УАПЦ в годы "патриаршества" Мстислава (Скрыпника) (1990-1993). Слесарев А. В.
Как уже упоминалось ранее, формальный переход возрожденной "Украинской Автокефальной Православной Церкви" (УАПЦ) под омофор "митрополита Филадельфийского" Мстислава (Скрыпника), Первоиерарха "Украинской Православной Церкви США и Рассеяния", состоялся 30 октября 1989 г. Однако преклонный возраст "митрополита" Мстислава и ряд других обстоятельств отложили его приезд в Украину на целый год. В это время (октябрь 1989 - октябрь 1990 гг.) фактическое руководство в УАПЦ осуществлял "митрополит Львовский и Галицкий" Иоанн (Боднарчук).
На I Всеукраинском Соборе "Украинской Автокефальной Православной Церкви", проходившем 5-6 июня 1990 г. в Киеве, было принято решение о введении в УАПЦ института "патриаршества" и избрании на эту должность "митрополита" Мстислава. Продолжительное отсутствие последнего в пределах Украины побудили участников Собора временно ввести должность "местоблюстителя патриаршего престола", на которую был избран "митрополит" Иоанн (Бодначук). Притязания "митрополита" Иоанна на возглавление УАПЦ спровоцировало обострение его отношений с уже избранным "патриархом". Уже осенью 1990 г. приехавший в Украину и прошедший "патриаршую интронизацию" Мстислав (Скрыпник) фактически отстранил "митрополита" Иоанна (Боднарчука) от управления УАПЦ, лишив его даже титула "местоблюстителя патриаршего престола". Не планируя оставаться надолго в Украине, "патриарх Киевский" Мстислав вверил руководство "Украинской Автокефальной Православной Церковью" молодому "епископу Ровенскому и Житомирскому" Антонию (Масендичу), который в декабре 1990 г. был назначен на должность управляющего делами УАПЦ и постоянным членом Патриаршего Совета УАПЦ.
Не смирившись с потерей власти и низведением на роль рядового епархиального "архиерея", "митрополит Львовский" Иоанн (Боднарчук) вскоре предпринял попытку возвращения своего влияния на "Украинскую Автокефальную Православную Церковь". В мае 1991 г. он уехал на лечение в США, где вел переговоры с представителями Константинопольского Патриархата о возможных перспективах признания каноничности УАПЦ. Вернувшись в Украину через несколько месяцев, он попытался заявить о себе, как о человеке, который с успехом может представлять интересы и в верном направлении совершать руководство УАПЦ. Однако этот политический ход вызывал реакцию отторжения. Так, протоиерей Владимир Ярема и львовское Братство св.Андрея Первозванного, возглавляемое мирянином Богданом Рожаком, резко обвинили "митрополита" Иоанна в превышении полномочий. В качестве ответного шага последний совершил отлучение от Церкви Б.Рожака и наложил на протоиерея Владимира запрещение в священнослужении, что было демонстративно проигнорировано. Вскоре о произошедшем стало известно "патриарху" Мстиславу (Скрыпнику), который 4 октября 1991 г. в адрес Синода УАПЦ направил послание следующего содержания: "Исходя из явно деструктивных и вредных для нашей Церкви действий митрополита Иоанна и его некорректного отношения к собратьям епископам, лишаю его права представлять нашу Церковь внешне, а все его распоряжения во внутренней жизни нашей Церкви являются недействительными".
23 января 1992 г. под председательством "патриарха" Мстислава (Скрыпника) состоялось Архиерейское Совещание "Украинской Автокефальной Православной Церкви", на котором был принят целый ряд важных решений по вопросам епархиального деления территории Украины и кадровым перестановкам. В ходе Совещания рассматривалась также ситуация, сложившаяся с "митрополитом" Иоанном (Боднарчуком). Поскольку он уже не имел поддержки со стороны "патриарха" и "епископата" УАПЦ, канонические прещения в отношении протоиерея Владимира Яремы и В. Рожака были признанны недействительными, а сам Боднарчук был удален со Львовской кафедры и назначен "митрополитом Житомирским".
Таким образом, спустя менее чем два с половиной года после своего уклонения в раскол "митрополит" Иоанн (Боднарчук) снова вынужден был вернуться в Житомир, желание покинуть который подтолкнуло его к переходу в "Украинскую Автокефальную Православную Церковь". Вполне естественно, что такой исход событий мог вызвать в "митрополите" Иоанне лишь чувство глубокого разочарования и отчаяния. Лишенному архиерейского сана, ему предстояло возглавить даже не ту епархию, управлением которой он так долго тяготился, а ее незначительную часть, им же отторгнутую от канонической Церкви. В этой связи вполне уместно предположить, что решение Архиерейского Совещания УАПЦ о назначении "митрополита" Иоанна (Боднарчука) управляющим Житомирской епархией должно было продемонстрировать бывшему "местоблюстителю патриаршего престола" то, что в "Украинской Автокефальной Православной Церкви" ему уже не удастся реализовать какие бы то ни было личные мотивы и устремления.
С большой долей вероятности можно предполагать, что инициатором такого решения в отношении "митрополита" Иоанна (Боднарчука) был его непосредственный конкурент в борьбе за влияние в "Украинской Автокефальной Православной Церкви" "архиепископ Киевский" Антоний (Масендич), пользовавшийся огромным доверием "патриарха" Мстислава (Скрыпника) и постепенно концентрировавший в своих руках все рычаги управления УАПЦ.
Преемником "митрополита" Иоанна (Боднарчука) на Львовской кафедре УАПЦ был избран архимандрит Петр (Петрусь), 7 апреля 1992 г. рукоположенный во "епископа Львовского" и через несколько месяцев наделенный титулом "архиепископа".
Оказавшись в весьма непростом положении, "митрополит" Иоанн (Боднарчук) предпринял последнюю попытку вернуть себе былое положение в "Украинской Автокефальной Православной Церкви". В конце января 1992 г. он встретился с Генеральным Секретарем Константинопольского Патриархата митрополитом Филадельфийским Мелитоном и тогда еще Предстоятелем Украинской Православной Церкви Московского Патриархата митрополитом Киевским и всея Украины Филаретом (Денисенко), с которыми обсуждал возможные пути преодоления раскола и придания канонического статуса "Украинской Автокефальной Православной Церкви". Расчет "митрополита" Иоанна заключался в том, что в случае заключения им договоренности о вхождении УАПЦ в состав Константинопольского Патриархата на правах автономной митрополии большинство оказавшихся в расколе украинских приходов отойдут от "патриарха" Мстислава и перейдут в эту церковную структуру. На месте руководителя этой автономной митрополии "митрополит" Иоанн (Боднарчук) видел самого себя.
Уже 2 февраля 1992 г. во Львове состоялся Собор "Украинской Автокефальной Православной Церкви", на котором "митрополит Житомирский" Иоанн (Боднарчук) попытался сперва склонить симпатии собравшихся на свою сторону, а затем совершить церковный переворот и самому возглавить УАПЦ. Его тактика сводилась к дискредитации "патриарха" Мстислава (Скрыпника) и "архиепископа" Антония (Масендича), которые обвинялись в неспособности решить вопрос с признанием "Украинской Автокефальной Православной Церкви" на уровне Вселенского Православия. "Митрополит" Иоанн поделился с итогами проделанной им работы по переговорам с руководством Константинопольского Патриархата и Украинской Православной Церкви Московского Патриархата, предложив создать специальную комиссию по переговорам с последней. В завершении своего обращения "митрополит" Иоанн призвал участников Собора отказаться от признания престарелого "патриарха" Мстислава (Скрыпника) Первоиерархом УАПЦ. Кроме того, "митрополит" Иоанн обвинил "архиепископа" Антония (Масендича) в антицерковной деятельности и заявил о наложении на него запрещения в священнослужении.
Попытка "митрополита" Иоанна (Боднарчука) вернуть свое прежнее положение в украинском церковном расколе внесла значительное смущение в жизнь УАПЦ. Однако большинство оказалось не на стороне бывшего "местоблюстителя патриаршего престола" и это определило его дальнейшую судьбу. На заседании Синода УАПЦ, проходившем 29 апреля 1992 г. под председательством "патриарха Киевского и всея Руси-Украины" Мстислава (Скрыпника), было принято решение об исключении "митрополита Житомирского" Иоанна (Боднарчука) из состава "епископата" "Украинской Автокефальной Православной Церкви". Потерпев полное поражение в борьбе за власть в УАПЦ, в августе 1992 г. "митрополит" Иоанн подал в Священный Синод Русской Православной Церкви покаянное прошение, но его рассмотрение было на время отложено.
В начале июня 1992 г. в "Украинской Автокефальной Православной Церкви" состоялось рукоположение двух новых "архиереев", каковыми стали:
- Роман (Попенко), "епископ Николаевский и Херсонский"
- Михаил (Дуткевич), "епископ Белоцерковский и Уманский"
Спустя менее двух месяцев после изгнания "митрополита" Иоанна (Боднарчука) в "Украинской Автокефальной Православной Церкви" возникло новое смущение. К этому времени резко пошатнулось церковное положение Предстоятеля Украинской Православной Церкви Московского Патриархата (УПЦ МП) митрополита Киевского и всея Украины Филарета (Денисенко). Пытавшийся авторитарными методами провозгласить автокефалию УПЦ МП, он на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви, проходившем в апреле 1992 г., был призван к оставлению Киевской митрополичьей кафедры. Не желая следовать соборному определению, митрополит Филарет (Денисенко) отказался покинуть занимаемую должность и попытался форсировать процесс наделения Украинской Православной Церкви автокефальным статусом, за что и был лишен архиерейского сана Архиерейским Собором Русской Православной Церкви, проходившим 11 июня 1992 г. Не признав себя низложенным, "митрополит" Филарет разработал проект создания "Украинской Православной Церкви Киевского Патриархата". Для его реализации предполагалось отторжение от Московского Патриархата той части Украинской Православной Церкви, которая оставалась подконтрольной "митрополиту" Филарету, и объединения ее с "Украинской Автокефальной Православной Церковью". Немаловажно отметить, что инициатива создания Киевского Патриархата была во многом поддержана Правительством и Верховной Радой Украины.
Переговоры между "митрополитом" Филаретом (Денисенко) и управляющим делами УАПЦ "митрополитом" Антонием (Масендичем) начались предположительно 20 июня 1992 г. В это же время с последним встретились представители украинского Правительства и Парламента, сообщившие ему о том, что идея провозглашения Киевского Патриархата находит поддержку на самом высоком уровне, не исключая и президента Украины Л.М. Кравчука. Не уведомив пребывавшего в Америке "патриарха" Мстислава (Скрыпника), "митрополит" Антоний (Масендич) созвал и провел 25-26 июня 1992 г. "Всеукраинский Православный Собор", в котором принимали участие более 100 человек, в том числе и "митрополит" Филарет (Денисенко) с группой своих сторонников. Основным решением Собора было провозглашение новой религиозной организации "Украинская Православная Церковь - Киевский Патриархат" (УПЦ КП), которую составили объединенные "Украинская Автокефальная Православная Церковь" и поддержавшая "митрополита" Филарета немногочисленная часть Украинской Православной Церковью Московского Патриархата. Главой УПЦ КП был объявлен ничего не знавший о происходившем "патриарх Киевский и всея Украины" Мстислав (Скрыпник). Учитывая преклонный возраст "патриарха" Мстислава и его постоянное проживание вне пределов Украины, "Всеукраинский Церковный Собор" утвердил должность Заместителя Патриарха, на которую был назначен "митрополит Киевский и всея Украины" Филарет (Денисенко). Управляющим делами УПЦ КП был избран "митрополит Переяславский и Сичеславский" Антоний (Масендич). Примечательно, что лишенный священного сана в Московском Патриархате "митрополит" Филарет (Денисенко) не признал каноничность "иерархов" УАПЦ и над всеми ними совершил повторные "архиерейские" хиротонии.
Слияние с группой последователей бывшего митрополита Киевского Филарета (Денисенко) вызвало внутренний раскол в "Украинской Автокефальной Православной Церкви". Так, "епископы" УАПЦ Андрей (Абрамчук), Антоний (Фиалко) и Николай (Грох) покинули "Всеукраинский Православный Собор", заявив о незаконности его решений. В скором времени после этого "епископы" Атоний (Фиалко), Николай (Грох) и Пантелеимон (Романовский) с покаянием перешли в Украинскую Православную Церковь Московского Патриархата.
Реагируя на произошедшее, "патриарх" Мстислав (Скрыпник) в срочном порядке вылетел в Украину. 3 июля 1992 г. он открыто заявил о своем непризнании "Украинской Православной Церкви Киевского Патриархата", что означало открытие перспективы восстановления параллельной Киевскому Патриархату "Украинской Автокефальной Православной Церкви".
Первое время после заявления "патриарха" Мстислава "Украинская Автокефальная Православная Церковь" была крайне малочисленной. В ее составе оставались только группы мирян, объединенных в Харьковское и Львовское православные братства, протоиерей Владимир Ярема (г.Львов), священник Иоанн (Пашуля) (г.Львов) и священник Юрий Бойко (г.Киев). Тяжесть положения УАПЦ усугубило и то, что 7 июля 1992 г. Совет по делам религий при Кабинете Министров Украины признал юридическое правопреемство УПЦ КП от УАПЦ, то есть лишил "Украинскую Автокефальную Православную Церковь" юридического статуса и государственной регистрации.
Стремясь восстановить "Украинскую Автокефальную Православную Церковь", "патриарх" Мстислав (Скрыпник) издал 17 октября 1992 г. постановления о лишении священного сана "митрополита" Антония (Масендича) и "архиепископа" Владимира (Романика), в которых он видел главных инициаторов провозглашения Киевского Патриархата со стороны УАПЦ. Спустя три дня, 20 октября 1992 г., "патриарх" Мстислав официально объявил недействительными все решения "Всеукраинского Церковного Собора" и призвал "епископат", "духовенство" и мирян возвращаться из Киевского Патриархата в возглавляемую им УАПЦ. Попытавшись минимизировать последствия "патриаршего" заявления, "митрополит" Филарет созвал 15 декабря 1992 г. чрезвычайный Архиерейский Собор УПЦ КП, на котором провел решение о передаче всех полномочий "патриарха Киевского" Мстислава (Скрыпника) Священному Синоду Киевского Патриархата. После этого решения разделение между УАПЦ и УПЦ КП оформилось окончательно.
Обращения "патриарха" Мстислава (Скрыпника) дали импульс к возвращению в "Украинскую Автокефальную Православную Церковь" многих из тех кто перешел в Киевский Патриархат в июне 1992 г., в том числе и для "архиереев", ранее рукоположенных в УАПЦ. Так, к концу 1992 г. под омофор "патриарха" Мстислава вернулись "епископ Белоцерковский и Уманский" Михаил (Дуткевич) и "архиепископ Львовский" Петр (Петрусь). Последний вскоре после своего ухода из Киевского Патриархата был назначен управляющим делами "Украинской Автокефальной Православной Церкви".
В 1993 г. процессы восстановления "Украинской Автокефальной Православной Церкви" заметно активизировались. Однако 11 июня 1993 г. скончался "патриарх Киевский и всея Украины" Мстислав (Скрыпник), своей смертью завершив целый период в истории украинского церковного раскола.
Источник: Анти-Раскол
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии