В ЧЕМ СУТЬ ХРИСТИАНСКОЙ АСКЕЗЫ И МОНАШЕСТВА

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

Слово архимандрита Маркелла (Павука), духовника Киевских духовных школ.

Во вторую неделю Великого поста Церковь особо выделяет память святителя Григория Паламы, который жил в ХІІІ веке и много потрудился над тем, чтобы показать главное отличие православной веры от других вероисповеданий, а также – ради чего нужно подвизаться в посте и молитве, какова суть христианской аскезы и монашества.

Опыт святителя Григория Паламы особенно ценен сейчас, когда среди какофонии голосов проповедников разных исповеданий простому человеку непросто услышать голос правды.

А все началось с того, что учёный калабрийский монах Варлаам позволил себе насмехаться над молитвенной практикой афонских монахов и утверждал, что зря они надеются таким способом узреть Бога, ибо Он открывается лишь философам-мудрецам. Другими словами, Варлаам настаивал на сугубо рациональном способе богопознания. В отличие от него святитель Григорий опытно доказал, что не только философы, но и каждый человек, если он правильно подвизается и молится, может приобщиться к Богу через прикосновение к энергиям нетварного Божественного света.

Весь подвиг мирянина и монаха, все посты и молитвы, а также добродетели должны служить этой единственной цели, которую позже великий русский святой, преподобный Серафим Саровский, назвал стяжанием благодати Святого Духа.

Когда христианин теряет из виду эту цель, то что он ни делает, не имеет никакого значения. Храмостроительство, иконопись, хоровое пение и вся красота богослужений также должны служить этой святой цели. В противном случае храмы превращаются в овощехранилища, тракторные станции или совсем разоряются, как это было в безбожное советское время, или сдаются в аренду под кафе, клубы, офисы, как это происходит в некоторых странах Запада сейчас. И само священническое служение, лишенное аскезы ради стяжания благодати, как говорил последний ректор дореволюционной МДА архиепископ Феодор (Поздеевский), опошляется.

Теоретически вроде бы все понятно, для чего нужно подвизаться, но конкретно с чего начать? Где взять учителей доброделания?

Во вторую неделю Великого поста Церковь также вспоминает всех преподобных отцов Киево-Печерских. Вот прекрасные образцы для подражания!

Кто хочет победить властолюбие, имеет прекрасный пример преподобного Николы Святоши, который ранее был князем, но затем ради богоугождения и стяжания благодати Святого Духа стал простым монахом, не брезгующим вместе со всеми трудиться на кухне, колоть дрова и т. д. Кто стремится победить похоть плоти и стяжать целомудрие, имеет пример преподобных Моисея Угрина и Иоанна Многострадального. Кто желает победить свое чрево, пристрастие к винопитию и курению, может молиться Захарии, Иоанну и Макарию Постникам, а также священномученику Владимиру, митрополиту Киевскому. Страдающий от гнева пусть обратится за помощью к Титу Печерскому. Побеждаемый ленью да взывает ходатайства у преподобного Арсения и Авраамия Трудолюбивых. Изнемогающий под тяжестью болезней пусть усердно молится преподобным Агапиту и Дамиану Целебнику, а также Пимену и Иосифу Многоболезненным. Родителям, которые не могут зачать дитя, надобно молиться у раки с останками младенца, от Ирода в Вифлееме убиенном, и младенцу-мученику Иоанну. Тот, кого донимает и истязает своими несправедливыми придирками на работе руководство, да обратится за помощью к святителю Филарету Киевскому (Амфитеатрову), тоже много претерпевшему от начальства. Желающим преуспеть в науках и журналистике поможет пример преподобного Нестора Летописца.

В святых пещерах в лице преподобных представлены все добродетели и роды человеческой деятельности. Остаётся лишь тщательно изучить этот опыт и обратиться к преподобным с молитвой, чтобы они ходатайствовали за нас перед Богом и Его Пречистой Матерью, и Они обязательно помогут.

Ныне все чаще и чаще многие родители жалуются, что не могут справиться с воспитанием своих детей. Примерно до 12 лет дети готовы слушаться, ходить в храм, но позже становятся неуправляемыми, просьбы старших выполняют не сразу и кое-как. Почему так происходит? Все это по той причине, что детям в свое время не объяснили, зачем нужно ходить в храм, каков смысл исповеди и Причастия. Если бы с самых малых лет они знали, что главная цель их жизни не карьера, не зарабатывание денег, а стяжание благодати, то есть обретение в сердце подлинной любви, то они вели бы себя совсем по-другому.

Итак, если кто-то у нас спросит: «Зачем вы ходите в храм, зачем вы поститесь и храните верность в супружестве, отказываетесь от многих радостей жизни; зачем вам аскеза, почему возникло монашество?» – то смело будем отвечать: «Ради стяжания благодати Святого Духа».

Там, где пренебрегают постом и молитвой, где игнорируют добродетель целомудрия и насмехаются над монашеством, где ради власти и денег или каких-то политических целей попираются церковные и простые человеческие правила, как может пребывать Святой Дух, Который сказал: «На кого посмотрю, только на кроткого и молчаливого, трепещущего словес Моих» (Ис. 66:2)? По этим признакам, дорогие братья и сестры, судите, какая вера есть истинная. Аминь! 

https://pravlife.org/ru/content/v-chem-sut-hristianskoy-askezy-i-monashe...