Вопрос протоиерею Андрею Ткачёву. Распутин. Первое причащение апостолов

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия
Андрей Ткачёв, протоиерей

   Батюшка, благословите. Санкт-Петербург, раб Божий Иоанн. Недели две назад вопрос коснулся Григория Ефимовича Распутина, вы высказали своё определённое мнение. Я хочу с вами поделиться. Есть такие видеокадры, где духоносный старец Николай Гурьянов читает акафист ему, говорит о святости. И вот мы — петербургская общественность, собираемся на месте его захоронения, это в Царском селе... Вы знаете, в любую погоду, 30-го декабря там распускается верба, в течение десяти лет.

Вы высказали своё мнение о Григории Распутине, и я уверен, в этом есть некий укор в память наших царственных лиц, что они были такие, получается, недалёкие, не разглядели. Но, наверное, это единственный человек, которого Государь и вся его семья  называли другом. Сегодня день ангела, кстати, Григория Ефимовича... Как говорят святые отцы: что непонятно — не принимай и не отвергай. Ну, вот такой у нас здесь исторический факт с вербой. И вас приглашаем.

       Я задавал вопрос в отношении Первого Причастия — Тайной вечери. Коснулось того, что как это так, Господь ещё не умер на крестном древе, а уже произошло Причастие. И вы сказали о том, что можно было и не умирать Господу. Получается, что без креста мы могли бы как-то обрести спасение, я не встречал такой мысли у святых отцов. Поясните, пожалуйста.

       Без креста причастились. Апостолы приняли Причастие без креста. Ещё не было страдания, а уже причастились. Думайте об этом сами, если угодно. Вы задаёте мне вопрос и мотивируете меня на ответ, подвигаете, так сказать. Я отвечаю вам на вопрос не для того, чтобы потом меня ловили за ответ. А раз вопрос задан, то я вам отвечаю: раз причастились до креста - значит, можно было причаститься без креста. Но крест был неизбежен, и спасение от грехов — есть страдание Господне. Т. е. мы не боремся с крестом. Мы спасаемся крестом и воскресением, но сам факт причащения до креста — он же говорит о чём-то! Говорит о том, что можно было причаститься ко Христу и без страдания и смерти. Хотя, само страдание заложено в слова Евхаристии «за вас ломимое, за вас изливаемая». История человечества не так пряма, как может показаться.

       По Распутину — вы просто высказали своё мнение, я его не оспариваю. Я не спорщик по этой теме. Я не являюсь адептом споров по темам «кто нравится, кто не нравится». Раз вам так нравится, пожалуйста. Моё мнение о рабе Божием Григории — установившееся, и царь Николай для меня не безгрешен, хотя и свят. Свят, но не безгрешен. Нельзя думать, что святые люди не могут ошибаться в выборе друзей, между прочим. Так что здесь какая-то абсолютизация неуместна. Царь Николай стёр свои грехи кровью своею, кровью семьи своей и смиренным поведением под стражей, и вообще, всем тем, что было от низложения до кончины. Там тоже вопросов много по низложению. Но Распутин здесь ни при чём. Кровь  есть кровь, и кровь смывает многое, если не всё. И убедить меня в том, что его надо любить... А дальше что? Ну, допустим, мы полюбили Распутина. Дальше что? Какой посыл вы мне даёте через эту любовь, через это почитание? Если мы, например, Серафима Саровского чтим вместе (я надеюсь, мы вместе чтим), то у нас есть некий урок из его жизни. Серафим нас учит: что делать, как жить, о чём думать, куда двигаться. А что по Распутину, чему он нас учит? Если он для вас старец Григорий, то чему учит нас старец Григорий? Уроков из его жизни я извлечь не могу. Оставим Богу вопрос его спасённости или погибели, но заставить почитать человека, к которому сердце не лежит почитать его — не надо, зачем? Это нехорошо.

       А по Причастию ещё раз повторяю: причастились до креста — значит, можно было причащаться до креста. Хотя, в Причастии заложены слова о будущем кресте. Крест  есть тайна, и всего не расскажешь. Люди могли бы не согрешить, и всё было бы по-другому. И ловить человека на словах — это нечестно, это низко.

http://radonezh.ru/text/25-01-2015-v-pryamom-efire-protoierey-andrey-tka...