УРОКИ КРЕСТОГРАДА. Александр Богатырев

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

В Ставрополе, где находилась кафедра епископа Кавказского Игнатия (Брянчанинова), мне посчастливилось провести неделю в обществе ставропольцев, помнящих его слова: «Отступление попущено Богом. Не покусись остановить его немощной рукою твоей. Устранись, охранись от него сам — и этого с тебя достаточно».

Поездка в любое место нашей необъятной Родины может стать познавательной и дать пищу для размышлений. Многое зависит от того, какой «Вергилий» проведет тебя по кругам посещаемого места. Мне с «Вергилием» повезло. Ставрополец Сергей Баранов показал мне, как живет истинная Россия — та, которая никогда не умирала и не умрет до скончания века. Северный Кавказ — непростой регион. Но не о его проблемах рассказывали мне люди, живущие по христианским заповедям. Они не пересказывают друг другу последние новости о великих казнокрадах и скором крахе всего и вся. Не пугают слухами о новой революции, гражданской войне, а затем и мировой бойне. А просто, не пытаясь «остановить немощной рукой» сползание мира в кошмары апокалипсиса, молятся, честно трудятся, заботятся о своих семьях, любят ближних и стараются помочь всем, кто нуждается в помощи.

С Сергеем мы познакомились в монастыре. Его сосед по келье дал ему сборник моих рассказов «Ведро незабудок» и сказал: «Кстати, автор сейчас здесь». Прочитав несколько рассказов, Сергей предложил мне приехать в Ставрополь на встречу с читателями — любителями православной литературы. Я поблагодарил. Уверенности в том, что действительно последует приглашение, не было. Люди часто говорят всякие любезности, а потом в суете многотрудных будней быстро забывают даже о том, чего искренно желали. Но на сей раз этого не произошло. Сергей вскоре подтвердил приглашение. Несколько раз мы перезванивались, поздравляя друг друга с праздниками, а после Светлой Седмицы я и отправился в Ставрополь.

Ставропольский край
Ставропольский край

При закладке крепости казаки обнаружили в земле большой каменный крест

Этот город называли «вратами Кавказа», но через эти врата сегодня на Кавказ не ездят. Стоит Ставрополь в стороне от железной дороги к Кавказским минеральным водам и известным горнолыжным курортам. Наши современники знают о нем немного: о том, что здесь проводятся всевозможные конференции, что город признан лучшим в России по благоустройству… А вот в XIX в знали больше. В Ставрополе бывали Пушкин, Лермонтов, Толстой и многие другие писатели и деятели культуры. Великий полководец А.В. Суворов руководил постройкой крепости, с которой и начался город. Это была одна из восьми крепостей Азово-Моздокской линии укреплений. Возведенная на горе посреди степи, она стала мощным форпостом на юге России. Город не случайно был назван Ставрополем. В переводе с греческого — это Крестоград. При закладке крепости казаки Хоперского полка обнаружили в земле большой каменный крест. Он стал первым памятником нового города. По одной из версий, это и объясняет выбор наименования города.

Само название — Град Креста — обязывает его жителей быть верными христианами. В годы безбожного правления, когда старались вытравить в народе самую память об орудии нашего спасения, город был переименован в Ворошиловск, и даже на памятнике Суворову крест ордена святого Георгия наполовину прикрыт лацканом мундира. Так, что вместо креста видна рогулька из двух лучей.

Александр Богатырев у памятника сестре Марии Ивановой
Александр Богатырев у памятника сестре Марии Ивановой

Сейчас иное дело. Вдоль дорог множество поклонных крестов. Воздвигнут памятник сестре милосердия Марии Ивановой — единственной женщине в России, награжденной офицерским орденом святого Георгия. Во время Первой мировой войны (тогда ее называли Отечественной) сестра милосердия Мария Иванова, находясь на передовой, остановила бегство наших солдат и увлекла их в контратаку, закончившуюся полным разгромом врага.

В последние два десятилетия в Ставрополе восстанавливают и заново строят храмы. В черте города есть женский монастырь, а в нескольких километрах от города — мужской. На службах много молодых людей. И именно тема воспитания молодежи стала основной во время моих встреч с кадетами, студентами, художниками, писателями и прихожанами нескольких церквей. Когда в монастыре в честь иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радосте» после разговора о трудностях, с которыми столкнулся наш народ, меня спросили: «Что же делать?», я рассказал о ставропольцах, с которыми меня познакомили сразу же по приезде. Они давно нашли ответ на этот роковой вопрос, воспитывая молодых людей в христианском духе, на вековых традициях русской армии.

Аркадий Аркадьевич Дранец — полковник запаса и успешный деловой человек — возглавил фонд «Меценаты детям» и создает православно-воспитательный центр «Адмирал». Когда десять лет назад он обратился к схиархимандриту Илию с просьбой благословить его на самое нужное служение, тот сказал: «Хочешь служить — служи детям». С этого благословения и началось создание центра.

Уже построены два храма, детский сад вместе с начальной школой. На главной площади центра на высокой колонне вознесся златокрылый архангел Михаил, а неподалеку стоит памятник адмиралу Федору Ушакову. За ним — галерея с бюстами 12 русских адмиралов, от петровского Апраксина до советского Кузнецова. Здесь говорят: «Наши воспитанники живут под крылом архангела и под защитой адмиралов». По обе стороны от флотской композиции разбит парк с несколькими тысячами деревьев. На 15 гектарах планируется разместить 20 объектов. Уже строятся медицинский комплекс, гимназия для девочек «Милосердие» и гимназия для мальчиков «Гардемарин». Ничего подобного нет во всей России.

Все сделано и делается с поразительным размахом и с хорошим вкусом. Дети получают воспитание в окружении прекрасно организованного пространства, в интерьерах, созданных талантливыми дизайнерами. Спортивные занятия проходят и в помещении, и на открытых площадках. Есть бассейн. Скоро начнут строительство стадиона. Причем занимаются спортом на территории комплекса не только воспитанники центра, но и молодые люди, живущие по соседству. Таким образом, Аркадий Дранец решает проблему досуга и воспитания местной молодежи: «Эти уже не будут пить и наркоманить».

Понимание того, что нужно все делать на века и красиво, чувствуется во всем. Даже колонна, на которой установлена скульптура архангела Михаила, необычная. Она была найдена в одной из московских художественных мастерских. Это чудом сохранившаяся колонна взорванного в 1931 году храма Христа Спасителя. Неслучаен выбор небесного покровителя центра — прославленного адмирала Федора Ушакова. Для воспитания юных граждан России, желающих посвятить жизнь воинскому служению, очень важен пример его героической и благочестивой жизни.

Удивительно, что из степного Ставрополья в военно-морские силы призывается больше молодых людей, чем из других областей России. И даже количество моряков-ставропольцев, получивших звание Героя Советского Союза, самое высокое в стране. Здесь шутят: «Любовь к морю у нас в крови. Ведь когда-то здесь было Сарматское море».

Многие воспитанники центра «Адмирал» мечтают о службе на флоте. Возможно, кто-то станет и священником. Сейчас здесь, помимо действующих церквей, строится храм в честь святителя Николая Чудотворца и заложен храм в честь Георгия Победоносца. В основание этого храма положен камень со святой горы Афон. Его привез настоятель афонского монастыря Ксенофонт архимандрит Алексий. Духовному воспитанию в центре «Адмирал» уделяют первостепенное внимание. Здесь регулярно служат литургию и молебны. Сюда привозили мощи святого великомученика Георгия Победоносца и блаженной Матроны.

Часть воспитанников поступит в президентский кадетский корпус, где кадеты стараются следовать традициям дореволюционных кадетских корпусов. Правда, как мне показалось, в тепличных условиях. Здесь нет казарм. Кадеты живут по два человека в комнате. В столовой — шведский стол. Можно выбирать из нескольких блюд. Классы прекрасно оснащены современной техникой. Территория огромная, с аллеями и цветочными клумбами. Чистота идеальная. Есть стадион, плац для строевых занятий, библиотека, большой актовый зал... Одним словом, для учебы и досуга есть все необходимое. Заместитель начальника корпуса по воспитательной работе рассказал, что в корпус приходит очень много детей с компьютерной зависимостью. Психологи в разных странах не знают, что с ней делать. «А в нашем корпусе от этой беды избавляются очень быстро. Ребята загружены учебой, спортом, военным делом, и им просто некогда сидеть у компьютера».

Побывали мы еще у одного человека, который знает, что делать. Николай Жмайло — отставной десантник – организовал центр по подготовке молодых людей к службе в армии. Назвал он его «Витязи». Вместо современных тренажеров здесь используют всевозможные подручные средства. Оказывается, на простом дереве можно организовать тренировку, какой ни в одном фитнес-клубе на десяти тренажерах не устроить. Ребята показали несколько упражнений: брали полутораметровые бревна и ловко вращали и переворачивали их. При этом нехитром занятии задействованы практически все мышцы. Мальчишки забирались вверх по канату, переворачивались и, спускаясь головой вниз, показали, как можно поражать противника в самой неудобной позе. Ребята преодолевали препятствия, показывали различные способы выживания. При помощи деревянной рогатины и длинного шеста соорудили блок и передвигали неподъемную бетонную плиту.

Когда из дома выскочили семь отроков и прыгнули в замерзший пруд, улыбки у американцев исчезли

Николай рассказал, как в прошлом феврале ему позвонил ставропольский атаман и сказал, что приехала делегация американских спецназовцев, «очень крутых парней», и просят показать, как тренируют казаков: «А нам и показать нечего. Выручай!» Николай   выручил: поставил рядом с двухметровым американцем десятилетнего парнишку, дал им обоим по топору и предложил соревнование — кто быстрее срубит дерево. Для этого был поставлен вертикально столб, и нужно было его подрубить «под корень». Американец, лихо размахивая топором, довольно скоро справился с задачей и, по-голливудски улыбаясь, уступил место мальчишке. А тот проделал это в три раза быстрее. Десантник продолжал улыбаться, но как-то кисло. Николай рассказал гостям о преимуществах топора: «Бензопилу в разведку не возьмешь. А топором можно сделать все». В подтверждение этих слов другой мальчишка за несколько минут изготовил топором ложку. Тут уж стали удивленно улыбаться все спецназовцы. А когда из дома выскочили в одних трусах семь отроков и прыгнули в замерзший пруд, улыбки у американцев мгновенно исчезли. Ребята плавали, разгребая льдины, и, смеясь, приглашали гостей присоединиться к ним. Спецназовцы прыгать в пруд не стали, а поежившись в своих меховых куртках, пошли в дом пить чай. Для мальчишек же была натоплена баня, куда они и побежали.

Николай занялся воспитанием детей без государственной поддержки: «Когда перестройщики стали разваливать армию и кричать на всех углах, что патриотизм — это прибежище для негодяев, я решил показать, что это не так. Страна гибла. До верха не докричаться. Остановить этого я не мог, но знал, что могу на своем месте (да и каждый может) делать нужные дела. Я видел, как спивается и гибнет от наркотиков молодежь. Куда-то исчезла работа. Заняться нечем. Я собрал ребят и предложил им свою программу. Это и спорт, и приобретение различных специальностей и навыков. Они у нас и автомобиль могут водить, и с парашютом прыгать, и в огороде работают, и за скотиной ухаживают. Все делается с молитвой. Регулярно ходят в церковь. Священники проводят катехизаторские занятия. Для армии и для жизни готовятся люди, для которых старый армейский девиз «Сам погибай, а товарища выручай» — не пустой звук. Это же христианская заповедь о любви к ближнему. Так что мы готовим не просто будущих солдат, а воинов Христовых».

«Мы готовим не просто будущих солдат, а воинов Христовых»

Меня поразило, что там, где проводится военная подготовка, совершенно отсутствует то, что называют «милитаристским духом». Наоборот, все было легко, мирно, празднично и даже весело. Чувствовалось, что воспитатель любит своих воспитанников, и те отвечают ему взаимностью. А задор и лихость, с которыми молодые люди занимаются подготовкой к военной службе, у них в крови. Ведь их предки — казаки и воины, пришедшие в эти края вместе с Суворовым.

В центре «Витязь» даже животные дружат. Нас рассмешило то, как козел по кличке Бабло ни на шаг не отходил от своей подружки — свиньи Бубы, показывая, что готов защитить ее от любого, кого заподозрит в недобрых намерениях. (Кличку свою он получил за то, что съел выпавшую у кого-то из кармана сторублевую купюру).

Веселых эпизодов можно вспомнить немало…

В монастыре иконы «Всех Скорбящих Радосте» не знали, как уговорить любителей шашлыков и дикой музыки не устраивать пикников рядом с монастырем. Тогда наместник провел к воротам динамик и стал включать записи чтения Псалтири. Теперь и за версту не увидишь дыма над мангалами.

После встречи с местными художниками Сергей, у которого я жил все эти дни, предложил прогуляться с несколькими друзьями по городу. Ставрополь утопал в цветах. Цвели вишни, каштаны. Повсюду, даже у хрущевских пятиэтажек, клумбы с тюльпанами, ирисами и нарциссами. Мы зашли в кафедральный собор, обошли вершину холма — ту самую, где находилась крепость (правда, от крепости осталось лишь несколько фрагментов стены). Прошли к смотровой площадке мимо огромного памятника солдату в буденовке и пирамиды из бетонных плит (так изобразили палатку Суворова). Посмотрели на открывшиеся дали с полями и зелеными рощами и пошли к низкому домику, в котором останавливался Пушкин. В нашей компании находился правнучатый племянник Лермонтова — Владимир Соколов-Лермонтов. Он стал рассказывать о приезде Пушкина в Ставрополь, а в это время за калиткой из железных прутьев показалась женщина (как выяснилось, нынешняя хозяйка дома). Она с тревогой наблюдала за нами и прислушивалась к нашему разговору. Через несколько минут она позвала нас и стала слезно упрашивать помочь ей поскорее расстаться с этим историческим местом: «Это для вас эта развалюха — памятник истории и культуры, а для меня — наказание. Жить невозможно. Все рушится, сыплется. Зимой не протопить. Всякие комиссии приезжают, обещают отремонтировать и сделать чуть ли не музей, а мне дать квартиру. Уезжают — и ни слуху ни духу. Сделайте что-нибудь. Помогите русской женщине. У меня прадед — цыганский барон Чернышев. У него хор свой был. Прабабка — грузинская княжна. Были у меня в роду и чеченцы, и армяне… Кого только не было. Я Тамара. Запомните мое имя. Помогите!» Я, как мог, объяснил, что мы в чины не выводим и пенсий не даем… Единственное, что можем сделать, — пожелать ей доброго здравия и написать рассказ о ее бедственном положении.

Еще через день мы навестили Александру Васильевну Младенову. Трудно представить более трагичную судьбу. Она потеряла двух мужей. Один за другим умерли три сына. Живет в доме в одну комнату с дочкой и внуком. А когда-то в нем жили еще и муж, и сыновья. Притом муж был управляющим трестом Главболгарстрой. Когда в округе стали воздвигать дворцы начальники меньшего, чем у мужа, ранга, Александра Васильевна спросила: «Почему у нас нет приличного жилища?» На что муж ответил: «Если бы я стал делать то, что они творят, то потерял бы тебя». Он знал, что говорил. Со взяточником она бы не смогла жить. Поразительно то, что после таких утрат она нашла в себе силы продолжать жить и трудиться. А трудиться приходится немало: нужно прокормить внука и дочь, которой бывший муж не платит алиментов. Живут они своим хозяйством: большой огород и куры. Держали коров, но теперь нет ни сил, ни здоровья. А между тем она выращивает картошку для Иоанна-Мариинского монастыря. Регулярно отвозит монахиням плоды трудов своих. Те живут более чем скромно на территории психиатрической больницы, где с невероятными трудностями удалось отвоевать и отремонтировать несколько развалившихся зданий некогда процветавшего монастыря. Храм не отдают, и приходится служить в домовой церкви. Но бедное житие преизобильно покрывается душевным богатством. Матушки радушны и хлебосольны. Несмотря на собственную скудость, содержат приютских детей и немощных пожилых людей.

На скале запечатлен лик Спасителя

О радушии ставропольцев особый сказ. Мой хозяин Сергей и его жена Лариса не только отменно кормили и предоставили мне второй этаж их дома, где я мог спокойно работать в немногие оставшиеся не занятыми встречами часы, но еще и организовали поездку в Архыз. Это в 200 км от Ставрополя. Там на скале запечатлен лик Спасителя. Он очень похож на известный образ Спаса Синайского. История его создания малообъяснима. Говорят, будто от сильной молнии обрушилась часть скалы, и на срезе обнаружили лик Христа. Ученые так и не пришли к единому мнению: нерукотворный он или написан красками. Если это дело рук художника, то непонятно, как он его писал на отвесной скале и для кого. Найден он случайно, и взобраться к нему можно лишь отчаянным скалолазам. Сейчас можно подняться к этому образу по металлической лестнице. Желающих помолиться здесь немало. Постоянно приезжают автобусы с паломниками и экскурсантами.

А напротив, за рекой Зеленчук, находятся три храма Х века. Рядом с одним из них мы увидели цветущее вишневое дерево. Издали оно казалось огромным белоснежным цветком без единого темного пятнышка. Словно цветок из райского сада — символ горнего мира — опустился на землю.

Один из храмов действующий. Здесь произошло крещение аланов. На Северном Кавказе, и особенно на Черноморском побережье, немало древних христианских храмов. Но нынешние политики и «исповедники политкорректности» не позволяют напоминать о том, что предки многих народов Северного Кавказа были крещены. И если искать корни и всерьез говорить о вере отцов, то нужно знать об этом.

Трудно не замечать трагичности событий, происходящих в России и во всем мире. Но относиться к ним можно по-разному. Ставропольские витязи, использующие любые подручные предметы для тренировки мускулов и навыков выживания, подсказали мне мысль о том, что нужно ко всем трудным обстоятельствам относиться, как к тренажерам, на которых «укрепляются мышцы души», делая ее бесстрашной и неуязвимой для греха.

http://www.pravoslavie.ru/104275.html