Творчество как восхождение к Богу. Священник Дионисий Каменщиков

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

И взял Господь Бог человека, (которого создал), и поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить его.
(Быт. 2: 15)

 

Адам дает имена животным

Человек не может не творить. Он по своему естеству творец. Служение Богу, наука, искусство, медицина, педагогика – да любые сферы человеческой деятельности требуют творческого подхода. В творчестве человек уподобляется Богу, восходит на, казалось бы, недостижимые высоты. Что это за явление – творчество? Посмотрим на него через призму богословия, и многое нам станет ясно.

Творческая личность

До того как стать священником, я сменил несколько профессий. В частности, работал на стройке. Люди там попадались разные, каждый со своими особенностями. Но главное, что отличало моих коллег-строителей от представителей других профессий, – это самомнение. С самомнением у строителей было всё в порядке: каждый из них считал себя специалистом высочайшей квалификации. Однажды нам предстояло проложить в земле кабель. Для этого нужно было вырыть траншею. Нас было трое, и копать никому не хотелось. Наконец, сделав над собой усилие, мы взялись за работу. Земля попалась укатанная, вперемешку с кирпичным боем – хоть динамитом рви. Минут через десять старший, демонстративно отшвырнув от себя лопату, сказал, что он личность творческая и, исходя из этих реалий, отправляется разматывать кабель, оставляя нас на траншее одних.

– А я что, не творческая? – возмутился мой напарник. – У меня вообще высшее техническое образование.

– Вот и я о том же, – сказал старший. – Пусть каждый занимается своим делом.

Он вытащил из багажника моток кабеля и возился с ним до обеда, зорко следя за нашими потугами. «Творческая личность! – ворчал мой напарник себе под нос. – Что он сотворил-то? Наберут творческих, а работать некому».

Я хотел было сказать старшему, что каждый человек по природе своей – творец, что способность творить – неотъемлемое свойство каждого из нас… Хотел и не сказал. Потому что мой напарник, как мне казалось, обдумывал план побега с земляных работ и, услышав мое утверждение о том, что и он личность творческая, легко мог бы оставить меня в траншее одного.

Назначение Адама

Если как следует поразмыслить и посмотреть с богословской точки зрения на способность человека творить, можно сделать для себя множество интереснейших открытий. Согласно мысли святых отцов, Бог, сотворив видимый мир, ввел в него человека как царя и властелина. В задачу человека входило привести Вселенную к еще большей гармонии, слаженности и единству. Человек не мог, конечно, творить из ничего, как Господь, – он был призван к сотворчеству. Человек в процессе преобразования Вселенной должен был уподобиться Господу, стать богом по благодати.

Удивительной глубины учение об этом мы находим у преподобного Максима Исповедника. Он различает две сферы бытия: божественную и тварную. Человек же создание и духовное, и материальное, то есть заключает в себе образ божественного и тварного. По мысли преподобного Максима, в задачу человека и входило преодолеть это разделение, привести в единство себя и весь окружающий мир. Владимир Лосский развивает эту мысль: «Ему (Адаму) нужно было, прежде всего, преодолеть разделенность в своей природе на два пола путем бесстрастной жизни, следуя в этом Первообразу Божественному. Затем он должен был соединить рай со всей землей, то есть, нося всегда рай в себе в силу своего постоянного общения с Богом, он должен был превратить в рай всю землю. После этого ему предстояло уничтожить пространственные условия не только для своего духа, но также и для тела, соединить землю и небо, то есть весь чувственный мир… Наконец, не имея ничего вне себя, кроме одного Бога, человеку ничего не оставалось бы, как полностью себя Ему отдать в порыве любви и вручить Ему всю Вселенную, соединенную в его человеческом существе. Тогда Сам Бог, со Своей стороны, отдал бы Себя человеку, который по этому дару, то есть по благодати, имел бы всё то, что Бог имеет по природе. Таким образом, свершилось бы обожение человека и всего тварного мира».

Мы видим, что творить, совершенствовать, преобразовывать окружающий мир было свойственно человеку изначально. Но как, каким образом, посредством чего должно было совершать это преобразование? На этот вопрос частично можно найти ответ в Священном Писании. До грехопадения Адам почти ничего не успел сделать. Но один творческий акт был все-таки им совершен. «И нарек человек имена всем скотам и птицам небесным и всем зверям полевым» (Быт. 2: 20). Наречение имен животным и есть первый и, насколько я понимаю, единственный творческий акт, совершенный человеком в первозданной святости. Означал он и власть человека над животными, и понимание им сущности каждой из тварей. Довершать творение Адам начал словом.

Вообще слово имеет необъяснимую творческую силу. Однажды мне попалась дневниковая запись иеромонаха Василия (Рослякова), где он размышлял о природе слова. К сожалению, я не могу сейчас найти эту запись, но мысль такова: изобразительное искусство – это образ, музыка – это звук, и тут вроде бы все более-менее понятно, а вот слово – это нечто неотмирное, мистическое, потустороннее.

Каким образом должно было в дальнейшем идти преобразование мира – через какой вид искусства – мы не узнаем. Грехопадение исказило природу человека, в том числе и его творческие способности. Исказило, но не лишило возможности творить и через свое творчество восходить к Богу.

Рай на шести сотках  

 

Свое стремление и назначение преобразовывать мир человек реализует и сейчас, в своем падшем состоянии. Достаточно в летний сезон проехаться по дачному поселку, чтобы убедиться в этом. Меня всегда удивляло неистребимое желание огородников устроить у себя на дачном участке кусочек рая, насадить цветы и грядки, взрастить плодоносящий сад. Человек страдает гипертонией, врачи ему запретили бывать на солнце, но он все равно рвется на дачу, в свой маленький рай

Нынешний человек, конечно, гораздо слабее Адама, труд для него уже не благословение, он тяжел и утомителен; человек не способнее теперь превратить в рай Вселенную – его сил едва хватает на шесть соток. Но стремление доводить до совершенства окружающий мир живет в каждом из нас. Кто-то более склонен к творчеству в технических профессиях, кто-то творит опосредованно – через искусство.

Кроме того, человек не утратил возможность преобразовывать природу не только своими руками или интеллектом, но и молитвой. Из житий святых мы знаем многочисленные примеры, когда по молитвам подвижника бесплодные земли давали богатый урожай, в пустынях начинали бить родники… Например, в Оптиной пустыни, после ее закрытия, из ближайших рек почти исчезла рыба, а из лесов – грибы, и только когда монашеская жизнь возобновилась, местные жители с удивлением обнаружили, что природа постепенно восстанавливается и снова дает людям свои дары.

Художество художеств

Однажды учитель в школе спросил нас, как мы считаем, в каждой ли профессии уместно творчество. Я ответил, что в каждой. Мне сказали, что я не прав. Например, если рабочий на заводе обтачивает на станке гайки, то в его профессии творчество просто вредно. Я согласился и долго жил с этим убеждением. Сейчас я понимаю, что и гайки можно обтачивать по-разному. Можно закрыть глаза на допущенный брак, из-за чего, к примеру, сойдет с рельсов поезд. А можно относиться к своей работе с предельной степенью ответственности. Это и есть высочайшее творчество, творчество над своей совестью, а точнее – над своим сердцем. Работу над собственным сердцем святые отцы называли искусством искусств и художеством художеств. Наше очищенное от страстей сердце и есть самый гениальный шедевр, который мы только способны сотворить. Если человек работает над собой, то он становится способен создать нечто настоящее – будь то картина или книга, если он художник, или, например, большая крепкая семья, если Бог дал ему талант семьянина. Основа же всех этих способностей – очищенное от страстей сердце.

http://www.pravoslavie.ru/jurnal/62974.htm