ВИФЛЕЕМСКАЯ ЗВЕЗДА: ЧТО ЭТО? НЕБЕСНОЕ ТЕЛО ИЛИ ДУХОВНОЕ ЯВЛЕНИЕ?

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

Рождество Христово невозможно представить без Вифлеемской звезды. Она в рождественской истории, как, впрочем, и в иконографике Рождества Христова, занимает одно из центральных мест.

Но чем была Вифлеемская звезда? Чем конкретно она являлась? Попробуем на основе Священного Писания Ветхого и Нового Заветов, Священного Предания, а также высказываний отцов Церкви разобраться.

Во-первых, начать нужно с того, что пророчества о Вифлеемской звезде имеются в Ветхом Завете. В частности, в Книге Чисел: «Вижу Его, но ныне еще нет; зрю Его, но не близко. Восходит звезда от Иакова и восстает жезл от Израиля, и разит князей Моава и сокрушает всех сынов Сифовых» (Чис. 24:17).

Причем поразительно то, что пророчествовал о Вифлеемской звезде нечестивый языческий прорицатель Валаам, живший во время вступления евреев под предводительством святого праведного Иисуса Навина в землю обетованную (примерно XIII–XII вв. до Рождества Христова). Моавитянский царь Валак заплатил этому жрецу Валааму, чтобы он навел проклятие на народ еврейский, и он бы не вошел в землю обетованную, которая тогда была заселена ханаанскими племенами, в частности моавитянами. Но вместо того, чтобы изрыгнуть на евреев проклятие, как повествует Библия: «И взглянул Валаам и увидел Израиля, стоявшего по коленам своим, и был на нем Дух Божий» (Чис. 24:2) – Дух Божий отверз уста Валаама, и из них прозвучало святое пророчество, которому посвящена 24-я глава Книги.

Конечно, звезда, о которой говорил Валаам, была Вифлеемской звездой, а Тот, у Которого будет царственный жезл Израиля, разящий «моавитян»-бесов и сокрушающий адские твердыни, – это Богомладенец Христос.

Среди богословов и церковных историков есть мнения о том, что Вифлеемская звезда была небесным телом. Так, преподобный Иоанн Дамаскин писал о том, что данная звезда «не принадлежит к числу звезд, происшедших искони, но по Божественному повелению в самое надлежащее время образуются и опять уничтожаются». Т. е. святой Иоанн считал, что Вифлеемская звезда – это специально созданное Богом небесное тело, которого не было с самого начала сотворения мира, но оно было позже сотворено специально для того, чтобы привести волхвов к пещере, где родился Господь наш Иисус Христос. После чего это светило, выполнив свое предназначение, исчезло с небосклона.

Примерно похожей позиции держался и другой христианский ученый – Ориген. Он считал Вифлеемскую звезду кометой, которая появилась как знамение Рождества Христова. Вот как он об этом писал: «…Она, скорее всего, относится к той группе звёзд, которые появляются время от времени и называются хвостатыми звёздами или кометами… Мы прочитали о кометах, что они появлялись несколько раз перед счастливыми событиями. Если при возникновении новых империй и других важных событий на Земле появлялись кометы или другие подобные звёзды, то чему же удивляться, что появление звезды сопровождало рождение младенца, который должен был осуществить преобразование в человеческом роде?»

Другие христианские мыслители также говорили о Вифлеемской звезде как об астрономическом явлении. К примеру, Тертуллиан считал, что данная звезда – это соединение планет, которые выстроились в дивное небесное явление в честь Рождества Христова.

Если говорить обо мне, то я разделяю иную точку зрения. Её, в частности, придерживаются святитель Иоанн Златоуст и блаженный Феофилакт Болгарский. Они говорят о том, что Вифлеемская звезда – это Божественная или ангельская духовная разумная сила, которая видимо сияла на небе. Так, к примеру, блаженный Феофилакт пишет: «Слыша о звезде, не думай, что она была одна из видимых нами: нет, то была божественная и ангельская сила, явившаяся в образе звезды. Поелику волхвы занимались наукою о звёздах, то Господь и привел их этим, для них знакомым знаком, подобно как Петра рыбаря, изумив множеством рыб, привлёк ко Христу. А что звезда была сила ангельская, видно из того, что она ярко светила днем, шла, когда шли волхвы, сияла, когда не шли они: особенно же из того, что она шла с севера, где Персия, на юг, где Иерусалим: но звезды никогда не ходят от севера к югу».

Очень убедительные слова. Они также чрезвычайно гармонируют со Священным Писанием. Вспомним, что Сам Господь подобным образом уже вел Себя по отношению к людям: «И двинулись [сыны Израилевы] из Сокхофа и расположились станом в Ефаме, в конце пустыни. Господь же шел пред ними днем в столпе облачном, показывая им путь, а ночью в столпе огненном, светя им, дабы идти им и днем и ночью. Не отлучался столп облачный днем и столп огненный ночью от лица [всего] народа» (Исх. 13:20–22).

Примерно то же происходит с волхвами: «И се, звезда, которую видели они на востоке, шла перед ними, как наконец пришла и остановилась над местом, где был Младенец» (Мф. 2:9). Церковное предание нам повествует о том, что звезда двигалась по небу, когда шли волхвы, и останавливалась, когда они отдыхали. И, конечно, слово «шла», употребленное в Евангелии, более приличествует живому существу, чем неодушевленному телу.

Кроме того, и сама иконография Рождества Христова нам говорит о Вифлеемской звезде как о живом существе, или овеществленной видимой благодати Божией, или о некоей ангельской силе. На канонических иконах Рождества Христова очень много эпизодов. В центре Пресвятая Богородица, Возлежащая с только что родившимся Богомладенцем Христом. Там есть и волхвы, и пастушки, и славословящие Ангелы. И святой праведный Иосиф.

Но что указывает на иконе, что родившийся ныне Иисус – это всеми ожидаемый Бог и Мессия? Это именно Вифлеемская звезда, которая светлым лучом спускается с неба прямо на Младенца, разделяясь книзу на три луча. И это свидетельствует нам о том, что Младенец, лежащий в яслях, как на престоле (из Трипеснца, читаемого накануне Рождества Христова), является Вторым Лицом Святой Троицы. Бог вочеловечился для нашего спасения.

И сегодня, 7 января, в праздник Рождества Христова, мы ощущаем эту единую рождественскую и пасхальную радость, которая убеляет наши грехи и возводит нас на Небо. Наполнимся же этой радостью, наполнимся же этим светом, который сияет нам из пещеры Вифлеемской небесной звездою. И будем хранить эту радость всегда, каждое мгновение нашей жизни, круглый год. Потому что Господь наш Иисус Христос вочеловечился, стал таким, как мы. И, как любящий Отец, сквозь крутящиеся спицы ткущихся дней возводит нас на Небо вслед за Собою. А все эти столетия и эпохи, несущиеся словно бурные огромнейшие и страшные волны, знаменуют приближение Царствия Небесного и Нового горнего града Иерусалима. Доверься Богу и всегда помни, что Он сошел с Неба специально для тебя и всегда находится рядом с тобой, никогда тебя не оставляя.

Он ведет тебя к тому моменту, когда ты уже не гадательно и не через тусклое стекло, как писал Божественный Павел, но лицом к лицу станешь перед Ним, узришь Его и будешь наслаждаться вечно блаженным общением со своим Творцом. Выше этого счастья ничего в мире нет. И наша жизнь – это приближение к нему.

А пока войдем в храмы, которые на Рождество превращаются в Вифлеемскую пещеру, и узрим, как на престоле, словно в яслях, пребывает среди нас Своею благодатию, Своими Телом и Кровию Воплотившийся от Девы Марии и Вочеловечившийся Господь и Бог и Спас наш Иисус Христос.

Христос рождается – славите, Христос с Небес – срящите!

Протоиерей Андрей Чиженко

https://pravlife.org/ru/content/vifleemskaya-zvezda-chto-eto-nebesnoe-te...