В чем секрет популярности сериала «Слово пацана». Назар Головко
На днях на Кипре к православному священнику подошли местные дети и стали спрашивать о сериале «Слово пацана». Дети. На Кипре. В чем же секрет такой популярности сериала?
Сегодня сложно найти подростка, который бы не посмотрел сериал «Слово пацана». Да что подростка – вообще человека, владеющего русским языком. Причем, независимо от страны проживания. Фильм смотрели все – от школьников до домохозяек и украинских политиков. Недавно о нем вспомнил даже хорошо забытый Порошенко.
В прессе его уже называют самым успешным сериалом российской киноиндустрии последних лет, сравнимым разве что с дилогией «Брат». Одни критики его превозносят до небес, вторые – сравнивают с адом и требуют запретить, потому что он спровоцировал всплеск насилия среди подростков и появление давно забытых уличных банд.
Одним словом, естественно, возникает вопрос: что сделало «Слово пацана» настолько популярным?
Актеры и все остальное
Успех любого фильма зависит от нескольких составляющих: актерского состава, игры актеров, сценария, режиссуры и попадания в тему. Ну, то есть, если сценарий так себе, то актерский состав может «вытянуть» фильм, и наоборот – не сильный сценарий «делает» фильм, даже если об актерах никто раньше не слышал.
В «Слове пацана» сильный сам по себе актерский состав (есть несколько «звезд» российского кино) был разбавлен несколькими новыми именами, которые все вместе выдали потрясающую по своей силе игру. Временами казалось даже, что смотришь документалку, а не художественный фильм.
Но состав и игра – это для ценителей, для старшей аудитории. А что для подростков? А для них – смазливые личики главных героев, знакомые каждому тинейджеру проблемы становления личности и характера, конфликты с родителями, которые знакомы если не всем подросткам, то большинству. Добавьте к этому историю о дружбе, о чувстве плеча, а также историю любви между бандитом-мальчиком и девушкой-милиционером, старшей его по возрасту – и вы получите гремучую смесь из мелодрамы и триллера, на фоне падающего колосса под именем Советский Союз.
Но, несомненно, не это все сделало «Слово пацана» таким популярным. Есть ведь прекрасные фильмы с в разы лучшим подбором актеров, прекрасной игрой и замечательным сценарием, но так и не ставшие «культовыми», на что, собственно, претендует кино о подростковых бандах Казани. Тогда что?
Насилие
На протяжении всего фильма зритель становится свидетелем множества сцен насилия, жестокость, накал и частота которых растут в геометрической прогрессии, достигая в концовке какого-то упоения кровью. Не зря ведь полное название сериала «Слово пацана. Кровь на асфальте».
В работе Жоры Крыжовникова (режиссер) кровь буквально всюду, а руки, носы и надбровные дуги главных героев просто не успевают заживать. Ощущение такое, что вся жизнь этих молодых ребят – это сплошная драка, и разговаривать они вообще не умеют. Все вопросы решаются при помощи кулаков, причем, крайне жестоко. И вот здесь – первая ложь фильма, и первая… правда его.
Те, кто жил на закате Советского Союза (как автор этой статьи), очень хорошо помнят то время. Да, банды существовали, и ты, если хотел нормально себя чувствовать, просто обязан был быть членом одной из них. Но все ли решалось в драке? Нет. Далеко не все и очень-очень далеко не всегда. Больше ценилось умение разговаривать, а не махать кулаками.
Тех, кто при первой же возможности лез в драку – не любили, не уважали и называли «беспередельщиками». А по отношению к ним – никакие «понятия», то есть нормы и законы уличного мира, не действовали. С «беспредельщиками» никто не хотел иметь дела, и никто за них «вписываться» не стал бы. И наполнив фильм огромным количеством крови и драк, Крыжовников – соврал.
Но соврал не просто так, а с определенной целью – он знает, видит, что общество не только пронизано насилием, но и нуждается в оправдании его. И в этом смысле «Слово пацана» – это манифест в защиту насилия и в пользу своеобразно воспринимаемой справедливости, когда «вопросы» решаются не по закону, а по «понятиям».
Кровь на асфальте
Мы живем в обществе, которое стремительно уходит от Христа, отворачивается от Него. На смену ему приходит не гуманизм, как предполагали социологи и философы прошлого, а откровенное человеконенавистничество. Если Ницше провозгласил «смерть Бога», то пост-ницшеанская цивилизация, то есть наша с вами, занимается тем, что убивает человека. Современная культура расчеловечивается такими стремительными темпами, что превращение людей в зверей – это только вопрос времени.
Сегодня процветает первобытная мораль, когда любую «проблему» можно устранить – в буквальном смысле этого слова. Правда по сравнению с неандертальцами современные люди в разы опаснее, поскольку орудуют не каменным молотком, а железным «Искандером». Изменились орудия, но не изменились методы…
Так вот, если отказаться от христианства, то рано или поздно человек придет к тому, что «кровь на асфальте» станет единственным способ общения. Без христианства – только мордобой. И в этом смысле «Слово пацана» – очень честный фильм. Потому что в нем показано, что в «расхристанном» обществе можно выжить только если ты в стае, и если бьешь первым.
Но здесь – и главная ловушка киноленты о бандах. Потому что, если ты в банде, и если у тебя есть «понятия», и ты пытаешься жить по ним со своим пониманием дружбы и справедливости, то тебя всегда можно оправдать. Как с шапкой учительницы, которую «Маратик» стащил для мамы «Пальто». Просто потому, что «друг» и потому, что «училка».
Вот эта «мораль» сегодня и востребована больше всего – что есть ситуации, когда законы никакого значения не имеют. Кроме одного – закона силы. Именно поэтому «Слово пацана» так популярно.
Ведь если креста нет на шее, но на асфальте обязательно появится кровь…
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии