Воскресное евангелие: передать суд над обидчиком Богу

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

Прощеное воскресенье – это не только служба с чином прощения, которая, чаще всего, проходит в храмах вечером. Прощеное воскресенье начинается с утра, на литургии, где читается известный отрывок Евангелия о том, что мы можем освободить свое сердце от боли и обид, отказавшись от права судить самому и передав суд над обидчиком Богу. Комментирует иерей Глеб КОЗЛОВ, клирик храма священномученика Владимира, митрополита Киевского (г. Королев) .


 

14 Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный,
15 а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших.
16 Также, когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою.
17 А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое,
18 чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно.
19 Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут,
20 но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут,
21 ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше.
Мф. 6:14-21

– «Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших» (Мф.6.14-15). Эти слова в Евангелии от Матфея следуют сразу за молитвой Господней и являются дополнением и развитием прошения «… и прости нам долги наши, как и мы простили должникам нашим» (Мф.6.12).

Греческий глагол (αφιέναι, αφίημι), переводимый обычно как «прощать», «оставлять», имеет также и такие значения как «отпускать на волю», «освобождать», «оправдывать по суду». И это освобождение нами наших ближних от их грехов против нас, это оправдание их на нашем внутреннем суде, ставится Господом как условие для прощения нас самих от грехов наших.
При этом многие древние списки Евангелия и многие отцы Церкви (например, Златоуст, Киприан и другие) употребляют слово «прощаем» не в настоящем времени (αφίεμεν), а в аористе (αφήκαμεν), указывая тем самым на законченное действие в прошлом. Таким образом, Христос, предлагая ученикам образец молитвы, учит просить у Бога простить нам наши долги, прегрешения наши, на основании того, что мы уже простили должников наших.

Такое понимание этого условия нашего оправдания перед Богом может ужаснуть своим масштабом и трудноисполнимостью. Ведь в самом деле, пока мы не простили всем согрешившим против нас, всем огорчившим нас, наконец, всем просто не воздавшим нам якобы «должных» уважения или хоть просто внимания, не освободили их от нашего суда над ними и не передали его Богу, до тех пор мы не в праве обращаться к Богу с просьбой о прощении нас самих.

И дело тут, думается, не в том, что Бог подводит некий бухгалтерский учет, некий баланс прегрешений наших и совершенных против нас, долгов отпущенных и неотпущенных, а в том, что не «отпустив на свободу» другого, мы наносим вред в первую очередь не ему, а самим себе. Мы сами постоянно подводим внутри себя эгоистичный счет наших обид и раздражений, тем самым отделяя самих себя от ближних, а потому – и от Бога. И вот уже не Бог прогоняет нас, а мы закрываемся от Него своим непрощением.

Говоря своим ученикам о посте и молитве, Спаситель призывает не к внешней праведности, тешащей наше тщеславие, не к формальному исполнению установлений и обрядов, убаюкивающему нашу совесть, а к получению дара от Отца Небесного. Дара не преходящего и тленного, дающего нам сокровища, которые «моль и ржа истребляют», а вечного, дара благодати, ведущего сердце наше к вечности, к Богу.

И для того, быть может, мы и входим сейчас во время Поста, чтобы попытаться принять этот предлагаемый Богом дар, попытаться приложить усилия к прощению друг друга, чтобы хоть в настоящем времени от сердца сказать: «и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим».

 

Священник Глеб КОЗЛОВ
Фото: ubrus.org

http://www.nsad.ru/articles/voskresnoe-evangelie-peredat-sud-nad-obidchikom-bogu