В Москве состоялась конференция, посвященная 100-летию РСХД

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

Фото: domrz.ru

Москва, 6 октября, Благовест-инфо. Всероссийская научная конференция с международным участием «Русское студенческое христианское движение: опыт оцерковления жизни», посвященная 100-летию РСХД, прошла в Москве 4-5 октября. Выбрав такую тему, организаторы конференции – Свято-Филаретовский институт (СФИ) и Дом Русского зарубежья им. А. И. Солженицына (ДРЗ) – предложили поговорить не только об истории РСХД и его значении для православия в ХХ веке, но и о тех аспектах его деятельности, которые важны для современного христианства: о богословском смысле и практике «оцерковления себя, жизни, миpa», об опыте христианского воспитания молодежи в духе свободы и соборности, о построении «православной культуры» и т.д.

Открывая 4 октября пленарное заседание конференции в СФИ, священник Георгий Кочетков, духовный попечитель Преображенского братства, отметил: «РСХД – это значимое имя, целая эпоха, то, что имеет значение не только для прошлого, но и для настоящего и будущего... РСХД лучше всех выразило своей деятельностью миссию русской эмиграции, которую нельзя назвать частным явлением… – в ней родилось то, что имеет мировое значение», – сказал он.

Председатель РСХД Кирилл Соллогуб (Париж) по zoom выступил с сообщением «РСХД в истории и современности: ответы на вызовы времени и кризисы церкви». Он напомнил, что РСХД возникло в 1923 году в среде русской эмиграции как «духовная реакция на катастрофу революции и гражданской войны в России». Это событие знаменовало «новый этап жизни христианства», когда Церковь оказалась полностью независимой от государства. В основе нового движения была «свобода, которая опирается на соборность и ответственность», что определило разнообразие творческих форм деятельности РСХД, которое за сто лет своей жизни сумело адаптироваться к различным историческим условиям и вызовам.

Председатель РСХД подтвердил этот тезис развернутыми примерами из жизни РСХД во время Второй мировой войны, когда деятельность движения была запрещена, но его члены, сохраняя духовные связи, продолжали работать на приходах, что позволило подготовить целое поколение молодежи. Новые участники движения, родившиеся уже в эмиграции, продолжили работу в основном во Франции, возрождая исторические и отыскивая новые формы работы в поиске путей свидетельства о Христе на Западе. В РСХД все больше включались представители «разных эмиграций» из других стран, был создан Координационный комитет по делам православной молодежи, преобразованный со временем в Православное братство Западной Европы, которое объединяет православных всех юрисдикций и национальностей.

К. Соллогуб рассказал также о том, каким образом РСХД удавалось налаживать связи с Россией, начиная с 1960-х годов: сначала тайно через диссидентов, через фонд помощи верующим в СССР, а затем все более – через распространение изданий «ИМКА-пресс», что «способствовало духовному возрождению советской интеллигенции». С распадом СССР в 1990-е годы деятельность РСХД в России стала открытой, многоплановой, распространилась в регионы. И по сей день, спустя сто лет после основания, РСХД сохраняет два основных направления своей работы: одно «обращено к России, другое направлено на сохранение православия на Западе».

Докладчик подчеркнул, что он не идеализирует историю движения: «и у нас были кризисы, разрывы и периоды упадка». «Но на протяжении десятилетий в разных исторических контекстах РСХД смогло стать пространством для воцерковления жизни, для образования свободы и творчества, братства, служения и благодарности, мостом между Церковью и молодежью, между Церковью, миром и культурой», – заключил он.

Ведущая пленарного заседания ученый секретарь СФИ Юлия Балакшина заострила внимание на ключевом понятии, вынесенном в заголовок конференции, – «оцерковление жизни». Об экклезиологическом значении понятий «оцерковление» и «воцерковление» и, соответственно, о двух образах жизненного действия размышлял в своем докладе первый проректор СФИ, председатель Преображенского братства Дмитрий Гасак. По его словам, общий смысл этих понятий схож, но связаны они с особенностями религиозных процессов в разные времена: первое характеризует главное направление духовных поисков молодежи РСХД в эмиграции, а второе обозначает опыт вхождения в церковь в наше время.

Докладчик рассмотрел разные трактовки «оцерковления» мыслителями русской эмиграции: о. Сергием Булгаковым, В. Зеньковским, Л. Карсавиным, Г. Федотовым и подчеркнул, что общим для них было признание «акта соединения веры и жизни, поиск реализма христианской жизни – не через разрыв с традиционными формами церковности, а наоборот – в соединении с этими формами». «Мощный пафос возвращения в Церковь как в отчий дом» – это стало миссионерской идеей для русских эмигрантов, при этом «дистанция возвращения» была относительно невелика, они находились в одном культурном пространстве с церковной жизнью.

После 70 лет государственного атеизма в СССР эта дистанция превратилась в пропасть – церковь и культура были резко разделены. Современному человеку нельзя просто «вернуться», для него «воцерковление» связано с «усилием восприятия церковной культуры», он «заново учится взаимодействовать с людьми на уровне веры, духовного общения», «пробивается через критический взгляд на современную церковную институцию», чего не было у членов РСХД. Поэтому так трудно на этом пути воцерковления различать «советское и собственно русское», светское и духовное. «Вхождение в церковь сегодня только отдаленно напоминает возвращение. Это не просто этический выбор, но вопрос о целостности жизни. Необходимо заново создавать церковную культуру в России», – подытожил Гасак.

«Смысл и процесс оцерковления в католических церковных движениях ХХ века» – так назвала свой доклад Джованна Парравичини, научный сотрудник культурного центра «Покровские ворота». Она говорила о духовных и социальных предпосылках образования христианских движений в Европе после Второй мировой войны, о взаимоотношениях этих движений с церковной иерархией, о роли Второго Ватиканского собора в разработке богословия «нового церковного самосознания». На близком ей примере движения «Общение и освобождение» Парравичини подробно рассказала о том, как возникла и развивалась эта большая община, какие принципы заложил ее основатель – отец Луиджи Джуссани, который подчеркивал, что движение создается не ради себя самого, не ради дружеского общения, а «как инструмент для служения Церкви» – ради миссии внутри общества.

По словам докладчицы, воспитательный путь, предложенный о. Джуссани, вполне можно назвать путем «оцерковления жизни»: в параллель РСХД, миссия итальянских христиан должна основываться на свидетельстве о встрече с живым Христом, на «глубоком личном измерении верующего», при этом «пребывающего внутри церковного тела».

Наталья Ликвинцева, ведущий научный сотрудник ДРЗ, посвятила свое сообщение недавно канонизированному Ивану Лаговскому (1889–1941) – русскому богослову, активному участнику РСХД. Она рассказала о жизненном пути, мировоззрении и христианском служении Лаговского. Он был секретарем РСХД в Париже, преподавателем в Свято-Сергиевском богословском институте, первым соредактором «Вестника РСХД» (совместно с Н. Зерновым) и издателем информационного бюллетеня о духовной жизни и культуре в СССР – трудно представить, каким образом удавалось ему добывать информацию о гонимых христианах в конце 1930-х годов. По мысли Ликвинцевой, Лаговский являл пример «оцерковления жизни», неустанно посвящая себя христианскому просветительству и воспитанию молодежи – на этом аспекте докладчица остановилась особо, рассказав о служении Лаговского в Эстонии (1933–1940). В 1940 году он был арестован советскими властями, а через год расстрелян в Ленинграде. На конференции прозвучало предложение поставить памятный знак Лаговскому на Левашовском кладбище, где, как можно предположить, он был похоронен вместе с другими жертвами сталинских репрессий.

После пленарного заседания работа конференции продолжилась в двух секциях: «Истоки РСХД, предшественники, отношения с ИМКА» и «РСХД и «парижская школа» богословия». Первый день конференции завершился презентацией монографии Ульяны Гутнер «Русское студенческое христианское движение: истоки, возникновение и деятельность в 1923−1939 годах».

5 октября конференция переместилась в Дом русского зарубежья, участников приветствовал директор ДРЗ Виктор Москвин, который рассказал о многолетних связях ДРЗ с РСХД, о роли Никиты Алексеевича Струве и «ИМКА-пресс» в создании ДРЗ и основании издательства «Русский путь». На пленарном заседании с юбилейным докладом «Вестник РСХД» как место оцерковления жизни: сто лет истории» выступила главный редактор этого издания Татьяна Викторова (Париж).

Прозвучали также доклады профессора Олега Ермишина «Спор В.В. Зеньковского и Н.А. Бердяева об оцерковлении жизни», завкафедрой ПСТГУ Константина Антонова «В.В. Зеньковский о Пшеровском съезде РСХД: воспоминание или психологический анализ религиозного события?» и Александра Бурова «Социальные смыслы христианства в восприятии членов довоенного РСХД и их наставников». Далее одна из секций была посвящена теме «Экклезиология РСХД», а другая – «Лицом к России»: РСХД в Советском Союзе». Конференция завершилась круглым столом «Свет Пшеровской пятидесятницы»: личные свидетельства о жизни и деятельности РСХД», на котором по zoom выступили парижане – активные участники разнообразной работы РСХД: руководители детских лагерей, педагоги, регенты, катехизаторы.

С записью трансляции всех заседаний и дискуссий можно ознакомиться на YouTube-канале СФИ.

Юлия Зайцева

https://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=4&id=105452