В КАКИХ СЛУЧАЯХ СВЯЩЕННИК НЕ ИМЕЕТ ПРАВА ВЕНЧАТЬ?
Отвечает протоиерей Андрей Николаиди.
Священник не имеет права совершать Таинство Брака только в том случае, если его заключение противоречит нормам канонического права.
Самым главным препятствием для заключения брака является отсутствие добровольного согласия со стороны жениха и невесты, ведь одно из самых главных условий брака – взаимное согласие на него. Именно поэтому перед началом собственно последования Таинства Брака священник обращается к вступающим в него с вопросом о добровольности и отсутствии принуждения со стороны кого бы то ни было.
Препятствие для заключения брака – близкие родственные связи между женихом и невестой. Согласно канонам, невозможно заключение брака между кровными родственниками вплоть до седьмой степени, также запрещены браки в случае непрямого родства (то есть родственные связи, возникшие в результате браков), но уже до четвертой степени в случае двоюродного или троюродного родства.
Препятствием к браку является также телесная или душевная болезнь, делающая жениха или невесту неспособными к брачной жизни. Кроме этого, священник на основании канонов может отказать желающим венчаться в случае, если они не достигли брачного возраста или уже вышли из него. Нижняя возрастная граница решением церковных законодательных органов определена в 17 лет для невесты и 18 для жениха. Верхняя, находящая свое основание в правилах святителя Василия Великого, – 70 для невесты и 80 для жениха.
Христианский брак, безусловно, моногамен, то есть лицо, уже состоящее в браке, не может вступить во второй брак. Именно с этим связан второй вопрос священнослужителя перед венчанием.
Отдельно стоит рассмотреть случаи второго и третьего брака. Если один из супругов умирает, церковные правила разрешают вдовцу или вдове вступить во второй брак. Однако этот брак рассматривается уже как снисхождение к человеческой немощи. Третий же брак при повторном вдовстве рассматривается лишь как послабление, которое лучше, чем открытый блуд. Четвертый брак после третьего вдовства запрещен категорически.
Кроме этого, отдельного анализа требует вопрос венчания людей, ранее состоявших в браке, который завершен не смертью одного из супругов, а расторжением брака. Согласно учению Христа Спасителя, брак как установление Божественное не может быть расторгнут людьми. Евангелие указывает нам на вескую причину для расторжения брака по прямому указанию Господа – это прелюбодеяние, то есть нарушение супружеской верности. По сути такое предательство является не чем иным, как смертью брака. Исходя из этого, церковное законодательство утвердило связанные с ним причины, которые следует рассматривать как аналогию смерти одного из супругов или предательства. «Основы социальной концепции» как современный канонический документ указывают, что, кроме прелюбодеяния и вступления в новый брак одного из супругов, достаточными и законными причинами для расторжения брака являются: отпадение супруга или супруги от Православия, противоестественные пороки, неспособность к брачному сожитию, наступившую до брака или явившуюся следствием намеренного самокалечения, заболевание проказой или сифилисом, длительное безвестное отсутствие, осуждение к наказанию, соединенному с лишением всех прав состояния, посягательство на жизнь или здоровье супруги либо детей, снохачество, сводничество, извлечение выгод из непотребств супруга, неизлечимую тяжкую душевную болезнь и злонамеренное оставление одного супруга другим. В настоящее время этот перечень оснований к расторжению брака дополняется такими причинами, как заболевание СПИДом, медицински засвидетельствованные хронический алкоголизм или наркомания, совершение женой аборта при несогласии мужа.
Однако, как указывают «Основы социальной концепции», «развод как крайняя мера может иметь место только в случае совершения супругами деяний, которые определены Церковью как поводы для развода. Согласие на расторжение церковного брака не может даваться ради угождения прихоти или для ‟подтверждения” гражданского развода. Впрочем, если распад брака является свершившимся фактом – особенно при раздельном проживании супругов, – а восстановление семьи не признается возможным, по пастырскому снисхождению также допускается церковный развод.
Церковь отнюдь не поощряет второбрачия. Тем не менее после законного церковного развода, согласно каноническому праву, второй брак разрешается невиновному супругу. Лицам, первый брак которых распался и был расторгнут по их вине, вступление во второй брак дозволяется лишь при условии покаяния и выполнения епитимии, наложенной в соответствии с каноническими правилами. В тех исключительных случаях, когда допускается третий брак, срок епитимии, согласно правилам святого Василия Великого, увеличивается».
В связи с тем, что сейчас в нашей стране церковный брак не имеет юридической силы, согласно церковным постановлениям, гражданская регистрация брака в ЗАГСе или другом уполномоченном представительстве должна предшествовать церковному обряду венчания. Это сделано потому, что гражданские постановления о браке во многом связаны с церковными и вступление пары в гражданский брак позволяет избегать венчания тайных полигамных браков, когда одна из сторон уже связана брачными обетами. Поэтому священнослужители не имеют законного основания для совершения венчания над людьми, не оформившими свои отношения в органах государственной власти и не зарегистрировавшими свой брак.
https://pravlife.org/ru/content/v-kakih-sluchayah-svyashchennik-ne-imeet...
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии