Вопрос священнику. Новые ответы

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

Отвечает священник Василий Куценко

Здравствуйте! Меня интересует следующее. Почему день Пасхи и других праздников меняется каждый год? Ведь распятие Христа произошло в определенный день, как, скажем, день окончания Великой Отечественной войны, однако этот день ежегодно отмечается 9 мая. В чем разница между этими двумя событиями? Не могли бы Вы обосновать это с научной точки зрения? Андрей

Уважаемый Андрей, внесу в Ваш вопрос небольшое уточнение. Меняется именно число празднования Пасхи, а день, как всегда, остается неизменным — воскресенье. Данная традиция уходит своими корнями в христианскую древность. Первоначально существовало две традиции совершения праздника Пасхи: малоазийская и римско-александрийская. Христиане малоазийских Церквей праздновали Пасху одновременно с иудеями — 14 нисана (еврейский месяц нисан, или авив,— хронологически с середины марта до середины апреля), независимо от дня недели. В Риме и Александрии празднование Пасхи совершалось всегда в воскресный день, следующий за днем 14 нисана. Как мы видим, обе традиции были связаны с традициями иудейской Пасхи, ведь исторически события страданий, смерти и Воскресения Господа Иисуса Христа произошли именно в период иудейской Пасхи. Нужно отметить, что древний еврейский календарь был связан с изменениями фаз Луны, месяцы начинались в новолуние, а Пасха всегда должна была быть в полнолуние.

В конце II века между сторонниками двух традиций святителями Виктором Римским и Поликратом Эфесским возникла полемика, описанная Евсевием Кесарийским в труде «Церковная история». И Рим, и Эфес ссылались на то, что традиция праздновать Пасху именно так была передана им от самих апостолов. Священномученик Ириней Лионский (родился в малоазийской Смирне, а епископствовал в древнем Лугдунуме — современном французском Лионе) выступил примирителем спорящих сторон, также указав на древность обеих традиций.

В III веке возникла другая проблема: некоторые христианские авторы указывали на то, что иудейская практика вычисления праздников пришла в беспорядок, поэтому 14 нисана стало устанавливаться иудеями до весеннего равноденствия. Вследствие этого христианские Церкви стали искать собственные пути решения данного вопроса. Своеобразным итогом стал I Вселенский Собор в Никее, на котором было принято решение о необходимости совершения праздника Пасхи в один день всеми христианскими Церквями. Отцы Собора постановили, что празднование Пасхи не может совершаться до начала весеннего равноденствия, а также рекомендовали использовать именно александрийскую пасхалию (способ вычисления даты Пасхи) как наиболее точную и удобную. С тех пор данная традиция сохраняется во всей Православной Церкви. Если коротко сформулировать принципы вычисления даты празднования Пасхи, они будут звучать так: Пасха должна праздноваться в 1) первое воскресенье 2) после первого полнолуния 3) после весеннего равноденствия 4) после иудейской Пасхи. Данные факторы влияют на то, что дата Пасхи каждый год меняется (но сохраняется день празднования — воскресенье). В то же время существуют хронологические рамки, внутри которых находится дата Пасхи,— это 22 марта по старому стилю (4 апреля по новому) и 25 апреля по старому стилю (8 мая по новому). Пасхальное воскресенье не может находиться вне указанного временного отрезка.

Относительно второй части Вашего вопроса: в чем разница между празднованием Дня Победы 9 мая и празднованием Пасхи? Страдания, смерть и Воскресение Господа Иисуса Христа произошли в определенный исторический момент (как и День Победы, например), но уже в самый ранний период истории христианства возникает традиция празднования Пасхи не только как воспоминания исторических событий смерти и Воскресения Господа, но и как вневременного торжества Бога над грехом и смертью. Поэтому стал важен именно день (а не число). Воскресенье было первым днем еврейской недели, днем окончания субботнего покоя. Первые христиане переосмысливают этот день как первый день начала новой жизни, дарованной верующим Христом Спасителем, принявшим смерть за грехи человеческого рода, а затем Воскресшим. Интересно то, что в богослужебной традиции Православной Церкви воскресенье продолжает считаться первым днем, так как именно воскресное богослужение открывает следующую за ним седмицу. В духовном смысле Пасха продолжает совершаться для нас в Церкви, потому что, как пишет святой апостол Павел, Христос, воскреснув из мертвых, уже не умирает: смерть уже не имеет над Ним власти (Рим. 6, 9). Мы верим, что Пасха, совершающаяся здесь, становится началом и прообразом вечной Пасхи — вечной жизни в Царстве Божием.

От даты празднования Пасхи зависят даты некоторых других праздников. Например, Вход Господень в Иерусалим празднуется за неделю до Пасхи (всегда в воскресенье), Вознесение Господне — через сорок дней после Пасхи (всегда в четверг), Пятидесятница, или День Святой Троицы,— на пятидесятый день после Пасхи (всегда в воскресенье).

Если Вас интересует более подробная история формирования практики вычисления праздника Пасхи, с научными обоснованиями, то могу порекомендовать к прочтению статью протоиерея Ливерия Воронова«Календарная проблема».

Чтобы понять богословское и духовное значение праздника Пасхи, советую обратиться к святоотеческому наследию. Наиболее ярко и полно богословие Пасхи раскрывают творения святителя Григория Богослова: Слово 1 «На Пасху и о своем промедлении» и Слово 45 «На Святую Пасху». Также есть замечательная книга митрополита Вениамина (Федченкова) «Пасха: Светлое Христово Воскресение» (М.: Правило веры, 2007), в которой очень подробно объясняется история и смысл пасхального богослужения, а также дается толкование евангельских мест, повествующих о Воскресении Господа Иисуса Христа и Его явлениях ученикам.

http://www.eparhia-saratov.ru/Articles/vopros-svyashhenniku-novye-otvety...