ВЕЛИКИЙ НИКОН, ИЛИ КАК СТАТЬ АВТОРИТЕТОМ СРЕДИ СВЯТЫХ

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

Память преподобного Никона, игумена Печерского (прест. в 1088 г.) – 23 марта (по н. ст. 5 апреля).

Сведения о прп. Никоне содержатся в Повести временных лет, Житии Феодосия Печерского и в Киево-Печерском патерике. Великий Никон – так называл преподобного Нестор летописец, свидетельствуя о его духовном авторитете и особом почитании со стороны монашеской братии.

Никон прежде других братий подвизался вместе с Антонием в пещере на приднепровских холмах, где было положено начало Печерскому монастырю. По благословению Антония, не имевшего священнического сана, он постриг пришедшего Феодосия и облек его в монашескую одежду, поскольку «был тот Никон священником и умудренным черноризцем». Прп. Феодосий, по словам Нестора летописца, очень любил Никона и почитал его как своего духовного отца.

По повелению прп. Антония Никон постриг также прп. Варлаама, сына боярина Иоанна, и прп. Ефрема, управителя великокняжеского дома. Страшен был гнев князя Изяслава, когда он узнал о пострижении боярина и своего приближенного слуги без его повеления. Призвав Никона, правитель велел убедить новых пострижеников вернуться домой, угрожая тем, что заточит в тюрьму Никона и печерских иноков, а пещеру их засыплет. Антоний с братией, «взяв одеяния свои, покинули свое место, намереваясь уйти в другую землю». Когда же князю сообщили, что Антоний с остальными монахами уходит из Киева, он устрашился гнева Божьего и напастей своей земле. Повелел великому Никону вернуться в пещеру и послал за остальными печерскими иноками, прося, чтобы они с молитвами вернулись назад. В повествовании Патерика Печерского не раз говорится о случавшихся конфликтах с великокняжеской властью. Как сказал прп. Феодосий, обличая князя Святослава в неправедном занятии киевского княжения: «А что может, благой владыка, гнев наш против власти твоей? Но подобает нам обличать вас и поучать о спасении души. А вам следует выслушивать это».

Вскоре после этих событий, около 1061 г., прп. Никон, желая уединения, ушел в Тмутаракань – один из древнейших городов на Таманском полуострове (современный Краснодарский край РФ). Там им был основан монастырь во имя Пресвятой Богородицы по образцу Печерского монастыря. В 1067 г. Никон приехал в Киев просить князя Святослава поставить своего сына князем в Тмутаракань. Нестор летописец описывает встречу Никона с прп. Феодосием: «Когда встретились они, то, оба упав на колени, поклонились друг другу до земли, потом обнялись и долго плакали, ибо давно уже они не видались». Никон вернулся в Печерский монастырь, и прп. Феодосий, по необходимости, поручал иноков его попечению, ибо Никон был среди них самый старший.

Игумен Феодосий, «когда поучал братию в церкви духовными словами, то просил великого Никона прочесть что-либо из книг в наставление братии». В Житии Феодосия говорится о его книгописной деятельности. По словам Нестора, «многажды» бывало, что Никон сидит и «делает книги», а Феодосий, сидя рядом, «прядет нити, еже на потребу таковому делу» (т.е. для сшивания книг). Ученые считают Никона также летописцем, автором Никоновского летописного свода 1073 г., который позднее продолжил Нестор Летописец.

На гравюре Патерика прп. Никон изображен с большой книгой в руках. Внизу – Никон с Феодосием, кланяющиеся друг перед другом до земли. Видимо, именно этот эпизод из жизнеописания прп. Никона особенно впечатлил художника. Феодосий, по словам Нестора Летописца, умолял Никона не покидать его и не разлучаться, пока они живы. Однако в период княжеской междоусобицы, когда в 1073 г. Изяслав был изгнан Святославом из Киева, Никон снова уехал в Тмутаракань. Вернулся он в Киев уже после смерти Феодосия и с 1078 г. и до своей кончины в 1088 г. был игуменом Киево-Печерского монастыря. При нем пришли византийские мастера, украсившие мозаикой и росписями Великую Печерскую церковь – Успенский собор.

Нетленные мощи прп. Никона почивают в Ближних пещерах, где он вместе с прп. Антонием начинал свой подвиг монашеского жития. 

старший научный сотрудник

Национального Киево-Печерского историко-культурного заповедника

Елена Лопухина

http://pravlife.org/content/velikiy-nikon-ili-kak-stat-avtoritetom-sredi...