Возврат похищенного через 44 года

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

Лицевая сторона панели. Фото: Duke's Auction/ polit.ru

Алтарная панель XV века, украденная 13 ноября 1979 года из Художественной галереи Йорка, была возвращена после того, как ее обнаружили на аукционе. Эксперты аукционного дома Duke’s Auctions заметили возможную связь с давно утерянной панелью из Йорка и сняли лот с продажи. Затем они обратились в Реестр утраченных произведений искусства Великобритании и пришли к выводу, что это действительно панель, украденная 44 года назад.

Панель попала на аукцион после осмотра содержимого дома в Саутгемптоне, но продавец ничего не знал о ее происхождении. Владелица унаследовала ее от своего отца, который, скорее всего, купил ее, не зная происхождения работы. Теперь владелица согласилась безвозмездно передать панель в Художественную галерею Йорка.

В 1957 году парные двусторонние панели нюрнбергской школы были подарены музею меценатом Фрэнсисом Деннисом Лисеттом Грином. Он приобрел их в лондонской художественной галерее годом ранее. На лицевой стороне украденной в 1979 году панели на золотом фоне были изображены трое святых. Слева — святой Николай, который держит книгу с тремя золотыми шарами, символизирующими золото, которое святой, по легенде, бросал в окна трех обедневших женщин, чтобы обеспечить их приданым. Посередине — святой Иаков Тарантезский. Справа — святой Герман Парижский, держащий в руках ключ, данный ему святым Петром в пророческом сне. На оборотной стороне панели слева изображен святой Лаврентий, держащий решетку (орудие его мученичества). В центре — святой Зебальд, покровитель Нюрнберга, держащий модель церкви, носящей его имя. С правой стороны изображен архангел Гавриил, держащий свернутое знамя, с частью приветствия, с которым он обратился к Марии при Благовещении (Ave Maria Gratia Plena).

Фото: polit.ru

На парном панно, которое не покидало музей, изображены святая Екатерина Александрийская, святая Варвара и святой Доминик, а на обратной стороне — святая Екатерина Сиенская, святая Урсула и святой Фома Аквинский.

Неизвестно, кто владел этими панелями до 1930 года, когда они впервые появились на аукционе в Лондоне. Немецкие ученые приписывают панно мастерской Ганса Плейденвурфа, одного из выдающихся художников, работавших в Нюрнберге в конце XV века. Панели служили боковыми частями более крупного алтаря, возможно, алтаря Екатерины Сиенской, сделанного мастерской Плейденвурфа для доминиканского монастыря в Нюрнберге.

Панно сейчас проходит экспертизу и консервацию в Художественной галерее Йорка. Когда работа будет завершена, обе панели воссоединятся в экспозиции.

8 июня 2023 г.

Источник: Полит.Ру