Великий Четверг: между Христом и Иудой

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

Что отличает достоинство и недостоинство человека при причащении? Критерий различения между достоинством и недостоинством, между подлинностью и неподлинностью правильного отношения к Евхаристии, это критерий различия между Христом и Иудой – считает диакон Августин Соколовски, доктор богословия, преподаватель Фрибургского университета (Швейцария) и Киевской Духовной Академии. Его размышлениями о Великом Четверге мы делимся с нашими читателями.

Джотто. Поцелуй Иуды. Капелла Скровеньи
 

«Вечери Твоея тайныя днесь, Сыне Божий, причастника мя приими». Великий Четверг - день Тайной Вечери Господней. Этот день последней трапезы Господа нашего Иисуса Христа с учениками. Сегодня наступает ночь, и Господь наш Иисус Христос нисходит в сердце земли.

Еще будучи с учениками, Господь наш неоднократно говорил о том, что Он воскреснет в третий день. Святые отцы много размышляли над смыслом этих слов Господа, которые буквально не исполнились. Ведь Господь умер в пятницу, а воскрес на рассвете дня, следующего за субботой. В молитвенном размышлении о смысле этого святые отцы приходят к выводу, что Господь наш говорил о таинстве Своих Тела и Крови. Ибо не дожидаясь прихода предателя и всех тех, что возьмут Его и приведут на Крест, Господь наш дает Себя Сам, миру и человеку, в Своих Теле и Крови.

Господь снисходит в сердце земли, и земля каменная начинает биться живым сердцем. У нашей земли есть сердце, в котором течет животворящая Кровь Господня. Это сердце дано каждому из нас в первом причащении Телу и Крови Христовых. Это сердце дается нам в каждой Евхаристии, в каждой встрече с Господом, в каждом приобщении животворящим Телу и Крови. Евхаристия есть сердце земли, подлинное сердце человека и сердце Церкви. Без Евхаристии немыслимо ни одно из церковных таинств. Не случайно древние последования таинств всегда содержат в себе Евхаристию. Некоторые из таинств сохранили эту связь с Евхаристией, связь с Кровью и Телом Христовым. Таинство священства, рукоположение во диакона, священника или епископа, всегда происходит за Литургией. Потому что именно телом и Кровью Христовой силен человек, силен служитель Церкви и сильна сама Церковь. В таинстве брака брачующиеся приобщаются общей чаше вина. Изначально таинство брака имело своим центром, своим сердцем – источником подлинной любви Тело и Кровь Христовы, которые впоследствии были заменены чашей вина.

Тело и Кровь Христовы являются центром, смысловым пунктом, обоснованием и основанием нашей жизни и нашего существования. Тело и Кровь Христовы – критерий нашего бытия и нашего христианства. Человек, как об этом говорит Апостол Павел, должен рассуждать, достойно ли или недостойно принимает он Тело Христово. При этом должно всегда приступать к Евхаристии и постоянно приобщаться, ибо в этом – жизнь человека во Христе и подлинность его христианского опыта. Если человек причащается редко, то он удаляет от себя жизнь и приближается к смерти. Не случайно в канонах Древней Церкви, которые действительны и по сей день, и которые никто не отменял, содержится указание на то, что если верный христианин пришел на Литургию и не причастился, то он отлучается от Церкви.

Мы часто рассуждаем о том, что делает нас недостойными приобщения. И очень часто мы заблуждаемся, думая, что недостойными причащения нас делает непрочтение молитв, непощение, рассеянность, веселье, радости жизни, общение супружества и окружающий мир. Нет. Недостойными нас делает совсем не это. Все посты, все подготовительные этапы на пути к Евхаристии являются делом добровольным, являются плодом личного усилия, добровольного желания каждого человека. Они, выражаясь современным языком, факультативны.

Что же отличает достоинство и недостоинство человека при причащении? Об этом нам говорит образ Иуды, которого Церковь столь часто вспоминает сегодня. Иуда – пример религиозного человека. Иуда – пример того, кто всегда был с Господом. Иуда – пример человека, который постоянно думает над смыслом и соблюдением правил и предписаний. Иуда – человек, который всегда рассуждает, и который в нужный момент принимает кажущееся ему правильным решение. Он хочет мыслить за Господа. Строго выполняя волю Божию, он, на самом деле, стремится к достижению своей цели. Не случайно современный мир столь любит Иуду. Пройдитесь по улицам и вы увидите: почти всегда в каждом киоске есть очередной журнал, в котором в очередной раз говорится о том, что Иуда не был так плох, как об этом учила Церковь. Почему? Потому что Иуда образ современной религиозности. Иуда - это образ человека, который верит в Бога, который исполняет заповеди и следует правилам, но не хочет отдать всего себя Богу без остатка. Иуда – это человек, который не хочет чтобы вместо его сердца его сердцем стало сердце Христово, чтобы в его жилах текла Кровь Христова, чтобы его тело стало Телом Христовым. И поэтому над Иудой исполняются слова предопределения Господня об отступнике.

Критерий различения между достоинством и недостоинством, между подлинностью и неподлинностью правильного отношения к Евхаристии - это критерий различия между Христом и Иудой. Христос Господь наш отдает себя миру, Церкви, человечеству всецело. Он отдает себя добровольно, Он отдает Себя в Своих Теле и Крови. Иуда же – человек, который действует, как ему кажется, свободно. Который всегда имеет запасное решение. Но такое запасное решение невозможно.

Таинство Тела и Крови Христовых – это не только таинство, которому мы приобщаемся сегодня за богослужением. Великий Четверг повторяется ежедневно в жизни каждого христианина. Неслучайно, за каждой литургией произносятся слова о том, что мы причащаемся Тайной Вечери. Реализм таинства Евхаристии есть реализм подлинный. Это – вопрошание человека, адресованное к самому себе и к другим: «Быть или не быть?». Если человек уклоняется от Евхаристии и придумывает себе самые благочестивые оправдания, то склоняется к небытию. Он начинает стыдиться Крови и Тела Христовых и повторяет путь предателя. Священномученик Киприан Карфагенский обращается к христианам со словами о необходимости приобщаться, говоря: «Рано утром, возвращаясь с Литургии, не стыдись, что из уст твоих исходит благоухание Его Крови. Ведь в этом – твоя жизнь». Аминь.


Источник: Нескучный сад