Ватикан причислил к лику блаженных пятерых священников, расстрелянных Парижской коммуной в 1871 году
ПАРИЖ. Святой Престол причислил к лику блаженных пятерых священников, замученных Парижской коммуной в 1871 году, причем служба в парижском соборе прошла под усиленной охраной полиции ввиду народных бунтов в столице Франции, сообщает catholicnewsagency. Внимание! Последующий дискурс носит выраженный франкокатолический характер.
Французские священники, павшие от рук «антиклерикальных революционных властей» в Париже в 1871 году, были причислены к лику мучеников на торжественной службе в субботу 22 апреля. «Как пастыри, вдохновляемые апостольским рвением, эти священники были едины в своем свидетельстве великой твердости веры вплоть до мученичества, - провозгласил Папа Франциск на следующий день после беатификации, в воскресной проповеди 23 апреля после традиционной молитвы Regina Caeli (Царица Небесная). – Они приняли мученическую смерть за веру в Париже в 1871 году во время так называемой Парижской коммуны. Ваши аплодисменты новопровозглашенным блаженным!»
В качестве «мучеников за веру» к лику блаженных на этой торжественной службе были причислены пятеро праведников. Это отец Анри Планшат (Henri Planchat) из Конгрегации Святого Винсента де Поля; и четыре священника из Конгрегации Святых Сердец Иисуса и Марии – Ладислас Радиг (Ladislas Radigue), Поликарп Таффье (Polycarpe Tuffier), Марселлен Рушуз (Marcellin Rouchouze) и Фрезаль Тардье (Frézal Tardieu). Все они были расстреляны 26 мая 1871 года в ходе так называемой «бойни на улице Хаксо», которой завершилось двухмесячное кровавое правление Парижской коммуны. Она захватила столицу 18 марта 1871 года под революционными и антикатолическими лозунгами и свирепствовала в городе до 28 мая 1871 года. Бунт пыл подавлен французскими войсками в ходе так называемой «Кровавой недели», когда погибло до 20 тысяч человек.
Торжественную службу беатификации в церкви Сен-Сюльпис в Париже с участием архиепископа Парижского Лорана Ульриха (Laurent Ulrich) в присутствии около 2500 мирян возглавил кардинал Марчелло Семераро (Marcello Semeraro), глава Ватиканской конгрегации по делам святых, согласно отчету новостной службы Agence France-Presse.
После поражения во Франко-прусской войне и распада Второй империи Наполеона III, к управлению страной пришла Третья Французская республика. Она заключила мир с пруссаками, по условиям которого те ввели оккупационные войска в Париж. Бесчинства, творимые иноземцами, вызвали восстание левых сил, ныне известное под названием «Парижская коммуна». Как и все революционеры либерального толка, захватывающие власть под обещания всеобщего счастья, свободы, братства и равенства, коммунары мгновенно перешли к террору против «врагов народа» и инакомыслящих вообще. За время своего недолгого правления они отобрали власть и ресурсы у католической церкви и подчинили местное население власти светского правительства самыми жестокими и кровавыми мерами.
Парижская коммуна успела провести социалистические реформы, в том числе установила 10-часовую рабочую неделю, при этом закрыла католические церкви и школы, конфисковала церковные деньги и имущество и арестовала сотни священников, монахов и монахинь, обвинив духовенство в «пособничестве монархическому правлению». Французская школьная система также подверглась жесткой светской реформе под строгим надзором антиклерикальных радикалов во власти.
Тут же, как водится, были выявлены тысячи «врагов народа», в том числе «пособники монархии». Их либо убивали на месте без суда и следствия, либо бросали в тюрьмы в качестве «заложников народа Парижа». Там они томились в ожидании казни в отместку за гибель революционеров от рук правительственных войск. Согласно указу революционных властей, трое заложников, отобранных случайным образом, подвергались немедленной казни в отместку за казнь каждого революционера правительственными войсками. «За любой казнью военнопленного или сторонника регулярного правительства Парижской коммуны немедленно последует казнь троекратного числа удерживаемых заложников народа... отобранных по жребию», – гласил указ.
По мере продвижения французских правительственных войск и укрепления их позиций в столице, когда Парижская коммуна неуклонно двигалась к полному разгрому, революционные террористы успели провести более 100 казней по этому указу. Казнили в первую очередь многих видных представителей духовенства, в первую очередь архиепископа Парижского Жоржа Дарбуа (Georges Darboy). Пятеро священников, причисленных к лику блаженных 22 апреля, еще в ноябре прошлого года были признаны мучениками папой Франциском.
Отец Анри Планшат (Henri Planchat, 1823-1871) вырос в набожной христианской семье во французском регионе Луара и с юных лет ощутил в душе призвание к служению бедным и обездоленным. Он поступил в семинарию Сан-Сюльпис в Париже и был рукоположен в сан священника в 1850 году. Он быстро прославился своей самоотверженностью в служении бедным, благовествовании и свершении обрядов и даже заслужил в народе прозвища «охотник за душами» и «апостол пригородов», по документальным свидетельствам конгрегации Сент-Винсента де Поля. Он служил в пригородах Гренель и Вожирар, где неустанно проповедовал Евангелие отверженным и нищим из низов и представителям рабочего класса, многие из которых проявляли враждебность к Церкви, видя в ней угнетателя. Несмотря на свое высокородное происхождение и изысканное воспитание, большую часть своей жизни он верой и правдой служил бедным и обездоленным с великим смирением.
Отец Ладислас Радиге (Ladislas Radigue,1823-1871) вырос в Нормандии и избрал священническое призвание, поступив в колледж Конгрегации Святых Сердец Иисуса и Марии. В течение 20 лет он обучал послушников и был избран настоятелем материнского дома Конгрегации Святых Сердец Иисуса и Марии, где и подвергся аресту вместе с прочими священниками 12 апреля 1871 года.
Отец Поликарп Таффье (Polycarpe Tuffier, 1807-1871) попал в конгрегацию Святого Сердца Иисуса на попечение к духовным отцам еще ребенком и принес свои первые монашеские обеты в возрасте 16 лет. Со временем он был поставлен прокурором конгрегации, преподавал философию, затем трудился в нескольких колледжах Бельгии в качестве религиозного брата, после чего был рукоположен в сан священника и достиг поста генерального секретаря конгрегации.
Отец Фрезаль Тардье (Frézal Tardieu, 1814-1871) родился в Лозере на юге Франции и принес свои монашеские обеты в 1839 году. Со временем он стал настоятелем послушников Вожирара, а затем его отправили на службу в бельгийский Лувен, где он вскоре выдвинулся в члены генерального совета конгрегации. Его помнят и чтят в церкви за великое сострадание и смирение. Он также обрел известность своим изречением «лучше говорить с Богом, чем толковать о Боге».
Отец Марселлен Рушуз (Marcellin Rouchouze, 1810-1871) родился во французском регионе Луара первым из троих детей в семье, и все они стали монахами Конгрегации Святых Сердец. Он принял постриг в 1837 году, а в священнический сан был рукоположен только в возрасте 42 лет после духовной беседы со святым Жаном Вианни (John Vianney), который наставил его словами: «Сын мой, ты должен стать священником! У доброго Господа нашего на тебя великие планы».
Кардинал Семераро отметил в своей проповеди после торжественной службы беатификации, что пятеро священников «пали невинными жертвами жестокого безумия революционеров». «Эти кровавые события по сей день служат всем нам предупреждением, особенно актуальным в нынешние неспокойные времена, – отметил кардинал. – Следует помнить, что даже когда нам кажется, что добро терпит поражение от зла, силы и хитрости, на самом деле оно продолжает трудиться молча, подспудно и незримо, и приносит великие плоды в долгосрочной перспективе. Так действует и христианское обновление в обществе – через подспудное преобразование совести, нравственное формирование и молитву».
Обряд беатификации состоялся в условиях усиленных мер безопасности ввиду бунтов и насилий во Франции. У всех еще свежи в памяти события двухлетней давности, когда католики пытались почтить память мучеников крестным ходом в Париже 29 мая 2021 года по случаю 150-й годовщины резни, учиненной Парижской коммуной. Тогда крестный ход столкнулся с бесовской реакцией со стороны радикальных «контрдемонстрантов». Около 50 неистовых экстремистов заблокировали движение процессии, а затем разогнали католиков и вынудили организаторов шествия бежать в храм в поисках убежища от насилий.
Сергей Игнатов
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии