В КАКОЙ ЧАСТИ ЕВХАРИСТИЧЕСКОГО КАНОНА ВСПОМИНАЕТСЯ ТАЙНАЯ ВЕЧЕРЯ, ЧТО ПРОИСХОДИТ И КАКОЙ СМЫСЛ?
После части Евхаристического канона, именуемой Sanctus, которая нам говорит о ветхозаветном ангельском славословии Святой Троицы, и перед центром Евхаристического канона с названием Еpiklesis (Эпиклезис, от греч. призывание), когда священником непосредственно призывается благодать Святого Духа для совершения пресуществления хлеба, вина и воды в Тело и Кровь Христовы и совершается это святое пресуществление, идет часть, называемая Аnamnesis. Слово «анемнесис» переводится с греческого языка как воспоминание. Фактически здесь вспоминается Тайная Вечеря, на которой Господь и Бог и Спас наш Иисус Христос совершил первую Литургию и установил Таинство Евхаристии.
Это видно из тайной священнической молитвы, в которой есть следующие стихи: «Иже пришед, и все еже о нас смотрение исполнив, в нощь, в нюже предаяшеся, паче же Сам Себе предаяше за мирский живот, приемь хлеб во святыя Своя и пречистыя и непорочныя руки, благодарив и благословив, освятив, преломив, даде святым Своим учеником и апостолом, рек».
И далее уже священник, стоя перед святым Престолом, на котором на развернутом антиминсе стоят дискос с будущим Телом Христовым и чаша с будущей Кровию Христовой, словно бы от лица Господа возглашает во всеуслышание Его великие евангельские слова: «Приимите, ядите, сие есть Тело Мое, еже за вы ломимое во оставление грехов!», указуя при этом на дискос.
Далее, говоря про себя «Подобнее и чашу по вечери, глаголя», снова от лица Спасителя вещает, указуя на святой Потир: «Пийте от нея вси, сия есть кровь Моя новаго завета, яже за вы и за многи изливаемая во оставление грехов!».
На эти возглашения хор от лица народа отвечает торжественным «Аминь», т. е. «истинно так», или «да будет так» в переводе с еврейского языка.
Священник говорит про себя тайную молитву, в которой вспоминается Искупительный Подвиг Христа: «Поминающе убо ныне спасительную сию заповедь, и вся, яже о нас бывшая: крест, гроб, тридневное воскресение, на небеса восхождение, одесную седение, второе и славное паки пришествие».
Далее берет в правую руку дискос, в левую – чашу, так, чтобы руки образовывали собою крест, возносит над головой дискос и чашу, возглашая: «Твоя от Твоих, Тебе приносяща о всех и за вся!».
Это очень важные и символичные слова. «Твоя от Твоих» обозначает то, что вскоре хлеб, вода и вино станут Телом и Кровью Христовыми, Телом и Кровью Бога. Это же обозначает и возношение, словно бы отделение этого вещества Таинства от мира и возвышение его к Богу. Дискос вместе с частичками, вынутыми на проскомидии за Пресвятую Богородицу, святых и нас, живых и усопших, православных христиан, знаменует собою Вселенную, которая очищается и спасается в Искупительном Подвиге Господа нашего Иисуса Христа. И священник ее, эту вселенную, воздвигает к Богу. Вот что обозначают слова «приносяща о всех и за вся».
В этой части Евхаристического канона мы вспоминаем и благодарим Бога за тот Искупительный Подвиг, который Он совершил Своим вочеловечением, жизнью среди людей, Крестной смертью, Воскресением, Вознесением Господним, грядущим Вторым пришествием, совершил ради спасения всех нас.
Иерей Андрей Чиженко
https://pravlife.org/ru/content/v-kakoy-chasti-evharisticheskogo-kanona-...
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии