Утешитель, Дух истины, Податель жизни. Марина Бирюкова
Вот он и подошел — издавна особенно любимый на Руси праздник Троицы, или Пятидесятницы,— день, когда мы вспоминаем сошествие Святого Духа на апостолов. За Троицей следует еще один праздник — Духов день. Если предшествующие пасхальные сорок дней посвящены воскресшему Сыну Божию — второй ипостаси Пресвятой Троицы, то в эти дни мы обращаемся к третьему Лицу Триединого Бога — Святому Духу.
На всенощной в субботу перед Троицей мы впервые после долгого перерыва слышим мощное и радостное «Царю Небесный, Утешителю, Душе истины…». По традиции, эту молитву подхватывает весь приход. Вслушаемся в знакомые слова: почему Царь, почему Утешитель, почему «…везде сый и вся исполняяй»? Что означает «сокровище благих и жизни Подателю»? Что нужно делать, чтобы Он пришел и вселился в нас?
Мы называем Святого Духа Царем, потому что Он — Бог; Он не субстанция, посредством которой совершаются чудеса, как почему-то представляется многим, даже и вполне православным людям. Он Личность — одна из ипостасей нераздельной и неслиянной Троицы. Произнося Никео-Цареградский «Символ веры», мы исповедуем «…Духа Святаго, Господа, Животворящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго пророки». По учению Церкви, Святой Дух единосущен и равнославен Отцу и Сыну; Он не ограничен пространством, поэтому Его видимые явления — например, то же сошествие на апостолов, нельзя воспринимать как перемещение с места на место, но лишь как проявление в действии. Дух не подчинен времени, Он превечно (вневременно) исходит от Отца, Который есть Единая Причина бытия Сына и Духа.
Исходящий от Отца Дух неразрывно связан с Сыном: миссия Христа в падшем мире осуществляется при постоянном содействии Святаго Духа, начиная с зачатия Сына Девой Марией. Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя (Лк. 1, 35) — так отвечает на единственный вопрос Марии посланный к ней Архангел Гавриил. Когда же возмужавший Иисус крестится в водах Иордана, Святой Дух, зримо сходя на Него, свидетельствует о Его мессианском достоинстве.
После Крещения Иисус, исполненный Духа Святаго, возвратился от Иордана и поведен был Духом в пустыню (Лк. 4, 1). Богочеловеку предстояла духовная битва с сатаной, который, будучи побежден, отошел от Него до времени (Лк. 4, 13). И здесь Дух был с Сыном.
И именно Сын назвал Духа Утешителем — за считаные часы до Своих страданий, в последней беседе с учениками: И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа истины, Которого мир не может принять, потому что не видит Его и не знает Его; а вы знаете Его, ибо Он с вами пребывает и в вас будет (Ин. 14, 16–17). Непостижимый, незримый, неосязаемый Утешитель откроется тому человеку, в котором будет пребывать. Но почему Сын Божий называет Духа именно так? Потому что Дух утешит учеников — а вслед за ними и нас, верующих по слову их (ср.: Ин. 17, 20) — в разлуке со Христом: Он придет вместо Него, умершего, воскресшего и вознесшегося к Отцу. Придет, чтобы пребывать с нами вовек…
Что значит «пребывать с нами»? Как пребывать? Ответ: пребывать в Церкви. Откроем книгу Деяний апостольских — она начинается с Вознесения Господня и рассказывает о событиях, происходивших после него.
При наступлении дня Пятидесятницы все они были единодушно вместе. И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них (Деян. 2, 1–3).
Так родилась Церковь Пресвятой Троицы. Скажем иначе: так группа учеников, слушавших одного Учителя, объединенных любовью к Нему и тем, что было воспринято от Него, стала Церковью, в которой действует Святой Дух и Его действием совершаются таинства. Вот почему — «…вся исполняяй». Потому-то праздник Пятидесятницы, или День Святой Троицы, называют еще днем рождения Церкви.
Говоря о Святом Духе, мы по сути отвечаем на вопрос, что такое Церковь. Это не просто религиозная организация, это не клуб по религиозным интересам, не хранилище древних текстов, не заповедник красивых традиций. Церковь, к которой мы с вами принадлежим, — это то, что Христос оставил на земле вместо Себя, исполняя Свое обещание: Не оставлю вас сиротами; приду к вам (Ин. 14, 18). В Церкви мы получаем не «учение Христа» — читать Новый Завет можно и не принадлежа к Церкви, — а Его Самого. Наше общение, наше соединение со Христом делает возможным именно Святой Дух — сокровенный вершитель таинств Церкви. Вот почему мы называем Его сокровищем благих и подателем Жизни.
Как еще называет Духа Сын, проповедуя Своим ученикам? Духом истины (см.: Ин. 14, 17). Дух Святый, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам (Ин. 14, 26), — говорит Спаситель. И далее в той же беседе: Когда же приидет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину: ибо не от Себя говорить будет, но будет говорить, что услышит, и будущее возвестит вам. Он прославит Меня, потому что от Моего возьмет и возвестит вам. Все, что имеет Отец, есть Мое; потому Я сказал, что от Моего возьмет и возвестит вам (Ин. 16, 12–15).
Истины христианства постигаются не умом — в смысле не интеллектом. Простой человек подчас скорее приходит к подлинной жизни в Церкви, чем высокообразованный интеллектуал: славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл то младенцам (Мф. 11, 25). Человека наставляет на истину Дух — постольку, поскольку человек дает Духу действовать в себе. От Моего возьмет и возвестит вам — здесь речь о единстве Святой Троицы: от Духа не может исходить то, что не исходит от Отца и Сына.
Вернемся к «Символу веры», вспомним слова «…лаголавшаго пророки». Ветхозаветных пророков, возвещавших Израилю волю Бога, называли устами Святого Духа: Он Сам говорил через них, потому что они были послушны Его воле, в них не было гордости — противления человеческого «я». А в Новом Завете Христос заповедует ученикам: Когда же будут предавать вас, не заботьтесь, как или что сказать; ибо в тот час дано будет вам, что сказать, ибо не вы будете говорить, но Дух Отца вашего будет говорить в вас (Мф. 10, 19–20). Дух Сам говорит в человеке, предавшем себя Богу Троице.
А вот что пишет о Святом Духе апостол Павел в своем Послании к Римлянам: живущие по плоти Богу угодить не могут. Но вы не по плоти живете, а по духу, если только Дух Божий живет в вас. Если же кто Духа Христова не имеет, тот и не Его. А если Христос в вас, то тело мертво для греха, но дух жив для праведности. Если же Дух Того, Кто воскресил из мертвых Иисуса, живет в вас, то Воскресивший Христа из мертвых оживит и ваши смертные тела Духом Своим, живущим в вас (Рим. 8, 8–11).
И ниже, в той же главе: Ибо все, водимые Духом Божиим, суть сыны Божии (Рим. 8, 14). И далее — очень важно! — о том, что молимся мы Духом, то есть это Он подвигает нас молиться и Сам молится в нас, ведь мы приняли Духа усыновления, Которым взываем: «Авва, Отче!» Сей самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы — дети Божии (Рим. 8, 15–16). «Свидетельствует духу нашему» означает: сообщает нам самим, убеждает нас самих. И это ответ на вопрос, часто задаваемый православным неверующими: «А почему вы считаете, что именно ваша вера — истинная?».
Дух — наставник и помощник в нашей молитве: Он восполняет ее слабость и недостаточность, Он подкрепляет нас в немощах наших; ибо мы не знаем, о чем молиться, как должно, но Сам Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными (Рим. 8, 26).
А в Первом послании Коринфянам апостол предостерегает своих адресатов, а с ними и нас от осквернения грехом: Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои? (1 Кор. 6, 19)
И дай Бог нам с вами понимать все это и по-настоящему радостно встретить день рождения Церкви.
Газета «Православная вера», № 11 (703), июнь 2022 г.
https://www.eparhia-saratov.ru/Articles/uteshitel-dukh-istiny-podatel-zh...
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии