В Неделю светотворных постов

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

Протоиерей Александр Шаргунов о втором воскресенье Великого поста …

Второе воскресение Великого поста называется Неделей светотворных постов. В этот день ― память святителя Григория Паламы, архиепископа Фессалоникийского, чудотворца. Он подвизался в 13 веке. С особым благоговением внимает Церковь его учению о нетварном фаворском свете, совершая восхождение к Крестной смерти Господа и Его Воскресению, к тайне, раскрывшейся на горе Преображения. В своих писаниях он различает в Боге неприступную сущность и вечные творческие энергии, через которые Бог приобщает тварные существа Своей жизни и Своему свету. Очищая сердце подвигом воздержания и молитвы, даром таинств, человек делается способным подлинно соединиться с Богом, стать причастным Его славе, которая просияет в телах и душах святых после всеобщего Воскресения. Святителю Григорию пришлось выдержать мощный натиск блестящих книжных богословов из высокоинтеллектуальной среды византийской столицы, которые опытно не знали благодати Божией, но были весьма искусны в риторике. Над Святителем состоялся церковный суд. Святой был отлучен от Церкви и даже приговорен к тюремному заключению. Но Господь не оставляет Своих. Истина восторжествовала, еретики осуждены, и с ними ― философский гуманизм, который должен скоро будет вдохновить так называемую эпоху Возрождения в Европе.

С юных лет, приняв монашеский постриг, святитель учился главным христианским добродетелям ― послушанию, кротости и смирению. И день, и ночь молился, как сказано в его житии, с рыданием: «Господи, просвети мою тьму». Божия Матерь, Которой он вверил себя, послала к нему в начале его пути апостола Иоанна Богослова, и тот обещал ему свой покров в этой жизни и в будущей. А накануне кончины, в день памяти святого Иоанна Златоуста, ему явился этот святитель, приглашая его присоединиться к сонму святых иерархов. Церковь прославляет святителя Григория Паламу ― великого пастыря ― за чистоту православного исповедания, за мужественное стояние в истине. Он шел вслед за святыми отцами. Это о нем, почти за тысячу лет до него, сказал другой святитель Григорий ― Богослов: «Чтобы стать пастырем, он всю жизнь учился быть овцой».

Сегодня за литургией читается Евангелие о Добром Пастыре. Христос называет Себя Добрым Пастырем. Мы знаем этот образ. Пастырь заботится о Своем стаде, защищает его от воров и диких зверей, несет домой на Своих плечах заблудившуюся овцу, спасая ее от гибели. И Господь называет Себя также дверью овцам. Он ясно говорит: «Кто не входит дверью во двор овчий, тот вор и разбойник». Он думает не о том, как пасти овец, а о том, как их украсть. Он входит к овцам с недобрым намерением.

В этой притче, столь понятной для современников Христа, внезапно открывается поворот, ужасающий наших современников ― наследников того самого философского гуманизма, который противостоял в свое время святителю Григорию Паламе. Господь говорит: «Все, сколько их ни приходило предо Мною (по-славянски ― прежде Меня), суть воры и разбойники». Какое страшное превозношение со стороны Христа ― просто взять и поставить ни во что всех, и с такой нетерпимостью! Всех тех, кто не следует за Ним. Кто же может такое проглотить, не протестуя? Неудивительно, что после этих слов новая распря произошла между иудеями. «Многие из них говорили: Он одержим бесом и безумствует; что слушаете Его? Другие говорили: это слова не бесноватого; может ли бес отверзать очи слепым?» (Ин. 10, 20-21). Мы-то знаем, что Он отверзал очи слепым к видению не только физического света. А многие наши современники возмущены: где же толерантность Христа? Нынешние плюралисты, пожалуй, назвали бы Его православным фундаменталистом или даже религиозным фанатиком, Который безмерно переоценивает Себя и презирает других. Именно так видели Христа Его враги, за это они гнали Его и, наконец, убили.

Эта притча о Добром Пастыре и о двери ― зеркало, в которое неприятно, наверное, многим смотреть. В особенности тем, кто должны быть пастырями Христовыми, кто ответственен за хранение истины, а мыслят они куда более широко и свободно, чем Христос. Мы имеем в виду всем известныхэкуменистов и суперэкуменистов. Откуда у них эта широта и свобода? От незнания света Христова. От невидения узкого крестного пути, ведущего к нему. От нежелания идти этим путем. Еще в Ветхом Завете Господь говорит:«Горе лжепророкам, которые водятся своим духом и ничего не видели!» (Иезек. 13, 3). Единственное место, где пребывает и действует свет благодати Духа Святого ― Церковь. И потому все тайны веры должны восприниматься только в свете учения и предания Церкви. Бог ― наш Отец веры, а Церковь ― Мать. Если кто-то видит, что его понимание истины отличается от учения Церкви, он должен смиренно испытать себя, что он ищет ― исполнения своих желаний или благодати Святого Духа. Учение Церкви не состоит из частных мнений, пусть самых гениальных людей, но в нем ― откровение Божие Духом Святым. «Никакого пророчества в Писании, ― говорит апостол Петр, ― нельзя разрешить самому собою. Ибо никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым» (2 Петр. 1, 20-21). И святитель Григорий Палама возвещает о тайне Божественного света«не от человеческой мудрости изученными словами, но от Духа Святого, соображая духовное с духовным» (1 Кор. 2, 13). Духом Святым открывается истина Божия людям, и Дух Святой делает людей способными разумевать истину, видеть невидимый свет. Преподобный Силуан Афонский говорит, что совершенный человек отличается тем, что не говорит ничего от себя. Но невозможно достигнуть совершенства, не отвергнувшись себя и не предав себя до конца Богу.

Вопрос, который ставит Господь всем пастырям, очень прост: ищете ли вы прежде всего своего или благо тех, кто вверен вам? И поскольку значимость выбора велика, Он говорит: кто ищет в Церкви, прежде всего, своего ― вор и разбойник. Тот, кто озабочен более всего самоутверждением, кто думает, какое место он занимает в Церкви и в мире, лишает возможности своих чад придти к свету, обворовывает их сердца. Наш Господь ― не такой. И те, кто Его, о которых Он говорит: «Знаю Моих, и мои знают Меня» ― не такие. Он не пришел, чтобы прославиться здесь, на земле, но чтобы отдать Свою жизнь. Вот почему Его слово так отличается от наших слов. Его голос имеет единственное звучание. Он зовет Своих овец по имени, и они идут за Ним. Это голос Бога Живаго, Который иногда проникает в наши сердца через шум каждодневной жизни. Мы узнаем в нем голоса великих пастырей, возвещающих истину. И самых скромных безвестных пастырей, направляющих к ней. Этот голос говорит нам, где путь, ведущий в жизнь. Мы можем спастись только тогда, когда войдем в эту дверь. Христос ― единственная дверь, которую Бог открывает для нас, чтобы мы не прошли мимо ― прямо в ад. Христос ― единственный свет, просвещающий и освящающий всякого человека, грядущего в мир. Кто вошел в эту дверь, тот узнал, как Господь ведет за руку каждого из нас на пажить, где цветение рая, как близок Он нам, как непостижима Его любовь ко всем без исключения людям. «Пастырь добрый душу свою полагает за овцы». И это есть путь Креста, свет Креста и свет Христова и нашего грядущего Воскресения.

Протоиерей Александр Шаргунов, настоятель храма Святителя Николы в Пыжах

http://ruskline.ru/news_rl/2013/03/30/v_nedelyu_svetotvornyh_postov/