Воскресное Евангелие: Крошки для псов
10 февраля кроме Евангелия в память о новомучениках Российских будет читаться и история об исцелении Христом дочери хананеянки. Почему еще вчера «крохи, которые падают со стола господ», были как подарок, как нечаянная радость, как милость, не заслуженная ничем, а уже сегодня – душит зависть: отчего у соседа крошка побольше моей? Как же сохранить дерзновенное смирение хананеянки?
Исцеление дочери хананеянки. Роспись православного храма в Косово
21 И, выйдя оттуда, Иисус удалился в страны Тирские и Сидонские.
22 И вот, женщина Хананеянка, выйдя из тех мест, кричала Ему: помилуй меня, Господи, сын Давидов, дочь моя жестоко беснуется.
23 Но Он не отвечал ей ни слова. И ученики Его, приступив, просили Его: отпусти ее, потому что кричит за нами.
24 Он же сказал в ответ: Я послан только к погибшим овцам дома Израилева.
25 А она, подойдя, кланялась Ему и говорила: Господи! помоги мне.
26 Он же сказал в ответ: нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам.
27 Она сказала: так, Господи! но и псы едят крохи, которые падают со стола господ их.
28 Тогда Иисус сказал ей в ответ: о, женщина! велика вера твоя; да будет тебе по желанию твоему. И исцелилась дочь ее в тот час.
(От Матфея, гл. 15, ст. 21-28)
Протоиерей Сергий ГАНЬКОВСКИЙ, настоятель храма священномученика Владимира в Королеве:
– С первого взгляда в мольбах несчастной язычницы, вот уже две тысячи лет несущихся в мир со страниц Вечной Книги, можно увидеть только одно – неотступность, настойчивое, упорное стремление добиться своего любым путем. Как-то трудно вяжутся эти качества со смирением, со всецелой покорностью воле Божией… И однако, именно смирение и покорность, соединенные с решимостью идти до конца, приносят чудесный плод: Посланный «к погибшим овцам дома Израилева» (Мф.15.24) принимает в Свое Сердце еще одну дочь, которая не родилась ею, но благодатью Христова милосердия сделалась таковой.
Так и многие из нас, предстоящих ныне Господу Иисусу, не сподобились родиться в традиционно православных семьях, не получили «от младых ногтей» спасительное знание о Боге, ставшем Человеком, но, взращенные на крохах, падавших со стола господ, на этой пище псов, нашли, тем не менее, «радость, которой никто не отнимет» (Ин.16.22). Не безумный богач, возмечтавший о новых житницах, ищущий покоя и земных удовольствий для своей души, а та, чье измученное сердце готово было довольствоваться тем, что падает с господского стола, – получила успокоение и награду. Ее пример – наука и нам. Сказавший «есть у Меня и другие овцы, которые не сего двора, и тех надлежит Мне привести: и они услышат голос Мой, и будет одно стадо и один Пастырь» (Ин.10.16), Сказавший это готов и наших беснующихся «дочерей», наши обезумевшие от греха души, спасти и исцелить. Одно только нужно: смирение, соединенное с решимостью, готовность поступиться «собственным мнением», готовность признать себя проигравшим, поверженным, нуждающимся в Спасителе.
До тех пор пока не покинет нас безумное убеждение, что каждый из нас сам творец собственного счастья, пока мы смиренно не признаем себя «погибшими», не бывать нам теми самыми «овцами дома Израилева», ради спасения которых Бог стал Человеком. Потому что пришел Он ради «погибших», а не ради богатящихся и процветающих. Он обещал блаженство нищим и плачущим, а не пресыщенным и хохочущим. Так что выбор предопределен: «где сокровище ваше, там и сердце ваше будет» (Лк.12.34).
У Творца всего сущего нет пасынков. Бог, в Которого мы веруем, одинаково любит и апостола Иоанна, и язычницу-хананеянку. Он умер на Кресте и за нас, здесь благоговейно молящихся, и за римского легионера, который прибивал Божественную Плоть к Искупительному Древу. Но как нельзя заставить любить, так нельзя и вынудить желание быть с Богом! Тот, кто на Голгофе пронзил грудь Спасителя копьем, римский офицер Лонгин, стал, никем к тому не принуждаемый, одним из первых мучеников, принявших смерть за исповедание Того, Кого он пронзил, Сына Божьего. И если для язычницы, с которой народ Божий не общался, нашлось у Спасителя доброе, утешающее слово, тогда ни один человек, сколь бы грешным, сколь бы безнадежно далеким от Бога он самому себе ни казался, не может и не должен впадать в безысходное отчаяние.
«Кольми ж паче» мы, дети Божии! Если уж распинатель унаследовал Царство Небесное, а язычница получила просимое, можем ли мы отчаиваться в собственном спасении? Враг хочет нашего молитвенного молчания, Церковь же, подобно апостолам, молит своего Основателя: «…отпусти ее, потому что кричит за нами» (Мф.15.23). Покуда мы будем молитвенно «кричать» в Церкви, она будет предстательствовать за нас пред нашим Господом. До тех пор пока безропотно и искренне мы будем полагать себя недостойными Трапезы Господней и смиренно соглашаться на «крохи, падающие со стола», у нас не исчезнет надежда на чудо. Однако стоит нам забыть о нашей падшести, стоит нам устроиться поудобнее на нашем «законном» якобы месте в Доме Божьем, как нас постигнет участь тех, чей дом «оставляется пуст» (Мф.23.38), потому что пустеет дом, когда в нем вместо Бога поселяется самость.
А происходит это незаметно: еще вчера «крохи, которые падают со стола господ», были как подарок, как нечаянная радость, как милость, не заслуженная ничем, а уже сегодня – душит жаба зависти: отчего у соседа крошка побольше моей? А завтра и того больше! Захочется, чтобы заметили и отметили, воздали бы «по заслугам»! И где? В Доме милосердия, в месте, которое специально создано только для покаяния, только для плача о грехах, только для трепетной надежды на «милость к падшим»!
Когда Пречистая Дева исповедует Себя Рабой Господней, Ее Святая Плоть становится Вместилищем Невместимого. Когда Предтеча, больший из всех, рожденных женами (Лк.7.28), свидетельствует о своем недостоинстве «развязать ремень у обуви» (Ин.1.27) Грядущего, тогда «Владыка преклоняет выю под руку Предтечеву». Когда ничтожнейшая из язычников смиренно и вместе дерзновенно возражает Сыну Человеческому, умоляя Его о милосердии, ее мольба не остается тщетной, ее дочь – исцеляется, ее бессмертная душа усыновляется Богу. Когда «крохи, которые падают со стола господ», становятся для нас не презренной пищей псов, а – даром Божиим, душа наша воистину воспаряет к «Сионским высотам» и Слово Божие ободряет нас: «велика вера твоя; да будет тебе по желанию твоему» (Мф.15.28).
http://www.nsad.ru/articles/voskresnoe-evangelie-kroshki-dlya-psov
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии