Время лубочного Рождества пришло к концу. Протоиерей Игорь Рябко

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия
Лубочное Рождество. Фото: myslo
Лубочное Рождество. Фото: myslo

Чёрно-белые размышления о Рождестве Христовом.  

Все, как и прежде, как и встарь. Небольшой морозец. Голуби с утра пораньше начали толкаться у окна, ожидая, когда им насыплют на подоконник зернышки. Озаренная первыми лучами солнца, растаяла взошедшая ночью Вифлеемская звезда, возвещавшая о Рождении в мир Спасител–Христа. Пастухи воротились к своей отаре, переживая о том, как бы волки не воспользовались их отсутствием. Волхвы побрели домой, там их ждало много неотложных дел. Голуби, поклевав зерна, полетели качаться на ветках. Начался новый день.

Но почему-то нет на сердце радости, которая была в том мире, который нас покинул, по всей видимости, навсегда. Как-будто некий таинственный черный морок окутал все вокруг, и свет Вифлеемской звезды не может пробиться через его густоту.

Вот уже не первый год я себя чувствую, как Ежик, который бродит в лесу в каком-то темном тумане и ищет людей. Только вот по пути встречаются одни чудища.

Перед пришествием в мир Христа в воздухе витало благоухание ожидания Его пришествия. В разных народах по-разному зрело чувство того, что должно вот-вот произойти что-то важное, значимое, всеми ожидаемое. Точно так же сейчас витает в воздухе запах серы и ожидание того, что вот-вот должно произойти что-то страшное. Такое чувство, что этот черный туман есть надвигающаяся тень того, кто скоро придёт «во имя свое».

Люди ждут, что наконец явится тот, кто даст им то, чего они ждали, но так и не дождались от Христа – мира, покоя, хлеба. Простого человеческого счастья, пускай даже до полной потери человечности и забвения Бога. Да, в общем-то, уже почти все готово. Приготовления ведутся давно. Не зря Пасхальные свечи церквей были погашены почти по всему миру несколько лет назад во время эпидемии. Там, за ширмой тумана, за этой темной завесой, шла своя служба, ей мешал Пасхальный свет…

Пастухи (не те, а другие) уже с нетерпением ждут явления аггелов, которые повелят им пригнать рыжих коров, пепел которых ляжет в основание строительства Третьего храма. Но не только коровы должны быть принесены в жертву.

Все, как и во дни Рождения Христа. Тогда были пролиты реки невинной крови вифлеемских младенцев. Сегодня вновь пенится море человеческой крови, а золотая минора, вылитая специально для нового храма, ждет, когда на ней зажгутся огни.

Но какую бы власть, силу и могущество «человек погибели» не имел, он никогда не сможет стать АНТИ – ХРИСТОМ в абсолютном значении этого слова. Он не будет зеркальной противоположностью Христа по той причине, что во Христе навечно соединилась Божественная и Человеческая природа. Боговоплощение сделало человека потенциальным богом, т.е. таким, который может по дару благодати вместить в себя то, что Бог имеет по Своей природе, стать причастником Божественного естества (2 Петр 1:4), во всем уподобиться Христу (1.Ин. 3:1-3).

После Вознесения Христова человеческая природа воссела одесную Бога Отца. Ей дана такая честь, которой не удостоился ни один из самых высших ангельских чинов.

Сатана не может соединиться с людьми так, как это сделал Христос – «неслиянно», «неизменно», «нераздельно», «неразлучно» (орос Четвертого Вселенского собора). Не сможет дьявол стать человеком, для того чтобы люди стали дьяволами, уже хотя бы по той причине, что у него нет своей собственной дьявольской, злой природы. Природа у него та же, что и у всех демонов – ангельская. Падшая, изуродованная, исковерканная до полного безобразия, но все-таки ангельская. Поэтому и антихрист – это всего лишь максимально изуродованный демонизмом человек, антипод человека обоженного.

Между вершиной, Человеком–Христом, и дном, человеком–антихристом есть точка ноль – это Адам, такой, каким он был создан Богом.

И все человечество в конце концов будет распределено по этой вертикальной линии. Число со знаком минус будет означать степень удаления человека от Адама, а число со знаком плюс – степень его приближенности к Господу. Но если Человек–Христос – это бесконечность, уходящая вглубь Троичного Бога, то что же такое антихрист? Как бы дьявол и сын погибели не стремились достичь бесконечного минуса, для них это тоже невозможно. Их числа, стоящие после минуса, всегда будут иметь конкретные значения удалённости от Бога.

Как бы не старались злые люди и демоны оторваться от Бога, каждый из них зависим своим бытием от Творца напрямую, поскольку в себе самом и сам по себе жизни не имеет. Тайна конечных судеб всех минусов скрыта от нас за горизонтом Откровения. Но суть отличия Рождества Христова от пришествия в мир антихриста, очевидна и так.

Они отлучаются друг от друга так же сильно, как мираж и призрак отличаются от вечной реальности, как сон отличается от яви. Бог стал Человеком, и это уже навечно. Антихрист же больше похож на снеговика, который обречен на то, чтобы растаять с первыми теплыми солнечными лучами. Что удерживает дьявола и демонов оставаться в своих нынешних ипостасях, и зачем они, несмотря на очевидную обреченность и заранее известный проигрыш, держатся за придуманное ими зло, остается загадкой.

Но снеговик–антихрист при всей, данной ему, мощи ада успеет, конечно, во время мороза и вьюги заморозить и убить не одну человеческую душу.

Судя по холоду сердец и заморозкам злобы и ненависти, духовная зима начинает набирать свои обороты. Нам тоже нужно к ней готовиться.

Искать то, что сможет нас согреть даже в самые сильные морозы. Где-то внутри наших сердец лежит в своей колыбели Младенец-Христос. Время лубочного Рождества с его вертепными кривляньями и полуязыческим фольклором пришло к концу. Теперь все серьезно, как и тогда в Вифлееме. Кровь настоящая. Ироды самые, что ни на есть, подлые, злобные, циничные и кровожадные. Такой же мрак ночи и тот же страх бессилия перед силой тьмы.

Правда, есть одно очень важное отличие. Ни праведный Иосиф Обручник, ни даже Сама Дева Мария тогда еще не знали, чем все это закончится. А мы теперь знаем. Бог нам открыл конечные судьбы земного мира и всего человечества. Однако мы не знаем на каком этапе Господь нам уготовал сойти со сцены этой последней драмы земной истории. Может, как Симеону Богоприимцу, в самом ее начале? Или же как праведному Иосифу Обручнику, на середине? Или как Пресвятой Богородице, пронести свой крест до самого конца? Все это зависит от промысла Божия.

В одном я не сомневаюсь. Сейчас каждый покупает своей жизнью место, где он будет находиться во всей этой истории.

Кто-то будет у Креста рядом с Богородицей, а кто-то среди торжествующих фарисеев. Кто-то будет кричать у Пилата: «Распни, распни Его», а кто-то выйдет вон, горько плача о своем предательстве. Как показывает опыт жизни, тридцать три сребреника таки остаются самой надёжной, прибыльной конвертируемой валютой. За них теперь можно не одно поле купить, а целые народы. А дьявол… Он сидит, как когда-то в пустыне, и щелкает орешки. Сначала самые простые, те, что без труда дают себя разбить. А те, что покрепче, оставляет на потом, не хочет сейчас с ними возиться. Ему бы успеть запихнуть в себя те, что сами в руки просятся и готовы рассыпаться на ходу. Уж очень их много.

Да, и еще одна важная неблагая весть. Современные Ироды живут не только в царских дворцах, но и в церковных палатах. Поэтому не дайте себя обмануть. Евангелие – единственная Звезда, которая сияет над вертепом Богомладенца Христа. Идите только за ней, тогда наверняка не заблудитесь.

https://spzh.news/ru/chelovek-i-cerkovy/77803-vremja-lubochnoho-rozhdest...