В ДЕНЬ ПАМЯТИ СВЯТЫХ ЦАРСТВЕННЫХ СТРАСТОТЕРПЦЕВ
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.
Сегодняшний день, дорогие отцы, братья и сестры, есть день скорби для России, день сетования, день плача, потому что Россия потеряла не просто царя, но лучшего царя, который только мог быть в России. И тем более этот день плача, потому что большинство людей этой страны, где царствовал этот царь, этого даже не осознают, в том числе и из числа церковных людей, как это не прискорбно. Мы потеряли самое чистое светлое и святое. Чудовищно то, что сам русский народ, обманутый какими-то щедрыми посулами, восстал на собственного помазанника.
Если даже обратиться только к цифрам, то государь Николай Второй, Николай Александрович, с детства воспитанный в благочестии, будучи кротким, очень молитвенным благочестивым юношей и мальчиком, воссев на престол после внезапной кончины своего отца венценосного императора Александра Третьего, смог сделать очень многое в годы свое правление. И та клевета, которую раздували большевики на этого великого государя, и та клевета, которая повторяется и ныне, как это не чудовищно, этому учат современных детей, говоря о том, что у нас светская школа.
У нас по-прежнему не светское, а советское образование, потому что в этом образовании нет ни слова о Византии, а, следовательно, и ее культуры, ее веры, архитектуры, живописи, письменности, которую дали нам выходцы из византийского Константинополя братья Кирилл и Мефодий, нет почти что ни одной строки. Этому учат наших детей. Чему мы можем научиться, если мы не знаем своих истоков по сути, если об этих тысячелетиях царствования нашим детям ничего не говорят.
Так вот император Николай Второй за годы своего правления построил и лично участвовал в них по лицу всей земли русской семь тысяч сорок шесть храмов. Он открыл 211 монастырей. При нем было прославлено 83 угодника Божия, больше чем за двести лет предшествовавших ему за весь синодальный период. Благодаря реформам Петра Аркадьевича Столыпина, сподвижника государя Николая, который так много смог сделать, в Сибирь переселилось около 4-х миллионов переселенцев, которым давалось совершенно даром по 15 гектаров на человека и по 45 гектаров земли на семью. Давались подъемные деньги, беспроцентные займы. Бесплатно перевозило государство все имущество этих людей и давалось 200 рублей подъемных. Это достаточно большая сумма по тем временам. И благодаря этому, прирост населения составил 60 миллионов человек за двадцать лет, при том, что на всю Российскую Империю приходилось 80 миллионов людей, то есть почти что в два раза. Если бы людям жилось плохо, то они бы так не плодились. У нас была нация почти что детей. 12 лет был средний возраст русского человека. А средняя российская семья имела 8 детей.
Но самое главное, что государь Николай Второй безмерно заботился о благе своего народа, пытаясь улучшить все, что только возможно. Россия совершила невероятный экономический рост. Было построено несколько десятков тысяч километров железных дорог, открыты тысячи заводов и фабрик. И Россия уверенным шагом шла к экономическому росту, входила в число лидирующих экономик всего мира. 80% населения страны это были крестьяне, которые снабжали зерном всю Европу, производя зерна больше, чем вместе взятая Аргентина, Канада и Соединенные Штаты Америки. И, казалось бы, что нужно было русскому человеку. Все Господь нам давал, но хотелось чего-то лучшего и большего. И вот в отсутствии смирения, довольства тем, что есть, русский человек поверил в эти сладкие обещания, что будет еще лучше. И самое главное, что наш народ нарушил ту присягу, которую давали еще в 17-м веке наши предки, но и многие офицеры и генералы, которые восстали на своего государя, большинству из которых он дал все, которые были из простых не знатных сословий. Но, тем не менее, это предательство совершилось.
И вот нам с вами нужно осознать. Николай Второй не был безволен, как его хотят нам «нарисовать» и «рисуют» по сию пору. Как говорил один французский мыслитель: «он имеет железную руку, но в белой перчатке», — потому что он был очень волевым человеком, но жалея своих подданных, не желая никого жестоко карать, он порой долго терпел. При нем не было подписано ни одного смертного приговора. Он практически пытался помиловать всех, кто обращался к нему с помилованием, более того, заботясь о том, чтобы не упустить такой возможности и сделать это скорее.
Николай Второй был образцом не только христианина и мудрого правителя. Ведь многое из того, что большевики присвоили себе, это есть идеи будущего развития России и его кабинета министров. И так называемый план ГОЭЛРО, электрификация всей страны, собственно строительство БАМа, освоение целинных земель и многое, многое другое, что собственно большевики полностью взяли и воплотили. Но вопрос, какой ценой? Путем страданий миллионов и миллионов людей, на костях которых все это зачастую было выстроено совершенно другими средствами.
Есть пророчество, что будет русский царь, что Россия возродится, быть может, мы этого не знаем. Но чтобы это случилось, давайте посмотрим вперед, но прежде всего назад, когда русские люди были вполне благочестивы. Конечно же, не все. Но большинство из них считали себя православными, верноподданными Российской Империи, которые имели достаточно много, потому что крестьянин или рабочий, получавший зарплату на заводе, мог содержать многодетную семью. Далеко не каждый из современных людей в состоянии прокормить 10, 12, 18 человек. Притом, что жены этих рабочих не работали, а они были всего лишь домохозяйками.
Конечно, в крестьянском труде принимали все участие — и жены и старшие дети и даже совсем маленькие. Но, так или иначе, этот Государь был этими же людьми отвергнут. Многими из них. Предан, оболган и практически распят. И все, что требовалось от русского человека, набраться терпения, мужества и трудолюбия, чтобы лишь с каждым годом увеличивать мощь своего государства, благосостояние свое личное и в целом всего народа.
И даже если предположить, что сейчас придет православный царь, что он потребует от нас. Он не даст нам развлечений и бесконечных каких-то отвлечений, постоянного какого-то праздника жизни, которого человек хочет все время потреблять, удовлетворять свое «хочу», ничего не производя, но имея много денег. Прежде всего, он призовет нас к нравственной чистоте, к самоотверженному труду, к жертвенности своего служения. Но кто из нас к этому готов? Поэтому пока Россия не осознает, что все это она потеряла, все это же было, пока она не покается в этом безумии своем, в том, что наши идеалы совсем далеки от христианства, вряд ли мы можем надеяться на какое-то возрождение само по себе. Чудеса у Бога бывают.
Но при действии божественной воли необходимо соучастие, соработничество воли человека, без чего спасение человека не совершается. И поэтому от нас с вами зависит, как мы живем, какие идеалы нашей с вами жизни, что наполняет наши с вами сердца — желание удовольствий и развлечений или же стремление к спасению и готовность в чем-то отказывать себе, вести хоть какую-то аскезу, пусть небольшую. Но без нее, без воздержания душа христианина никогда не сформируется. И без разумного воздержания и народная жизнь невозможна. И как говорил Государь Александр Третий, завещая своему сыну, будущему императору Николаю Второму: храни семью — основу всякого государства.
Он явился еще идеальным семьянином, вырастив пятерых детей, настолько любящих друг друга, беззаветно преданных друг другу, верных и совершенно любивших друг друга чистой духовной христианской любовью. Даже тропарь воспевает их и говорит как о малой церкви, которой была их семья. То, чего так не хватает нам, то, на что восстает сегодня глобальная верхушка человечества, потому что им не нужны государства. Им нужен сброд похотливых существ, которые уже не способны ни любить, ни жертвовать собой, которые ради своей похоти готовы идти куда угодно и слушать что угодно, веря всяким внушениям и бредням. Потому что только этой толпой легко управлять, толпой, которая подвержена низменным страстям и не желающей ни в чем себе отказывать.
Если мы не осознаем этой трагедии русского народа, нашей личной трагедии, того, что мы потеряли, если мы лишились исторической памяти, то, не зная прошлого, у нас нет будущего. Если не почитая своих предков, своих святых, своих царственных страстотерпцев, покровителей Руси, мы не имеем надежды на то, что мы что-то сможем здесь на этой земле воссоздать.
Крестный ход с иконой Святых Царственных Страстотерпцев с Оптиной Пустыни в г. Козельск
И дай Бог, чтобы историческая память и скорбь об утерянном вернулась к нам с вами. Мы будем иметь надежду, что Господь помилует Россию, что Господь даст ей путь через скорби, через тернии, через страдания к великой славе. Но, прежде всего, это слава божественная и духовная сила, которой да сподобит Господь наш народ за молитву царственных страстотерпцев, которые день и ночь болезнуют о своих заблудших чадах, которых они так возлюбили до конца, до смерти. Аминь.
Иеромонах Назарий (Рыпин)
17 июля 2016 г.
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии