В Музее им. Андрея Рублева открылась выставка «Праздник Покрова Богородицы»

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

Москва, 13 октября, Благовест-инфо. Выставка «Праздник Покрова Богородицы» открылась в Центральном музее древнерусского искусства имени Андрея Рублева (ЦМИАР) 12 октября, в преддверии одноименного православного праздника. Небольшая экспозиция представляет два памятника иконописи и две рукописи с крюковой записью православных песнопений, некоторые из них прозвучали на открытии выставки в исполнении старообрядческого хора.

Праздник Покрова Богородицы (1/14 октября) был установлен на Руси в XII веке, он основан на сюжете из жития византийского святого Андрея Юродивого, который удостоился видения Богоматери во Влахернском храме в Константинополе. Чудесное видение на иконах праздника изображалось по-разному: Богородица в сопровождении Иоанна Предтечи, Иоанна Богослова и многих святых явилась людям, собравшимся в храме во время вражеской осады, сняла свой мафорий (покров) и простерла его над головами молящихся, защитив их.

Две иконы из собрания ЦМИАР демонстрируют разные иконографические варианты образов Покрова Богоматери. Старшая из них – это образец строгановского письма конца XVI – начала XVII вв., возможно, из Сольвычегодска. Как рассказала одна из авторов каталога выставки, заведующая научно-исследовательским отделом ЦМИАР Мария Маханько, Богоматерь здесь изображена так, что обращена к предстоящим  перед иконой, а чины святости, которые окружают Богоматерь и расположены в нижнем ряду, написаны в разных динамичных разворотах. Эту икону, как и другие произведения строгановской школы, отличает миниатюрность, тщательное выписывание мельчайших деталей, буквально нитевидные надписания, изысканный колорит с богатством оттенков. По словам Маханько, такое письмо восходит к искусству миниатюр в лицевых рукописях.

Напротив расположена икона Покрова XVIII в., которая представляет другой вариант иконографии праздника. Богоматерь обращена к Сыну, она молитвенно предстоит перед Ним за весь мир; ко Христу же обращены и те святые, которые сопровождают Марию в небесном шествии. Сотрудница ЦМИАР обратила внимание на многосложный барочный антураж композиции: архитектурный фон, затейливые резные кивории над царскими местами, драпировки, кудрявые облака, сочетание волнистых и прямых лучей, изображающих сияние, исходящее от Богоматери, – все это, по мнению Маханько, напоминает такое же пышное и многоголосное партесное пение, распространенное в церковном обиходе этого времени.

В композицию этой иконы введены два новых элемента: сюжет «Коронование Богоматери» (Христос, к которому обращена в молитве Богоматерь, правой рукой благословляет ее, а в левой держит царский венец), появившийся в русской иконописи с конца XVII века под влиянием западного искусства, и история о чудесном явлении Богородицы святому гимнографу Роману. Как пояснила собеседница «Благовест-инфо», это рассказ о том, как церковный композитор, не имевший поначалу ни голоса, ни слуха, получил в дар от Богородицы и то, и другое особенным образом: явившись к нему ночью, после его усердной молитвы, она подала ему свиток и велела съесть его. Исполнив это (что, по словам искусствоведа, напоминает о древних религиозных практиках принятия внутрь священных предметов, отраженных также в опыте пророка Иезекииля), Роман тут же сочинил известный кондак Рождеству Христову и стал собственно Сладкопевцем. В нижнем ярусе иконы он занимает центральное место, воспевая Богородицу, тогда как юродивый Андрей и св. Епифаний оказались в правом углу. Как заметила Маханько, иконописец объединяет в этой иконографии два чуда, произошедших в разных местах: первое, с Романом, имело место в храме Святой Софии, а второе – во Влахернском храме. Такая иконография, с некоторыми вариантами, получила широкое распространение в России в синодальный период.

По словам Марии Маханько, особенность этой небольшой экспозиции в том, что ее можно не только увидеть, но и услышать: в записи звучат духовные песнопения, посвященные празднику Покрова и Богородице, исполненные мужским хором под управлением Даниила Саяпина специально для настоящего проекта, а в витринах, помимо икон, размещены старообрядческие певческие рукописи «Трезвонов» со службой Покрову, которые датируются последней третью XVIII и серединой XIX столетия. «Тщательно сберегаемые старообрядцами песнопения знаменного распева, записанные в этих рукописях с помощью крюковой нотации, восходят к глубокой древности. Красочно оформлены традиционные поморские и гуслицкие книжные заставки, создающие особое праздничное настроение многоцветием народных орнаментов, основанных на старопечатных образцах»,– сказала искусствовед.

Во время церемонии торжественного открытия выставки «Величание Покрову» и другие церковные песнопения были исполнены молодыми певцами из хора «Славословие» под руководством Анны Савельевой, преподавателя Духовного училища Московской митрополии Русской Православной Старообрядческой Церкви. Куратор выставки – Л.В. Кондрашкова, кандидат искусствоведения, музыковед, старший научный сотрудник научно-исследовательского отдела ЦМИАР. К выставке издан каталог об иконах праздника и истории службы Покрову Богородицы в певческих рукописях.

Выставка «Праздник Покрова Богородицы» будет открыта в ЦМИАР с 13 октября по 10 декабря.

Юлия Зайцева

https://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=4&id=105552