В Италии прошла научная конференция по истории Христианства в XVI-XVII в. в.

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия
В Италии прошла научная конференция по истории Христианства в XVI-XVII в. в.
 
Форум был приурочен к 400-летию так называемой Второй пражской Дефенестрации

БОЛОНЬЯ. В конференц-зале Фонда религиоведческих исследований им. Папы Иоанна XXIII прошёл международный ежегодный форум исследователей Христианства эпохи Нового времени, сообщается на сайте научного мероприятия.

Нынешний форум – уже девятый по счету – в некоторой степени был приурочен к 400-летию так называемой Второй пражской Дефенестрации (23 мая 1618 г.) – событию, послужившему толчком к восстанию чешских сословий против власти Габсбургов, с чего в 1618 году началась Тридцатилетняя война (1618 – 1648 гг.). Война эта затронула в той или иной степени почти все европейские страны. Начавшись как религиозное столкновение между протестантами и католиками Священной Римской империи германской нации, она очень скоро переросла в борьбу против доминирования династии Габсбургов в Европе.

Цель болонской конференции, говорится в пресс-релизе форума, состояла в обсуждении новой интерпретации военных конфликтов на религиозной почве в XVI– XVII в. в., и особенно событий, связанных с Тридцатилетней войной. Все войны и конфликты этого периода интерпретируется все большим числом историков и теологов не просто как события, вызванные лишь политической нестабильностью и перераспределением политической власти и влияния элит в регионе (что привело затем к упадку самой Священной Римской Империи), но как переломные вехи в европейской истории, имевшие более широкие последствия. И это прежде всего – резкое ослабление влияния религиозного фактора на жизнь Европы. Внешняя политика в результате этих войн становится всё более и более обусловлена не религиозными, а экономическими, династическими и геополитическими интересами сторон.

Проблемы, давшие импульс религиозным войнам, были связаны с длительным процессом трансформации политических и религиозных категорий христианского Запада, где слишком долго назревала и откладывалась реформа Католической Церкви. Это указывает на то, что насилие между христианами, продолжавшееся почти без перерыва с сер. XVI в. до сер. XVII в. и буквально опустошившее Европу, коренилось в политически авторитарном и идеологически тоталитарном устройстве христианской цивилизации того времени.

Пленарные лекции-доклады, многочисленные сообщения, семинары и дискуссионные панели форума как раз и были посвящены темам войны, насилия, мира, терпимости и нетерпимости в контексте поликонфессиональной Европы в период примерно с Аугсбургского сейма 1530 г. до Вестфальского мира 1648 г.

В работе научного форума приняли участие более 120 известных специалистов и молодых исследователей в области истории, культурологи, философии и теологии Христианства эпохи Нового времени, из Италии, Великобритании, Ирландии, Финляндии, Нидерландов, Бельгии, Германии, Польши, Венгрии, Румынии, Чехии, Франции, Мальты, Швейцарии, Дании, Израиля, Индонезии Пуэрто-Рико, США.

На пленарном заседании выступили известные специалисты по истории Европейских стран Нового времени. Так, проф. истории Болонского университета Анджела де Бенедиктис представила доклад на тему «Теории войны, восстания и сопротивления в Италии периода раннего модерна». По мнению исследовательницы, образы и концепции восстания, с одной стороны, тесно связаны с идеями «праведной войны», которую король должен вести против повстанцев, которые объявляются виновными в «оскорблении величества». С другой стороны, повстанцы (это, прежде всего, отдельные города и общины) отвергают это обвинение, принимая ту же концепцию «праведной войны» против тирании короля, легитимируя своё неповиновение как сопротивление беззаконной тирании.

Д-р Ян Кэмпбелл, специалист по истории Ирландии (Королевский университет Белфаста) выступил с сообщением «Университетские дебаты о войне и религии в ранний период Нового времени». В нём докладчик критически оценил широко признанные сейчас трактовки доктрин «справедливой войны» и «священной войны», как эти последние сформировались в европейских университетах в XVI-XVII в. в. По мнению учёного, требуется кроме взглядов иезуитских и доминиканских профессоров, а также теории Гуго Гроция, как сторонников естественного права, учитывать интерпретацию францисканских схоластов, в которой естественные и сверхъестественные элементы были переплетены более сложно и изящно.

При таком подходе, считает учёный, христианское неприятие силового варианта миссионерства выглядит гораздо более условным и неустойчивым. Обнаруживаются сильные тенденции, на ряду с процессом секуляризации в Европе, – сакрализации государственной системы; особенно если учитывать факт того, что монархии и Республики искали источники легитимации в церковных доктринах и практике, в некоторой степени имитируя их.

Проф. истории Церкви и евангелической теологии Университета Иоганна Гуттенберга Ирен Дингель (Майнц, Германия) в своей пленарной лекции «Принуждение к миру: религиозные мирные соглашения как путь к межконфессиональному сосуществованию» познакомила участников форума с результатами своих исследований межконфессиональных мирных соглашений XVI– XVIIвв. Все эти договоры были направлены на поиск единства веры и церковного общения, отметила докладчица, несмотря на практическую невозможность реализовать эти договоренности.

Исследовательница описала теологические предпосылки, политический и правовой контекст (в частности, представления о свободе вероисповедания и богослужебных собраний, декреты об осуществлении отдельных гражданских прав, положения о реституции или владении и использовании церквей и церковной собственности), ставшие решающими для возникновения этих мирных соглашений. «Судя по всему, именно межконфессиональные мирные соглашения раннего периода Нового времени проложили путь религиозной терпимости в долгосрочной перспективе». «Однако, – по мнению докладчицы, – терпимость первоначально понималась только как терпимость в отношении неизбежного зла».

В целом работа конференции была поделена на 5 сессий, каждая их которых включала по 6 тематических секций.

Наибольшее число сообщений на конференции были посвящены проблемам идеологической и политической борьбы, а также попыткам диалога между различными христианскими конфессиями, которых после Реформации становилось в Европе всё больше и больше. Вот темы некоторых из них:

– Терпимая нетерпимость: концептуальная основа межконфессиональных отношений в ранний период Нового времени (Якуб Корил, Ягеллонский университет, Краков);

– Этика и война в сравнительно-экуменической перспективе (Станислав Рабей, Варшавский университет);

– Между религиозным православием и политическими конфликтами: пример повторного использования и модификации некоторых богословских вопросов (Марта Кватрале, Берлинский свободный университет)

– Религиозные войны вслед за литургическими спорами: между Реформацией и военным строительством (Горм Харсте, Орхусский университет, Дания);

– Роль и функция религиозной традиции в сер. XVII в. в Речи Посполитой (Ян Блонски, Варшавский университет);

– Сохранение религиозного мира через закон: Вестфальский мир (1648) и его последствия для двуконфессионального княжества-епископства Оснабрюка (Фолькер Арнке, Оснабрюкский университет, Германия);

– Священная война и священный мир: язык войны в Английской Реформации (Люси Вудинг, Оксфордский университет);

– «Опасная инфекция»: ересь, восстание и война в контексте царствования Филиппа и Марии Габзбургов (ок. 1540-1560) (Гонсало Беренгер, Бристольский университет);

Ключевым по этой тематике, объединившей несколько секций форума, стал доклад проф. истории Нового времени Марка Гринграсса (университет Шеффилда, Великобритания) «Религиозные войны XVI века и проблема доверия». В нём докладчик рассмотрел постреформационные конфликты с точки зрения концепции доверия, сосредотачиваясь на Франции конца XVI в., когда в широкий обиход вводится термин “войны религий”. В ходе выступления учёным попытался ответить на такие вопросы: Почему протестанты утверждали, что они не могут доверять католикам, и наоборот? Как политические и военные конфликты обостряют недоверие? Как разные коммуны и сообщества искали пути восстановления и поддержания доверия друг к другу?

В ряде выступлений были затронуты темы конфликта и мирного сосуществования христиан и мусульман в странах исламского мира в XVI – XVII в. в. и вообще проблематика межрелигиозных отношений и их осмыслению в указанный период.


  • Источник: Павел Лебедев - специально для Седмицы.Ru