Хождение по водам. Художник: Иван Айвазовский
«И тотчас понудил Иисус учеников Своих войти в лодку и отправиться прежде Его на другую сторону, пока Он отпустит народ. И, отпустив народ, Он взошел на гору помолиться наедине; и вечером оставался там один. А лодка была уже на средине моря, и ее било волнами, потому что ветер был противный. В четвертую же стражу ночи пошел к ним Иисус, идя по морю. И ученики, увидев Его идущего по морю, встревожились и говорили: это призрак; и от страха вскричали. Но Иисус тотчас заговорил с ними и сказал: ободритесь; это Я, не бойтесь. Петр сказал Ему в ответ: Господи! если это Ты, повели мне прийти к Тебе по воде. Он же сказал: иди. И, выйдя из лодки, Петр пошел по воде, чтобы подойти к Иисусу, но, видя сильный ветер, испугался и, начав утопать, закричал: Господи! спаси меня. Иисус тотчас простер руку, поддержал его и говорит ему: маловерный! зачем ты усомнился? И, когда вошли они в лодку, ветер утих. Бывшие же в лодке подошли, поклонились Ему и сказали: истинно Ты Сын Божий. И, переправившись, прибыли в землю Геннисаретскую» (Мф. 14, 22–34).
Когда мы читаем повествование о хождении Господа по бушующим водам Генисаретского озера и неудачной попытке последовать за Ним апостола Петра, нам следует спросить себя: а зачем Христос это сделал? Зачем сначала отослал учеников одних переплывать «море» против ветра? Зачем по прошествии времени пошёл к ним пешком? Зачем позволил апостолу Петру пойти по водам и чуть не утонуть?
У меня возникает один ответ на все эти вопросы: всё это Он сделал для того, чтобы преподать нам урок внимания – внимания в вере, надежде и любви к Богу.
Ведь без внимания, без всецелой сосредоточенности человека на том, в кого или во что он верит, наши желания, усилия и действия не достигнут желаемой цели, все они будут обречены на провал.
Мы знаем из Писания и собственного опыта, что в основе успеха в делах и жизни всегда лежит вера, в основе же неуспеха – неверие. Верующий способен свернуть горы (ср. Мф. 17, 20). Неверующий же ни на что не способен. Вера – начало, основа и сила деятельности и жизни, источник надежды и любви.
Из Писания мы знаем, что бывает мертвая и живая вера.
Мёртвая вера – вера исключительно умственная, теоретическая, бездеятельная, мечтательная, «маниловская». Такая вера ничем не отличается от веры бесов, которые «веруют и трепещут» (Иак. 2, 19), однако не следуют за Господом, потому что внимают не Ему, а своему владыке сатане.
Живая вера – вера практическая, которая воплощается в конкретных делах. «Вера без дел мертва» (Иак. 2, 20) – утверждает апостол Иаков. Без дел она никому не видна, потому что бесплодна, а значит, её и нет фактически.
«Всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь» (Мф. 3, 10). Так и люди, живущие бесплодно, обрекают себя на вечный негасимый огонь в геенне огненной.
С Господом соединяет исключительно живая, деятельная вера
Для того чтобы спастись, мало просто уверовать умом. Для спасения необходимо проявить и подтвердить свою веру делами по исполнению заповедей Христовых. С Господом соединяет исключительно живая, деятельная вера.
Что же делает веру живой? Внимание и решимость жить в соответствии с тем, во что веришь. Именно они переводят веру из теории в практику, от смерти к жизни. Благодаря вниманию и решимости настоящая живая вера рождается, благодаря им же растёт, крепнет, совершенствуется, побеждая всё на своём пути. Стоит вниманию и решимости ослабнуть, слабеет и вера. Стоит их потерять, теряется и она.
В православной аскетике внимание к своей духовной жизни, к своему спасению называется добродетелью трезвения. Без неё невозможна ни какая бы то ни было другая добродетель, ни праведная духовная жизнь. Её важнейшие составляющие:
- внимательное отслеживание всех помыслов, которые входят в наше сознание, различение благих помыслов от Бога и злых – от лукавого, отсечение искусительных помыслов,
- сосредоточенная непрестанная молитва,
- непрестанная память о Боге, грядущей смерти, после которой надлежит дать ответ за свою жизнь Господу,
- смиренное устроение духа, души и сердца.
Благодаря этому трезвение позволяет человеку хранить ум и очищать сердце от укоренившихся в них греховных страстей, наполняя их Богомыслием, Боговедением и Богообщением[1].
Умаление или утрата внимания и решимости даёт место сомнениям, а то и вовсе забытью и беспамятству, вплоть до полного неверия и безбожия, до слепоты духовной.
Как же это происходит? Из-за чего мы теряем внимание? Из-за того, что отвлекаемся. Отвлечение внимания от Бога в христианской вере есть не что иное, как начало греха. Сомнение и грех всегда начинаются с того, что человек отвлекает своё внимание от Господа и направляет на что-то другое – на себя самого, материальные или душевные ценности, обстоятельства земной жизни. Отвлекаясь от Христа, мы тут же забываем о Нём, о Его присутствии в нашей жизни. Всё наше внимание при этом, по апостолу Иоанну, бывает занято мирскими страстями – или «похотью плоти», или «похотью очей», или «гордостью житейской», или всеми ими вместе (ср. 1Ин. 2, 16).
Отвлечение внимания от Бога происходит из-за того, что кто-то или что-то подталкивает нас к этому. Такие подталкивающие, то есть мотивирующие и стимулирующие к отвлечению вниманию от Христа, события, помыслы или состояния называются искушениями.
Главным и изначальным источником искушений является сатана и подчинённые ему бесы, которые, собственно, занимаются тем, что всячески стараются отвлечь наше внимание от Спасителя, переключив его на «мир сей» (ср. Ин. 18,36), земные потребности и влечения.
Каждый человек уникален, обладает неповторимыми телесными и душевными свойствами. К каждому бесы стараются найти индивидуальный подход, предлагая те искушения, которые будут соблазнительны и эффективны для того или другого человека. Подобно профессиональным ворам-домушникам, бесы подбирают для нас именно те искушения, которые, как отмычки, откроют двери наших душ для последующего ограбления и убийства.
Основными видами бесовских искушений являются страхования, соблазны, похвалы и порицания.
При страхованиях бесы отвлекают нас от веры во Христа тем, что всячески запугивают человека, внушая ему страх и ужас перед лицом страданий, мучений и гибели. Примером действия на человека этого типа искушений является апостол Петр, который, «видя сильный ветер, испугался и стал утопать». Потому что страха ради смертного отвлёкся и стал смотреть не на Христа, а на разбушевавшуюся вокруг бурю.
В этом случае диавол для искушения воспользовался реальным природным бедствием, реальной тяжёлой и опасной ситуацией, в которой находились апостолы, сыграл на человеческом инстинкте самосохранения. Также в житиях святых описываются многочисленные случаи, когда бесы старались устрашить и смутить подвижников с помощью всевозможных ужасных видений.
При соблазнах бесы пытаются отвлечь верующих от Бога обещанием всяческих чувственных наслаждений, земного плотского счастья, которого, по их уверениям, можно достичь, живя греховной жизнью. Грех подаётся бесами как источник телесных удовольствий. Таким образом, они обращаются к низшей составляющей человеческого существа – к телу, к его инстинктам, ощущениям и потребностям.
Первым примером действия этого типа искушений стала праматерь человеческого рода Ева, которая соблазнилась запретным плодом с Древа познания добра и зла, потому что увидела, что оно приятно на вид и хорошо на вкус. Вкушение этого плода было вожделенным, потому что обещало ещё и обретение некоего нового тайного знания (ср. Быт. 3, 6).
Кроме плотских, бывают ещё и душевные соблазны, направленные на людей с богатым душевным миром. Таких бесы искушают наслаждениями, извлекаемыми не из грубых телесных удовольствий, но из высоких и утончённых занятий философией, науками, искусством, от образования, исследования и творчества, от того, что в Писании называется «мирской мудростью» (ср. 1Кор. 3, 19).
С помощью похвал и порицаний бесы обращаются к человеческому самолюбию, нашему тщеславию и гордыне. Задача похвал – довести человека до состояний превозношения, гордости, самооправдания и осуждения. Задача бесовских порицаний – вызвать в человеке обиду, зависть, осуждение, гнев, печаль, уныние, вплоть до нежелания жить.
Бесам всё равно, каким образом нас искушать. Для них главное – результат: отвлечение и отпадение человека от Христа, наша вечная погибель.
Наша же задача – понимать, что «диавол, как рыкающий лев, ходит, ища кого поглотить» (1Пет. 5, 8), бороться с его искушениями, всё своё сознание сосредоточив на Спасителе. Это значит – всегда быть бдительными, не терять сердечного внимания и деятельной решимости быть со Христом. Искусить можно лишь того, кто не внимает себе, кто не сосредоточен на очищении и исцелении своей души путём исполнения заповедей Божьих (ср. 1Тим. 4, 16).
Внимательный верующий несокрушим и непобедим. Все искушения разбиваются о него, как волны о скалу
По-настоящему внимательный верующий несокрушим и непобедим. Все искушения разбиваются о него, как волны о скалу. Ведь с внимающим Господу Он всегда и везде пребывает, преисполняет его Своей всесильной благодатью, как некий несокрушимый сосуд; у такого верующего на устах, в уме и сердце всегда одна мысль, одно исповедание: «Истинно Ты – Сын Божий!»
Внимающий Христу ничего и никого не боится, ничем и никем не соблазняется, ни от чего и ни от кого не превозносится и не печалится. Ведь, по апостолу: «Если Бог за нас, кто против нас?» (Рим. 8, 31).
Господь спас апостола Петра только тогда, когда он снова вспомнил о Нём, снова обратил на Него всё своё внимание и взмолился: «Господи! спаси меня!»
Так и мы. Подобно апостолу, тоже рождаемся и живём среди бушующих волн мирского моря, каждая из которых способна нас поглотить. Волны эти – всевозможные искушения и происходящие от них гибельные греховные страсти.
Единственным спасительным пристанищем в море мирских искушений и страстей является корабль Церкви Христовой, о борта которой с остервенением бьются свирепые волны, но не могут повредить ей, не могут её сокрушить или хотя бы отвратить её от заповеданной цели – от вечноблаженной пристани в Царстве Небесном. Что бы ни происходило вокруг, какие бы шторма и бури ни свирепствовали в мире, корабль Церкви, по благословению Христа, неуклонно идёт своим узким и прямым путём спасения и обожения.
Каждый насельник этого корабля по вере своей обретает возможность хождения по водам вслед за Господом – способность быть в мире, но не от мира (ср. Ин. 15,19), силу жить, проповедовать, творить дела милосердия во имя и славу Спасителя, вопреки вакханалии мирового сатанинского зла.
Главное при этом – не терять веру, не сомневаться, не отрывать глаз своего сердца от Христа, не отвлекаться от созерцания Его пресветлого Лика, всецело сделаться чистым и ясным зеркалом, святой иконой Спасителя.
Кто контролирует внимание человека, тот контролирует его сознание, а значит, и всю его душу
Находясь на земле, в Церкви, верные постоянно участвуют в духовной брани, будучи воинами Христовыми. Брань эта – брань за внимание. Кто контролирует внимание человека, тот контролирует его сознание, а значит, и всю его душу.
Органом внимания в человеке является сердце. Поэтому именно на него стараются воздействовать и Бог с верными Ему ангелами, и диавол с верными ему бесами. Бог обращается к сердцу человеческому Своим Словом, благими образами и помыслами, промыслительными обстоятельствами его жизни. «Сыне, – призывает Господь, – отдай сердце твое Мне, и глаз твои да наблюдают пути Мои!» (Притч. 23, 26). Сатана пытается повлиять на сердце искусительными злыми помыслами и образами, которые лукаво маскируются под добрые и приятные (ср. Мф. 4, 1–11). Человек же сердцем своим выбирает ту или иную сторону, то есть свободно обращает внимание и решает, по чьему совету ему поступить, за кем последовать.
Так борются Господь и диавол на поле сердца человеческого – воюют за его внимание и волю. Но ни первый, ни второй не могут приневолить человека, принудить его поступить так, как они хотят. Окончательное решение всегда остаётся за самим человеком.
Бог никогда не заставляет человека желать и поступать праведно, потому что Сам дал человеку свободу и хочет, чтобы он добровольно и искренне последовал за Ним. Ему нужно свободно любящее человеческое сердце.
Сатана же не может заставить человека подчиниться своей воле, потому что не имеет такой власти над ним, хотя и очень желал бы этого. По попущению Божию диавол может только искушать человека, предлагая ему совершить грех, маня ложными обещаниями власти, богатства и наслаждений или запугивая страданиями и смертью. Выбор греха и ответственность за него всё равно остаются за человеком. Человек может стать рабом лукавого, но только тогда, когда сам подчинится ему, взрастив в своём сердце плевелы греховных страстей (ср. Мф. 13, 25–30).
Итак, внимание – центральная тема духовной брани, средоточие христианской жизни, критерий и мера спасения человеческой личности, прицел и вектор её свободы и жизни. Ложно направленное внимание отвлекает, отрывает и уводит человека от Бога, делает его неверующим, ставит на широкий путь греха и погибели. Православно направленное внимание, напротив, обращает человека к Богу, возводит к Нему, сосредоточивает его сердце на Нём, соединяет с Ним, ставя верующего на узкий и прямой путь спасения.
Постараемся же быть внимательными, во-первых, к Богу, во-вторых, к ближним, в-третьих, к себе, дабы наследовать нам жизнь вечную.