Войти в радость Господа своего

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

Слово святителя Иоанна Златоуста на Пасху звучит во всех православных храмах на пасхальной заутрене после того, как верующие поздравляют друг друга со светлым праздником Пасхи — Воскресением Христовым. Таким образом Церковь признает это слово единственным полностью выражающим смысл праздника, настолько полно, что без него немыслима пасхальная служба, и настолько точно, что по церковной традиции отменяется обычная пастырская проповедь в этот день, что является признанием того, что добавить уже ничего невозможно. Слово в храмах читается на церковнославянском языке. Мы предлагаем ознакомиться с его русским переводом.
 Слово огласительное на Святую Пасху иже во святых отца нашего святителя Иоанна Златоуста

Кто благочестив и боголюбив — тот пусть насладится этим прекрасным и светлым торжеством.

Кто раб благоразумный — тот пусть, радуясь, войдет в радость Господа своего.

Кто потрудился, постясь, — тот пусть возьмет ныне динарий.

Кто работал с первого часа — тот пусть получит сегодня должную плату.

Кто пришел после третьего часа — пусть с благодарностью празднует.

Кто успел прийти после шестого часа — пусть нисколько не беспокоится; ибо ничего не лишится.

Кто замедлил до девятого часа — пусть приступит, нисколько не сомневаясь, ничего не боясь.

Кто успел прийти только в одиннадцатый час — пусть и тот не страшится за свое промедление.

Ибо щедрый Владыка принимает и последнего, как первого; успокаивает пришедшего в одиннадцатый час так же, как и работавшего с первого часа; и последнего милует, и о первом печется; и тому дает, и этому дарует; и дела принимает, и намерение приветствует; и деятельности отдает честь и расположение хвалит.

Итак, все войдите в радость Господа нашего; и первые, и вторые получите награду;

Богатые и бедные, ликуйте друг с другом;

Воздержные и нерадивые, почтите этот день;

Постившиеся и непостившиеся, веселитесь ныне.

Трапеза обильна, — насыщайтесь все;

Телец велик — никто пусть не уходит голодным; все наслаждайтесь пиршеством веры; все пользуйтесь богатством благости.

Никто пусть не жалуется на бедность, ибо открылось общее Царство.

Никто пусть не плачет о грехах, ибо из гроба воссияло прощение.

Никто пусть не боится смерти, ибо освободила нас смерть Спасителя.

Он истребил ее, быв объят ею; Он опустошил ад, сошедши во ад; огорчил того, который коснулся плоти Его.

Об этом и Исаия, предузнав, воскликнул: «Ад, — говорит он, — огорчися, срет Тя доле».

Он огорчился, ибо стал праздным; огорчился, ибо посрамлен; огорчился, ибо умерщвлен; огорчился, ибо низложен; огорчился, ибо связан.

Он взял тело и нашел в нем Бога;

Взял землю и увидел в ней небо;

Взял то, что видел, и подвергся тому, чего не видел.

«Где ти, смерте, жало?

Где ти, аде, победа?» (1 Кор. 15, 55).

Воскрес Христос — и ты низложился; воскрес Хрис­тос — и пали бесы; воскрес Христос — и радуются ангелы; воскрес Христос — и водворяется жизнь; воскрес Христос — и мертвого ни одного нет во гробе.

Ибо Христос, воскресший из мертвых, — «Начаток умершим бысть» (1 Кор. 15, 20).

Ему слава и держава во веки веков.

Аминь.

*  *  *

«Огласительное» исторически значит «предназначенное для наставления в вере желающих принять Крещение». Дело в том, что в древности в Церкви крестили людей в Великую Субботу — то есть перед самым праздником Воскресения Христова. Традиционно в огласительном слове священнослужители кратко излагали основы христианского вероучения — догматы Церкви. Слово святителя Иоанна Златоуста — самое известное из пасхальных огласительных слов.

По своему размеру это слово очень небольшое, но глубокое по содержанию.

«Огласительное слово» святого Иоанна Златоуста не сразу после его смерти (ум. в 407 г.) вошло в бого­служебную практику: оно входило постепенно и медленно, приобретая все большее и большее значение в Церкви. Сначала его читали за пасхальным богослужением отдельные пастыри, но уже в источниках IX века имеются сведения о существовании его в чине пасхальной заутрени. С XVI века оно принято Бого­служебным уставом Русской Православной Церкви.

*  *  *

Это произведение привлекало внимание многих богословов и лингвистов: по своей форме, структуре оно совершенно необычно.

Композиционно «Слово…» делится на пять частей; каждая часть построена в соответствии с композицией целого, но при этом является в некотором роде самостоятельным произведением и имеет особенности, свойственные только ей.

В первой части — призыв всех, «и первых, и последних», работавших и ленивых, на пир к Домовладыке. Вторая часть — повествование о том, что Домовладыка принимает и милует гостей. В третьей — описание пира: «внидите вси», «трапеза исполнена», «телец упитанный», «явися царство». Четвертая часть является раскрытием смысла слов: «И сие предприемый Исаия возопи: ад огорчися…». В пятой звучат долгожданные слова: «Хрис­тос воскрес!».

Если соотнести «Слово» с иконой Воскресения (икона «Сошествие во ад»), проявляются общие закономерности: композиционно икона строится по тому же принципу, что и «Слово», и это проявляется и в пространстве изображения. В центре — Христос (Евхаристия, Царство Небесное), с обеих сторон — освобождаемые из ада праведники (этот момент, как правило, изображается наиболее динамично, иногда изображается даже «усилие» со стороны Христа, как будто он «тянет вверх» Адама и Еву); внизу — побежденный ад с поломанными воротами и «тьмой кромешной».

«Слово…» и икона связаны также и принципом взаимоотношения с адресатом — слушающим «Слово огласительное…» или смотрящим на икону. Вместо того чтоб изображать сцену, на которую зритель может лишь смотреть со стороны, но в которой не участвует, литургическое искусство изображает лиц, связанных между собой общим смыслом образа, но также связанных и со зрителем. Основным в изображении становится не столько взаимоотношение показанных лиц, сколько их общение с адресатом и включение его в происходящее.

Такой способ изображения в иконописи назван обратной перспективой. Точно так же, как иконописец преображает пространство и тем самым помещает зрителя внутрь изображения, читающий или слушающий вовлекается автором к соучастию в литературном сюжете. «Слово…» Иоанна Злато­уста обращено к тем, кто его сейчас слышит — настоящее время повелительных глаголов относит их к слушающим и таким образом включает их в само повествование.

Насыщенное символами, «Слово на Пасху» само становится символом, раскрывающим смысл слов «Христос воскрес!», образом, то есть словесной иконой праздника.

Подготовила  Ольга Протасова

Газета «Православная вера», № 08 (676), апрель 2021 г.

https://eparhia-saratov.ru/Articles/vojjti-v-radost-gospoda-svoego