В Москве открывается выставка "Легенды Кремля: русский романтизм и Оружейная палата"
В выставочных залах Патриаршего дворца и Успенской звонницы открывается проект "Легенды Кремля: русский романтизм и Оружейная палата". О том, как переплетаются вымысел и реальность в истории уникальных памятников из кремлевского собрания, расскажет Антон Николаев.
Трон, на котором сидел то ли Иван III, то ли Иван Грозный. Так думали в XIX веке. И немалую часть века XX. В пользу Ивана Грозного свидетельствует скульптура Марка Антакольского. Грозный сидит как раз на таком костяном троне. Но сегодня сотрудники Оружейной палаты Музеев Московского Кремля отвергают обе версии и связывают трон с именем царя Алексея Михайловича. Эта экспозиция целиком и посвящена ошибкам и заблуждениям, которые бытовали и до сих пор бытуют в отношении тех или иных предметов, принадлежавших героям русской истории, князьям, царям, императорам.
"Мы сейчас стоим перед шапкой Мономаха второго наряда, которая была сделана для маленького Петра Первого. Было необходимо подчеркнуть легитимность власти русских государей от византийских монархов, и был создан целый ряд регалий, которые приписывались Владимиру Мономаху, который якобы передал эти регалии на Русь", – рассказала генеральный директор Музеев Московского Кремля Елена Гагарина.
Возникновению легенд способствовало и творчество художников. В 1875 году живописец Александр Литовченко создаёт картину "Иван Грозный показывает сокровища английскому послу Горсею". По словам хранителя Оружейной палаты Сергея Орленко, достоверно сказать, какие предметы были в сокровищнице Грозного невозможно. Ещё больше вопросов возникает, когда дело касается ранней русской истории. Этот шлем из булатной стали, золота, украшенный драгоценными камнями, жемчугом, в XIX столетии связывали с именем великого князя Александра Невского. Сегодня его датируют концом XVI – началом XVII веков.
"Ни один учёный, наверное, не даст вам в отношении никакого предмета никаких гарантий, но пока оспорить эту атрибуцию – восточный шлем, доработанный и декорированный в придворных Оружейных и ювелирных мастерских первого государя из династии Романовых, она подтверждается документально и искусствоведческим анализом", – прокомментировал заведующий сектором оружия и конского убранства Оружейной палаты Музеев Московского Кремля Сергей Орленко.
Несмотря на вопросы касательно датировок тех или иных экспонатов, сама русская история с её взлетами и победами, не должна вызывать сомнений, говорят авторы экспозиции. В конце концов, не так уж важно, в каком именно шлеме или кольчуге Александр Невский побил сначала шведов, а затем и немцев.
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии