 40–41).

Елиезер продолжает свой рассказ:

И пришел я ныне к источнику, и сказал: Господи, Боже господина моего Авраама! Если Ты благоустроишь путь, который я совершаю, то вот, я стою у источника воды, [и дочери жителей города выходят черпать воду] и девица, которая выйдет… (Быт. 24, 42–43).

Вся история повторяется! То есть, оказывается, те люди, которые на послушании – может быть, они не настолько святые, как те, которые дают им послушание, – получают двойную, а то и тройную награду от Бога! Потому что в Писании ничего не бывает просто случайно: мы с вами определились, что даже если имя какого-то человека дважды подряд упоминается, то это особое доброе Божие отношение к этому человеку: «Авраам, Авраам!», «Самуил, Самуил!», «Савл, Савл!» Это особое отношение Божие, особый призыв к особым людям. А здесь – целая история! И она очень подробно повторяется.

И, заканчивая пересказ этой истории, Елиезер говорит:

И преклонился я и поклонился Господу, и благословил Господа, Бога господина моего Авраама, Который прямым путем привел меня, чтобы взять дочь брата господина моего за сына его. И ныне скажите мне: намерены ли вы оказать милость и правду господину моему или нет? скажите мне, и я обращусь направо, или налево. И отвечали Лаван и Вафуил и сказали: от Господа пришло это дело; мы не можем сказать тебе вопреки ни худого, ни доброго; вот Ревекка пред тобою; возьми [ее] и пойди; пусть будет она женою сыну господина твоего, как сказал Господь (Быт. 24, 48–51).

И вот Ревекку отпускают из ее дома – она символизирует собой Церковь. Она сидит на верблюде: два горба верблюда – это Ветхий и Новый Заветы, Церковь в своем странствовании опирается на слово Божие. И отпустили Ревекку, сестру свою, и кормилицу ее, и раба Авраамова, и людей его. И благословили Ревекку… (Быт. 24, 59–60).

Взятие с собою кормилицы может означать, что предшествовавший обращению к Богу мирской опыт жизни может иметь ценность в глазах Бога, если придать ему новое звучание. Сказано: Каждый оставайся в том звании, в котором призван (1 Кор. 7, 20); и еще: «… паки поработати Тебе без лености тощно, яко же поработах прежде сатане льстивому» (утренняя молитва).

Отъезд Ревекки происходит следующим образом: И встала Ревекка и служанки ее, и сели на верблюдов, и поехали за тем человеком (Быт. 24, 61). – Дух Святой впереди, Он указывает нам дорогу. Как сказано: Когда же приидет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину (Ин. 16, 13).

И раб взял Ревекку и пошел (то есть он ведет ее верблюда за узду – О. С.).А Исаак пришел из Беэр-лахай-рои, ибо жил он в земле полуденной. При наступлении вечера Исаак вышел в поле поразмыслить, и возвел очи свои, и увидел: вот, идут верблюды (Быт. 24, 61–63).

Вышел в поле поразмыслить – слово, переведенное у нас как «поразмыслить» (לָשׂוּחַ), от еврейского слова – ласуах; корневая основа этого слова – еврейское слово «сиха», которое означает не что иное, как «молитва». Как сказано: Вечером и утром и в полдень буду умолять («асиха») и вопиять, и Он услышит голос мой (Пс. 54, 18); и еще: излил пред Ним моление мое («сихи»)» (Пс. 141, 2); и еще: Молитва страждущего, когда он унывает и изливает пред Господом печаль свою («сихо»)» (Пс. 101, 1).

Мы видим Авраама, который выходит поразмыслить рано утром, когда происходила гибель Содома. И Авраам – это тот, кто установил (в понимании древних) утреннюю молитву. А Исаак при наступлении вечера вышел в поле поразмыслить. По-славянски здесь стоит слово «поглумиться». Что значит «глумиться»? В современном языке «глумиться» – это делать что-то плохое. А на славянском языке «глумиться» – это значит «рассуждать о Боге, о божественном». Праведный Исаак вышел в поле для молитвы и духовного рассуждения. И он устанавливает вечернюю молитву. Как у Климента Александрийского мы прочитали: «Поэтому их деяния стали законом для нас».

И возвел очи свои, – что означает на библейском языке: возвести очи? Начать молиться, мы это уже знаем.

И увидел: вот, идут верблюды. Ревекка взглянула, и увидела Исаака (Быт. 24, 63–64). Невеста Церковь видит Христа Жениха, но она боится обмануться: а может быть, это лжехристос? Есть же всякие лжехристы? И Сын Божий предупреждал, что будут лжехристы. Тогда, если кто скажет вам: вот, здесь Христос, или там, – не верьте. Ибо восстанут лжехристы и лжепророки, и дадут великие знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных. Вот, Я наперед сказал вам. Итак, если скажут вам: “вот, Он в пустыне”, – не выходите; “вот, Он в потаенных комнатах”, – не верьте (Мф. 24, 23–26).

Ревекка взглянула, и увидела Исаака, и спустилась с верблюда (Быт. 24, 64), – но она не бежит в объятия к этому человеку; и Церковь не должна бросаться навстречу первому встречному, надо оберегать и сохранять целомудрие веры!

Учитель Церкви Тертуллиан учит: «Что касается обрученных, то я могу утверждать и свидетельствовать с более чем обычной моей твердостью, что они должны быть покрыты с того дня, как впервые затрепещут от поцелуя и рукопожатия мужа. Ибо этим они покрыли все: и жизнь через ее развитие, и плоть на протяжении их жизни, и дух через совесть, и стыдливость через опыт поцелуев, и надежду через ожидание, и ум через волю. И для нас достаточным примером является Ревекка, которая, когда ей указали жениха, лишь только завидев его, взяла покрывало и покрылась»[20].

Святитель Филарет (Дроздов), ссылкой и собственным переводом на Тертуллиана:«Покрывало возлагает на себя Ревекка по тому всеобщему в Аравии обыкновению, по которому женский пол является в обществе не иначе как под покрывалом и, может быть, в особенности по причине присутствия жениха (!). Тертуллиан обращает сей пример к наставлению и обличению жен христианских: Обрученные имеют пример в Ревекке, которая когда, не будучи знаема, приближалась к жениху, как скоро, увидя издалека, узнала, что это он, не допустила его ни прикоснуться к руке ее, ни приблизиться к ней для лобзания, ниже приветствовать ее, но исповедала то, что чувствовала, то есть в духе покрылась дева, и стало видно, что тут нет замужней. Судить будут вас аравийские жены языческие, которые не только главу, но и лице все закрывают так, что хотят лучше довольствоваться половинным светом, нежели все лицо предать похоти очей»[21].

И сказала рабу: кто этот человек, который идет по полю навстречу нам? Раб сказал: это господин мой (Быт. 24, 65). – Когда в Духе Святом мы постигаем, что имеем дело с Сыном Божиим, здесь уже сомнений не остается.

Читаем: Возлюбленные! не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они, потому что много лжепророков появилось в мире (1 Ин. 4, 1); и еще: Удивляюсь, что вы от призвавшего вас благодатью Христовою так скоро переходите к иному благовествованию, которое впрочем не иное, а только есть люди, смущающие вас и желающие превратить благовествование Христово (Гал. 1, 6-7); и еще: Иисус сказал им в ответ: берегитесь, чтобы кто не прельстил вас, ибо многие придут под именем Моим, и будут говорить: «я Христос», и многих прельстят (Мф. 24, 4–5); и еще: Но если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, чтó мы благовествовали вам, да будет анафема. Как прежде мы сказали, так и теперь еще говорю: кто благовествует вам не то, что вы приняли, да будет анафема (Гал. 1, 8–9).

И она взяла покрывало и покрылась (Быт. 24, 65). Покрывало – это символ власти мужа над женой. Так же будет вести себя и один из потомков Ревеки, Иисус Навин. Сказано: Иисус, находясь близ Иерихона, взглянул, и видит, и вот стоит пред ним человек, и в руке его обнаженный меч. Иисус подошел к нему и сказал ему: наш ли ты, или из неприятелей наших? Он сказал: нет; я вождь воинства Господня, теперь пришел [сюда]. Иисус пал лицем своим на землю, и поклонился и сказал ему: что господин мой скажет рабу своему? (Нав. 5, 13–14).

Раб же сказал Исааку все, что сделал (Быт. 24, 66). Третий раз упоминается о деяниях Елиезера, но уже не повторяются его слова. Но это – особая похвала словом Божиим этого человека.

И ввел ее Исаак в шатер Сарры, матери своей, и взял Ревекку, и она сделалась ему женою, и он возлюбил ее; и утешился Исаак в печали по [Сарре,] матери своей (Быт. 24, 67). Он вводит ее в шатер Сарры – теперь она становится праматерью еврейского народа. Исаак познал ее. В аллегорическом смысле – это вхождение Церкви в Небесное Царствие Божие. Ввести в шатер означает – ввести под свадебный балдахин (хупа)[22]. С вхождением Ревекки в шатер Сарры свет радости вернулся в дом Авраама и Исаака.

Еще один семейный союз приблизил Рождество во плоти Господа и Христа нашего!

[1] Феофилакт, Блаженный. Толкование на послание к Ефесянам святого апостола Павла.
 
[2] Августин Гиппонский, Блаженный. О браке и вожделении.
 
[3] Иоанн Златоуст, святитель. Гомилии на Книгу Бытия.
 
[4] Ветхозаветным пророком.
 
[5] То есть ХРИСТИАНАМ.
 
[6] То есть ХРИСТИАНАМ всех последующих поколений
 
[7] До сих пор желают проникнуть Ангелы.
 
[8] Иоанн Златоуст, святитель. Гомилии на Книгу Бытия.
 
[9] Восемь первых книг Библии, включая Книгу Руфь.
 
[10] Филарет (Дроздов), святитель. Толкование на Книгу Бытия.
 
[11] Цезарий Арльский. Проповеди.
 
[12] Иларий Арльский. Проповедь (БКОЦ).
 
[13] Феодорит Кирский, блаженный. Толкования на послания святого Павла.
 
[14] Лев Великий, святитель. Послание Флавиану.
 
[15] В переводе Септуагинта.
 
[16] Августин Гиппонский, Блаженный. Трактат на 1-е послание Иоанна.
 
[17] Иоанн Златоуст, святитель. Похвала Максиму и о том, каких должно брать жен.
 
[18] Смысл имени РИВКА до конца не ясен, хотя иногда трактуется как веревка, петля, путы.
 
[19] Онуфрий (Гагалюк), сщмч. В защиту христианской веры. Размышления на избранные места Священного Писания.
 
[20] Тертуллиан. О молитве.
 
[21] Филарет (Дроздов), святитель. Толкование на Книгу Бытия.
 
[22] О свадебных обрядах древних евреев в Библии мало данных. Торжество носило чисто семейный и домашний характер. Обычно это празднество продолжалось 7 дней (ср. Быт. 29, 27; Суд. 14, 12, 17), но иногда, в виде исключения, – 14 дней. Кроме главных участников, большую роль играли на празднестве «товарищи» или «друзья жениха» (ср. Суд. 14, 10; 1 Мак. 9, 39; Ин. 3, 29); старший из них был распорядителем на торжестве (ср. Ин. 3, 29). В сопровождении товарищей жених в нарядном одеянии и с венцом на голове (ср. Песн. 3, 11; Ис. 61, 10) отправлялся в день свадьбы в дом родителей невесты (ср. Быт. 24, 59; Руфь 4, 11). В торжественной процессии, под звуки песен и музыки, с пляской, жених вместе с товарищами провожал невесту, окруженную подругами, в свой дом или в дом своих родителей; участники процессии держали свечи или факелы (ср. Иер. 7, 34; Пс. 45, 15; Песн. 3, 6). Там происходило семейное празднество. Если жених и невеста жили в разных местностях, то торжественная процессия выходила также из дома невесты навстречу жениху (ср. 1 Мак. 9, 37). Если местожительство жениха было далеко, свадьба праздновалась в доме невесты (ср. Мф. 25, 1), причем устраивали празднество иногда жених, иногда же родители невесты (ср. Суд. 14, 10; Быт. 29, 22). На то, что вообще жених иногда переходил в семейство и род невесты, как это полагают некоторые библейские археологи, в Библии нет указаний; Иаков был на правах раба, и потому Лаван имел право удержать y себя его жен (ср. Быт. 31, 43; Исх. 21, 4); Самсон же сам оставил свою жену у родителей (ср. Суд. 14, 19). К вечеру свадебного дня невеста приводилась родителями в брачную комнату, устроенную в виде палатки или балдахина – (ср. Пс. 19, 6; Иоиль 2, 16; ср. Ис. 4, 5, 6). Жениха сопровождали туда его товарищи. Родители невесты сохраняли вещественные доказательства девственности дочери (ср. Втор. 22, 15); этот обычай существует в некоторых местностях и поныне. Остальные дни праздновались пиршествами, пением, музыкой, пляской и играми («Еврейская энциклопедия»).

http://www.pravoslavie.ru/110108.html