Уличный художник, расписывающий стены образами «Супер-папы», неожиданно удостоился признания Ватикана

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия
Уличный художник, расписывающий стены образами «Супер-папы», неожиданно удостоился признания Ватикана
Он получил заказ на изображение очередного папского послания о грехе уныния средствами живописи

РИМ. Уличный художник, расписывающий стены зданий в Ватикане образами «Супер-папы», неожиданно удостоился признания Ватикана и даже получил заказ на воплощение папского послания о грехе уныния средствами живописи, сообщает apnews.

Мопал (Maupal) в жизни и по паспорту зовется Мауро Паллотта (Mauro Pallotta). Он уже добрый десяток лет украшает стены Ватикана фресками с образами «Супер-папы» без особой надежды на великую славу. И вот 1 февраля он вдруг удостоился признания Святого Престола, о чем свидетельствует его появление на пресс-конференции в Ватикане.

Мопал приобрел некоторую известность целой серией живописных работ на тему послания папы Франциска к Великому посту 2024 года. Судя по всему, их заметили не только миряне, но и сановное духовенство. В новом послании этого года понтифик призывает верующих избавляться от уныния, нерадения и всех форм душевного рабства, дабы обрести путь к внутренней свободе. По условиям заказа, Мопал обязуется иллюстрировать новыми живописными работами главные мысли этого послания – его работы должны выходить еженедельно в течение нынешнего великопостного сезона вплоть до Пасхи.

На пресс-конференции художнику отвели место рядом с одним из ближайших советников папы Франциска, кардиналом Майклом Черни (Michael Czerny). «Я никогда не добивался официального признания от Ватикана и не надеялся на него, – признался художник в своей речи. – Однако я горд и польщен, и считаю великой честью, что меня попросили воплотить послание папы Франциска средствами живописи. Представление и прославление христианских ценностей с помощью искусства всегда было одной из величайших задач живописи и скульптуры. Я всегда стремился синтезировать с помощью изобразительного языка глубокие мысли и концепции Святого Отца в самом простом, доступном, легко читаемом и понимаемом стиле».

На первой живописной работе по темам нового посланий, вышедшей 1 февраля, папа Франциск бредет по пустынному полю, усеянному гвоздями, и толкает перед собой тачку с тяжелым мешком, а на мешке написано слово «Вера». Это художественная иллюстрация к изречению из папского послания «через пустыню Бог ведет нас к свободе».

Мопал привлек к себе широкое внимание уже через год после избрания папы Франциска в 2013 году, когда создал свою первую стенную фреску, изображающую понтифика в виде летящего «Супер-папы в белом плаще», несущего в руке черную сумку со словом «ценности». Папа, конечно, слегка напоминает дирижабль, а также побочного сына голливудского Супермена, то и дело спасающего человечество от страшных опасностей. Народ оценил этот добрый юмор, и художник заслужил популярность. Вскоре и другие подобные фрески начали появляться одна за другой на стенах зданий района Борго Пио недалеко от Ватикана. На первых порах римская «полиция нравов» усмотрела во фресках неуважение к сану первосвященника и принялась их стирать. Однако фрески упорно возрождались, и каждая из них все точнее и образней воплощала послание папы Франциска. На одной из них папа Франциск играет на лестнице в крестики-нолики, рисуя символы мира («пацифики») вместо нулей, а возле него «на шухере» стоит швейцарский гвардеец и глядит за угол, чтобы вовремя заметить опасность. Еще одна фреска изображает папу, висящего на стропах в роли мойщика окон – он шваброй чистит небо от грязи, впуская в мир солнце.

Со временем Мопал добился известности и стал в некотором роде частью истеблишмента Ватикана. В 2022 году он удостоился аудиенции у папы Франциска, и в том же году его привлекла к сотрудничеству ватиканская газета L'Osservatore Romano. В четверг 1 февраля художник не только удостоился почетного места на пресс-конференции, но Ватикан даже опубликовал его короткую биографию с обзором творчества и трудового пути в качестве учителя живописи в школах и тюрьмах.

Отвечая на вопрос о своей творческой эволюции, Мопал сказал, что всегда чуждался эпатажа в творчестве. «Я никогда не рядился в тогу художника-бунтаря, – отметил мастер. – Мне также не хотелось навсегда закоснеть в роли анонимного рисовальщика, работы которого, с юридической точки зрения, портят стены и общественное пространство, а потому вызывают настороженность у полиции. Каждую свою фреску я подписываю именем «Мопал», поскольку никогда не скрывал своей личности. Если я делаю что-то на улице, я осознаю, что беру на себя ответственность за своего рода вторжение в ее облик, навязыванию людям свое личное видение, хотя улица принадлежит всем. Я глубоко чувствую это, и потому с самой первой своей работы честно указываю свое имя и фамилию, принимая на себя полную ответственность за свое искусство. Я никогда не стремился к официальному признанию, а просто следовал своим путем в творчестве. Вот так я и оказался здесь».

Сергей Игнатов

https://sedmitza.ru/text/10358497.html