Владимирский образ Богоматери в женских обителях Москвы

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

Фото: monastery.ru

Древняя икона Богоматери «Владимирская» служила безусловным образцом для создания многочисленных списков. Некоторые из них отличаются точным копированием и мастерским исполнением. Однако наряду с монументальными образами этого иконографического типа был создан обширный ряд небольших, камерных. Они служили для домашней молитвы или ставились на аналоях храмов в дни праздников.

Примером могут служить избранные иконы Богоматери, так называемые четырехчастные, на которых поздние Богородичные образа, такие как «Всех скорбящих Радость», «Утоли моя печали», «Взыскание погибших», помещаются вместе с Владимирской иконой Богоматери. Из «российского палладиума» образ стал личным: тема заступничества и милосердия стала звучать несколько иначе. Можно предположить, что понимание образа не упростилось, как иногда думают, а даже углубилось. К Богоматери не обязательно обращались в житейских нуждах, ведь понимание исторического значения иконы никуда не уходило: Богородица простирает покров и над Россией, и над любым человеком, сопровождая его жизнь. Неслучайно образ писался и на венчальных иконах.

В женских монастырях города Москвы находятся как дореволюционные, так и современные образа этого иконографического типа. Примечательно, что новые произведения в женских обителях пользуются исключительным почитанием. В Покровском монастыре современная икона. Она находится на стене недалеко от раки с мощами блаженной Матроны Московской. Все паломники, посетившие храм ради поклонения мощам святой, проходят мимо иконы, тепля перед ней свечи. Образ большой, и хотя его общий колористический строй не совпадает с древним – это та самая крепкая Заступница рода христианского.

В Зачатьевском монастыре в соборном храме местный образ современного письма – список с древнего образа, с шестью избранными святителями на правом и левом полях (по три), внизу в медальонах образ святителя Алексия Московского, по сторонам от которого обращенные к нему святые жены Евпраксия и Иулиания. Вверху в медальонах Спаситель и ангелы, молящиеся Ему. Пояс Младенца зеленый с ассистом, поручи и чепец Богоматери изумрудные. На праздничном аналое в дни чествования этой Богородичной святыни – большой современный образ в стиле XVII столетия, в окладе. Одежды небожителей покрыты золотым ассистом.

Большая часть монастырских копий и списков ориентированы на древний образ. В храме святителя Амвросия Медиоланского Новодевичьего монастыря на южной стене икона-копия великой святыни в размер и с воспроизведением всех утрат, причиненных иконе временем. Цветовой строй иконы в целом более темный, возможно, вследствие небольшого потемнения олифы. Образ почитаем постоянными прихожанами монастыря, и в дни празднования Владимирской иконы, когда на аналой выкладывается небольшой пядничный образ Пречистой Девы, паломники во множестве прибегают и к образу-копии древней святыни.

Икона Божией Матери «Владимирская» в Зачатьевском монастыре. Фото: monastery.ru

Аналойные, небольшие иконы также бывают списками древнейшей чудотворной иконы. В Марфо-Мариинской обители Москвы – икона начала XX столетия, чуть больше «пядницы». На нем схожим образом написаны руки: художник старался скопировать длинные пальцы Пречистой Девы, бережно обнимающей Младенца. Безжизненно повисает складка под ногами Младенца – эта деталь показывает, что древний образ копировался буквально и иконописцу немного не хватило мастерства. Пояс Младенца зеленый, с рисунком в виде звезд. Образ создавался с любовью, благоговением, вниманием к деталям: например, изысканна, но деликатна красная вязь на иконе. Икона хорошо отреставрирована.

Некоторые иконы имеют совершенно иные стилистические особенности: они выполнены в русско-византийском стиле, в котором в XIX – начале XX века работали многие художники. В целом для этого стиля характерно соединение господствовавшей тогда в учебных заведениях академической трактовки формы с традиционной древнерусской иконографией. Данный сплав в пропорциональном отношении был различным в ту или иную сторону. Икона XIX века в храме Всех святых Алексеевской обители довольно мягко отражает названную тенденцию: мы видим, скорее, мастерство не художника-академиста, а иконописца, который ориентировался на столичную живопись, но оставался на почве своего привычного богоугодного ремесла.

Икона появилась здесь, в Красном Селе, еще до того времени, как была восстановлена обитель. Этот большой образ находится на южной стене храма. Богоматерь с Младенцем смотрят на молящихся милостивым взором. Одежды вишневые, только у Младенца они на тон светлее: общая колористическая гамма подчеркивает единство Богородицы и Младенца, прильнувшего к Матери.

Красные медальоны оформлены розами с листьями. Нимбы также украшены цветами, но уже гравированными: над головой Богоматери большой рокайль в той же технике. Кайма мафория украшена тем же мотивом раковин, только написанным белым цветом. На полях повторяются все элементы, использованные в среднике иконы – раковины, розы и к ним присоединилось изображение крестов. Можно заметить, что художник использовал в декоративном убранстве иконы различные классические мотивы в некотором избытке, что говорит о «провинциальности» образа. В целом декоративное убранство иконы изысканно и подчеркивает значительность образа.

Икона Божией Матери «Владимирская» в Богородице-Рождественской обители. Фото: monastery.ru

Большая икона XIX столетия находится в соборе Рождества Пресвятой Богородицы Богородице-Рождественской обители, в галерее церкви, справа от входа в основное храмовое пространство. Вокруг средника полный цикл двунадесятых праздников от Рождества Богородицы до Воздвижения Креста. В изображении праздников сделаны акценты на прославлении Пречистой Девы. В центральной части композиции Вознесения Она стоит вместе с ангелами на горной возвышенности. В сцене «Сошествие Святого Духа на апостолов» Богородица, не всегда присутствующая в этом сюжете, сидит на скамье выше апостолов. В клейме, посвященном Рождеству Христову, Богоматерь на троне принимает поклонение волхвов, и только на заднем плане представлена смиренная сцена Рождества. Во «Введении Богородицы во храм» – торжественная развернутая композиция, в которой Марию сопровождает в храм шествие «дев Иерусалимских».

В храме Николы в Звонарях Пюхтицкого подворья в праздничные дни из ризницы выносится икона Богоматери «Владимирская» в сплошном латунном окладе. Лики Богоматери и Младенца соприкасаются, но при этом стоит отметить редкую деталь: и Богородица, и Младенец Христос смотрят на молящегося. Взгляд Их теплый, милостивый, ласкающий. Нога Младенца выходит на нижнее поле, что придает образу непосредственное звучание, так что воспринимается он как «рукодельный».

В формировании современного иконного убранства церквей отразился спектр актуальных предпочтений: любовь к небольшим иконам почитаемых иконографических типов Богоматери, в том числе Владимирского; использование при богослужении разнотипных икон на аналоях, с окладами и без них, обычно сохраняемых в ризницах (в данном контексте – иконных хранилищах). Характерно размещение небольших пядничных, некогда аналойных икон на стенах храмов. Для икон, которые раньше находились в жилищах, заказываются массивные оклады: почитание любого, даже самого скромного Владимирского образа Божией Матери облечено особой торжественностью.

Жанна Курбатова
5 июля 2024 г.

Источник: Московский Сретенский монастырь