В Финляндской Православной Церкви постановили сохранить григорианскую пасхалию

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

Фото: ort.fi

Куопио, Финляндия, 30 ноября, Благовест-инфо. Поместный собор Финляндской Православной Церкви (автономная Церковь в составе Константинопольского патриархата; ФПЦ) прошел 27 – 30 ноября в Спасо-Преображенском Валаамском монастыре в Хейнявеси (область Южное Саво). Собор открылся торжественным молебном в Спасо-Преображенской церкви монастыря, который возглавил архиепископ Хельсинки и всея Финляндии Лев, сообщает сайт ФПЦ.

На первой сессии было зачитано приветствие Патриарха Константинопольского Варфоломея участникам собора, а также его обращение к архиепископу Льву. С приветствием к делегатам Поместного собора обратился также архиепископ Лев.

Поместный собор рассматривал вопросы законодательства, управления и финансов, а также вопросы духовной жизни в рамках 1 ст. Закона о Православной Церкви. В частности, были рассмотрены вопросы о выделении финансирования на проект мультикультурной работы на 2024–2026 гг.; о редакции богослужебных книг; цифровизации литургических текстов, богослужебных книг и служебников с последующим размещением на интернет-портале «Ortodoksisto», а также о создании цифрового банка нотных и аудиоматериалов на интернет-портале «Ortodoksisto». Была рассмотрена инициатива об охране традиции иконописания.

Участники заседания приняли решение, что Финляндская Православная Церковь продолжит праздновать Пасху по григорианской пасхалии. Инициатива относительно празднования «общей православной Пасхи» была отклонена после голосования с результатом 31 против 4 (при одном воздержавшемся). Финляндская Церковь — единственная православная Церковь в мире, которая празднует Пасху в соответствии с григорианской пасхалией, отмечается в материалах собора. Остальной православный мир, независимо от того, использует ли традиционный юлианский или ново-юлианский календарь для неподвижных праздников, продолжает датировать Пасху (а следовательно, Великий пост, Вознесение и Пятидесятницу) по Александрийской Пасхалии.

Как говорится далее в документах Поместного собора, Финляндская Православная Церковь следует определению даты Пасхи согласно указаниям Никейского собора 325 года, но также следует рекомендации Вселенского Патриарха Мелетия IV придерживаться астрономически точных расчетов. По определению Никейского собора 325 года, Пасха празднуется в первое воскресенье после полнолуния, следующего за весенним равноденствием, но всегда после еврейской Пасхи. Датой весеннего равноденствия тогда было определено 21 марта.

«От Первого Вселенского собора не сохранилось ни одного канона, связанного с датой Пасхи; сохранившиеся каноны касаются дисциплинарных вопросов, например, что Пасху не следует праздновать в тот же день, что и еврейскую Пасху. Единственный канон, относящийся к порядку богослужения, запрещает коленопреклонения по воскресеньям и во время Пятидесятницы.

Вселенский Патриарх Мелетий IV заявил в официальном журнале Константинопольского Патриархата «Εκκλησιαστική Αλέθεια» 9 июня 1923 года следующее: Устранение расхождений между церковным и гражданским календарями абсолютно необходимо, и практически не существует канонических препятствий для исправления церковного календаря в соответствии с астрономическими данными. По словам Мелетия, определение полнолуния Пасхалии будет основано на астрономических расчетах, с учетом научных достижений.

Так называемый Мелетиев календарь, как описано выше, был одобрен для использования в нашей Поместной Церкви на чрезвычайном церковном соборе 1923 г., а также утвержден правительством 31 августа 1923 г. (Меморандум Министерства просвещения от 31 авг. 1923 г. № 1164). Церковный Собор также принимал решения по вероучительным вопросам в отсутствие Архиерейского собора.

Архиерейский собор начал свою деятельность лишь в 1953 году. Вопрос о праздновании Пасхи относится к сфере ответственности нашего Архиерейского собора по причине его содержания, так как касается прежде всего применения решения Никейского собора к условиям поместной Церкви в Финляндии. Архиерейский собор единогласно заявляет, что, заботясь о единстве нашей поместной Церкви и учитывая сложившуюся традицию, Финляндская Православная Церковь продолжит использовать григорианский календарь», – говорится в документах Поместного собора.

В заключительный день работы Архиепископ Лев поблагодарил делегатов «за обсуждение, размышления, заботу и ответственность о будущем нашей Церкви». «Благодарю вас за совместный труд. В то же время я хотел бы поблагодарить нашу церковную молодёжь, секретарей-ассистентов, которые образцово помогали и знакомились с процессом принятия решений в нашей Церкви», – сказал иерарх.

https://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=106090

Финляндская Церковь решила остаться под анафемой I Вселенского Собора
Автономная Церковь в составе Константинопольского патриархата отвергла инициативу перейти с григорианского на новоюлианский календарь…

27 — 30 ноября 2023 года в Спасо-Преображенском Валаамском монастыре в Хейнявеси (область Южное Саво) состоялся Поместный собор Финляндской православной церкви, являющейся автономной Церковью в составе Константинопольского патриархата, на котором финны отказались возвращаться к православному празднованию Пасхи Христовой и предпочли продолжать праздновать Воскресение Христово вместе с католиками, сообщает Благовест-инфо.

В настоящее время это единственная Православная Церковь, которая решила полностью перейти на григорианский календарь, согласно которому Пасха Христова часто празднуется раньше иудейской или в один день с ней, опережая православную Пасху в некоторые годы более чем на месяц, что противоречит соборным постановлениям. Как известно, отцы I Вселенского Собора под угрозой анафемы запретили христианам праздновать Воскресение Христово раньше или в один день с иудеями, которые распяли Христа.

Таким образом, финны пребывают под анафемой святых отцов Никейского Собора, оправдывая своё состояние «астрономической точностью» и заявлениями Константинопольского Патриарха Мелетия, который утверждал, что «практически не существует канонических препятствий для исправления церковного календаря в соответствии с астрономическими данными». По словам Мелетия, определение полнолуния Пасхалии правильнее основывать на астрономических расчётах, с учётом научных достижений, а постановления I Вселенского Собора были якобы основаны на иных реалиях.

В итоге возник так называемый Мелетиев календарь, который в конечном итоге в полной мере не был принят нигде, кроме протестантской Финляндии. Он был одобрен для использования в Финлядской церкви на чрезвычайном церковном соборе 1923 года, а в 1953 году утверждён Архиерейским собором.

Нынешнее заседание Поместного собора Финляндской православной церкви рассматривало инициативу празднования «общей православной Пасхи», то есть, по сути, речь шла о переходе финнов на новоюлианский календарь, которого придерживается Фанар и ряд других Поместных Церквей, перешедших на григорианский календарь при сохранении празднования Пасхи по юлианскому календарю. Однако, эта инициатива была отклонена при голосовании — с результатом 31 против 4 и одном воздержавшемся.

Русская линия