ЦЕРКОВЬ В БРИТАНИИ VIII ВЕКА. Протоиерей Владислав Цыпин
Сайт «Православие.Ру» продолжает публикацию фрагментов новой книги церковного историка протоиерея Владислава Цыпина «История Европы дохристианской и христианской».
Предыдущие фрагменты:
- Церковь в кельтской Британии VII века
- Церковь Ирландии в VIII столетии
- Церковь в государстве франков в VIII веке
- Церковь в Испании в VIII веке
Примасы англосаксонской Британии
На Британском острове обитали три кельтоязычных народа: гойделы, пикты и валлийцы – и преобладавшие числом германоязычные англосаксы. В конце VIII столетия завершился процесс формирования единого англосаксонского этноса из германоязычных англов, саксов, ютов и фризов – жителей семи королевств, составлявших гептархию. При этом их общим самоназванием становится «англы», несмотря на то, что среди них большинство составляли потомки выходцев из континентальной Саксонии, а не из примыкающих к ней с севера ареалов малочисленных народов: фризов, англов и ютов.
В VIII веке, вместе с умалением веса Кента среди королевств гептархии, понизился авторитет расположенной на его территории Кентерберийской, или Дорувернской, кафедры, хотя занимавшие ее архиепископы и сохранили первенство (примат) в диптихе англосаксонских епископов. В 731-м г.
«умер... архиепископ Бертвальд, занимавший кафедру 37 лет... В том же году вместо него архиепископом стал Татвин из Мерсийской провинции, который был священником в монастыре под названием Бридун... Был он прославлен религиозностью и мудростью и весьма учен в Святых Писаниях»[1].
Архиепископ Кутберт
Его Первосвятительское служение продолжалось недолго. Он скончался в 734-м г. и позже был прославлен Западной Церковью в лике святых. Его преемником стал Нотхельм, преставившийся в 739-м г.
Затем, согласно «Дополнениям к сочинениям Беды», в 740-м г. «на место Нотельма был посвящен Кутберт»[2], занимавший первенствующую кафедру в течение 20 лет, до своей кончины в 760-м г. Сохранилось адресованное ему послание архиепископа Майнца Бонифация, датированное 746-м г. Бонифаций, по рождению англосакс, близко к сердцу принимал церковную жизнь на своей родине. И в этом послании он писал об ущемлении королем Мерсии Этельбальдом привилегий и интересов Церкви. В то же время он обличал грехи англосаксонского духовенства и настаивал на принятии административных и судебных мер, направленных на исправление нравов клириков. В 747-м г. Кутберт председательствовал на совещании епископов и знати в Кловешо, местоположение которого не поддается идентификации. На этом совещании обсуждались меры по оздоровлению церковной жизни, предложенные Бонифацием.
Архиепископ Кутберт скончался в 760-м г. и был посмертно канонизован. На его место в 761-м г. папа поставил Бреговина, служение которого продолжалось 3 года. В 764-м г. он преставился, а его преемником стал аббат Кентерберийского монастыря Святых апостолов Петра и Павла Янберт, занимавший первенствующую кафедру более четверти века, до своей кончины в 792-м г. Самый могущественный тогда из правителей гептархии, король Мерсии Оффа, не доверял Янберту, подозревая его в том, что он действует исключительно в интересах короля Кента Экберта. В 786-м г., когда конфликт между королем Мерсии и Янбертом принял угрожающий характер, в Британию прибыли легаты папы Адриана I – епископ Остии Георгий и епископ Тоди Феофилакт. Главной целью их поездки было введение в англосаксонских королевствах «духовных декретов», регламентировавших образ жизни клириков, а также королей и знати. Легаты вначале встретились с архиепископом Янбертом в Кентербери, а затем были приняты в Мерсии ее королем Оффой. На этой встрече Оффа выразил пожелание об учреждении второй архиепископии на острове.
Вскоре после визита легатов, или даже еще до их отъезда в Рим, в 787-м г., в Чалк-хите (Челси) состоялся Собор, на котором было принято решение об образовании новой архиепископии в Личфилде, с включением в ее юрисдикцию шести епархий двух королевств: Мерсии и Восточной Англии, выведенных из состава Кентерберийской митрополии. Кроме самой Личфилдской епархии, это были также диоцезы с кафедрами в Херефорде, Вустере, Линдсее, Эльмхаме, Доммоке. Личфилдскую кафедру тогда занимал Хигберт, и из Рима ему прислали паллиум, как знак его возведения в сан архиепископа. Архиепископ Янберт скончался в 792-м г.; впоследствии, как и его предшественники, он был канонизован.
Ему наследовал Этельхард. Его посвящение совершил архиепископ Личфилдский Хигберт, влияние которого, однако, после смерти короля Оффы стало падать. Когда королем Мерсии стал Кенвульф, он в 798-м г. обратился к папе Льву III с посланием, в котором ходатайствовал об упразднении Личфилдской архиепископии и о перемещении архиепископского престола в Лондон. В 803-м г. папа упразднил Личфилдскую архиепископию, и Собор, состоявшийся в Кловешо в том же году, вынес постановление о том, что ни церковная, ни государственная власть впредь не должны посягать на преимущества престола святого Августина Кентерберийского. Синод лишил Хигберта паллиума, оставив его, однако, на Личфилдской кафедре, которая при этом, как и занимавший ее епископ, лишена была архиепископского статуса. Знаменитый Алкуин, одобривший самый акт упразднения этой архиепископии, находил, однако, незаслуженным унижение, которому подвергся Хигберт, невиновный в возвышении его кафедры по воле короля и папы.
Первенство чести в Англосаксонской Церкви Британии оставалось за архиепископами Кентерберийскими
Между тем еще в 735-м г. папа Григорий III пожаловал Эгберту Йоркскому сан архиепископа и, как знак его, – паллиум. Этот сан носили и его преемники: Этельберт, занимавший кафедру Йорка с 767 по 780 г., Эанбальд I (780–796 гг.) и Эанбальд II, скончавшийся в 808-м г. Первенство чести в Англосаксонской Церкви Британии при этом оставалось за архиепископами Кентерберийскими, и до известной степени им принадлежали права юрисдикции над Йоркской архиепископией.
Церковная жизнь в англосаксонских королевствах
События, происходившие в церковной жизни каждого из англосаксонских королевств в VIII веке, известны фрагментарно, несравненно меньше, чем те, что относятся к предшествующему столетию, потому что летописец англосаксонской Британии Беда Достопочтенный последние записи в «Церковную историю народа англов» внес в 731-м г., так что две трети VIII века остались без своего историографа.
В 729-м г. на родине Беды, в Нортумбрии, на королевский престол взошел Осрик. При нем Нортумбрия «восстановила свои силы и около 720 г. распространила свое влияние на Голуэй, посадив в Кандида Каса епископа англа»[3]. Осрик «правил 11 лет и завещал престол Кеолвулфу, брату своего предшественника Кенреда»[4]. Кеолфулф отличался особым благочестием, и потому его восшествие на престол горячо поддержало англосаксонское духовенство. Беда Достопочтенный, в его правление дописавший свою знаменитую хронику, посвятил эту книгу «славнейшему королю Кеолвулфу»[5], которому он ранее «посылал... для прочтения и одобрения»[6] предыдущие части этого труда.
В 731-м г. в Нортумбрии был осуществлен государственный переворот, обстоятельства которого остаются неизвестными: Кеолвулф был свергнут с престола и насильственно пострижен, но с помощью своих сторонников и при поддержке духовенства он вернул себе власть, однако в 737-м г. добровольно оставил престол и, будучи уже постриженным, водворился в монастырь на острове Линдисфарне, где подвизался в течение без малого трех десятилетий, преставившись в 765-м г.. Постриги стали своего рода королевской традицией, которой придерживались благочестивые правители англосаксов, причем они прибегали к постригу не как позже русские князья и цари, на смертном одре, но часто в расцвете сил. Кеолвулф был канонизован Западной Церковью вскоре после своей кончины, а в 830-м г. его мощи вместе с мощами святого Кутберта были перенесены в Дарем.
Постриги стали королевской традицией, которой придерживались благочестивые правители англосаксов
В правление Кеолвулфа, 25 мая 735 г., в канун праздника Вознесения, в монастыре Ярроу, отошел ко Господу Беда Достопочтенный. Замечательным свидетельством святости его жизни и смерти служит письмо, написанное его учеником диаконом Кутбертом и адресованное Кутвину:
«Он в самом деле страдал от болезни и особенно от частых обмороков, но до дня Воскресения Господня... почти не мучился болью. Даже потом он пребывал в том же состоянии, был весел, шутил, и каждый день, каждую ночь и едва ли не каждый час возносил хвалы Всемогущему Богу... Каждый день он давал уроки нам, его ученикам; остальное время он в меру своих сил занимался пением псалмов. Он мог провести целую ночь в молитвах и благодарениях Богу... Когда настал третий день отдыха перед Вознесением, его дыхание затруднилось, а ноги слегка распухли. Тем не менее он продолжал учить и диктовать»[7].
Энгус I. Иллюстрация на королевском саркофаге в Сент-Эндрюсе
Когда приблизился час его кончины, Беда созвал к своему одру насельников обители и обратился к ним со словами:
«‟Пришло время, угодное моему Создателю, чтобы я мог освободиться от тела и отправиться к Нему, создавшему меня из ничего... Я прожил долгую жизнь, и Святой Судия много заботился обо мне. Теперь время моего ухода настало, и душа моя жаждет видеть Царя моего Христа во всей красе Его”... Тогда юноша по имени Вилюерт сказал: ‟Возлюбленный учитель, осталось недописанным еще одно предложение”. Он ответил: ‟Так допиши его”. Спустя краткое время юноша сказал: ‟Оно написано”. ‟Хорошо, – сказал он, – теперь свершилось... Подними руками мою голову, ибо радостно мне видеть святое место, где я учил, отправляясь к тому месту, где я буду говорить пред моим Отцом”. Сказав это, он опустился на пол своей келлии и со словами ‟Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу” испустил дух... Все, кто наблюдал кончину нашего блаженного отца Беды... сказали, что никогда еще не видели, чтобы человек заканчивал свои дни с таким благочестием и миром»[8].
Это была христианская смерть, служившая примером для подражания ученым монахам многих поколений. Канонизация Беды Достопочтенного в Католической церкви состоялась спустя более тысячи лет после его кончины, в 1899-м г.
После ухода в монастырь короля Кеолвулфа престол перешел к его двоюродному брату Эдберту, правившему Нортумбрией два десятилетия. Прошли годы, и король пиктов Энгус помирился с Эдбертом, и между ними завязались союзнические отношения, так что в 756-м г. они вместе воевали с бриттским государством Страйтклайдом, но потерпели в этой войне поражение – войска пиктов и нортумбрийцев были разбиты, и их остатки ушли восвояси. Возможно, что это поражение послужило толчком к тому, чтобы в 758-м г. Эдберт, по словам продолжателя Беды, «из любви к Богу и из горячего стремления к небесному своему отечеству принял тонзуру святого Петра»[9], оставив трон и корону своему сыну Освулфу. Кончина Эдберта последовала 20 августа 768 г.
В конце VIII века берега Нортумбрии ежегодно подвергались нападениям викингов. Они сжигали жилища англов, грабили и убивали их, опустошая прибрежные места.
«Гильдас тремя столетиями ранее описывал набеги язычников-саксов... История... повторилась с безжалостной точностью. Датчане обращались с саксами так же, как те когда-то поступали с бриттами»[10].
Беда Достопочтенный
Викингов особенно привлекали монастыри, в которых они рассчитывали поживиться богатой добычей. В 793-м году, согласно записи из «Англосаксонской хроники»,
«страшные знамения были видны над всей Нортумбрией и очень испугали людей. То были огромные смерчи, и зарницы, и огненные драконы летали в воздухе. За ними немедленно последовали голод, а чуть позже в том же самом году, 8 июня, язычники разрушили до основания церковь Божию в Линдисфарне, творя разбой и смертоубийство»[11].
В следующем году был дотла сожжён монастырь в Ярроу, в котором подвизался и отошел ко Господу Беда Достопочтенный, в 795-м г. даны ограбили Тинмутский монастырь, в этом же году нападениям подверглись монастыри и поселения в разных местах на берегах Британии.
«Викинги явились в земли богатые и сравнительно мирные, неся с собой разорение и смерть. Англия в то время была просвещенной страной с процветающей торговлей и земледелием и оказалась не готова к тому, чтобы противостоять нежданной угрозе, исходящей из Скандинавских стран туманного Севера»[12].
И все же иногда англам удавалось дать отпор грабителям. Король Этельред, действуя в союзе со своим тестем, королем Мерсии Оффой, успешно преследовал данов, разоривших монастырь в Тинмуте в 795-м г. Вынужденные наскоро покинуть берега Британии, они подверглись затем ударам морской стихии. Их суда были застигнуты штормом, и почти все даны, участвовавшие в набеге, потонули в морской пучине.
Около 800 года против короля Нортумбрии Эрдвульфа восстал Алкмунд, сын свергнутого в 774-м г. короля Нортумбрии Элреда. Отправившись вместе с отцом в изгнание в Пиктавию, он проповедовал там Евангелие тем пиктам, которые оставались еще язычниками. Помощь претенденту на престол оказал король Мерсии Кенвульф. Но по приказу Эрдвульфа вернувшийся в Нортумбрию Алкмунд был схвачен и убит. На месте его погребения происходили чудесные исцеления, народ стал почитать его как мученика. Впоследствии он был канонизирован, а его благоуханные мощи были перенесены в близлежащий город Дерби, ставший местом паломничества.
Преемницей лидирующего положения Нортумбрии стала Мерсия
В конце VIII века начался упадок Нортумбрии, которая в прошлом доминировала в англосаксонской гептархии. Преемницей лидирующего положения Нортумбрии стала расположенная к югу от нее Мерсия. В 704-м г. король Мерсии Этельред I передал престол своему племяннику Кенреду, а сам удалился в монастырь в Бардни и принял там постриг. 5 лет спустя Кенред последовал примеру своего дяди и
«отказался от трона ради еще большей чести. Он отправился в Рим... принял постриг и стал монахом в апостольском городе, где оставался до конца жизни, занятый молитвами, постом и благотворительностью»[13].
В 709-м г. на королевский престол Мерсии вступил его двоюродный брат, побочный сын Этельреда I Кеолред. В противоположность своим предшественникам на престоле – отцу и двоюродному брату Кенреду, закончившим жизнь монахами, – Кенолред отличался не благочестием, но нечестием, притеснял монахов, лишал монастыри их былых привилегий. В его правление Мерсия враждовала с соседним государством западных саксов – Уэссексом. В 715-м г. между войсками королей Уэссекса Ине и Мерсии Кеолреда произошло кровопролитное сражение у Воднерборе, на территории современного графства Уилтшир. Исход битвы был неопределенным. Понеся большие потери, оба войска оставили поле боя. В следующем году во время пиршества Кеолред впал в беснование, стал громко проклинать священников и самого Господа Бога, после чего окончательно утратил разум и вскоре умер.
Этельбальд, король Мерсии
В 716-м г. королевский престол Мерсии перешел к дальнему родственнику Кеолреда Этельбальду, правившему более 40 лет. В прошлом король Кеолред отправил своего четвероюродного брата Этельбальда в изгнание, и он поселился в болотистой местности в Кроуленде, в королевстве восточных англов, где познакомился с подвизавшимся там отшельником Гутлаком, который дважды предсказывал изгнаннику восшествие на престол: в первый раз – при встрече, незадолго до своей кончины, и в другой раз уже посмертно, в ночном видении Этельбальда. При последней встрече преподобный Гутлак сказал будущему королю:
«Господь дарует тебе власть над твоим народом, а все ненавидящие тебя убегут раньше, чем ты своим мечом уничтожишь всех врагов. Ибо Бог – Заступник твой. Но будь терпеливым и снисходительным, так как получишь королевство не силой оружия, а с помощью Божией»[14].
Узнав о кончине Гутлака, Этельбальд пришел помолиться к его могиле, после чего он ночью, находясь в доме, куда приходил для встречи и беседы с Гутлаком,
«внезапно... вскочил испуганный, так как весь дом наполнился небесным светом. Этельбальд увидел преподобного Гутлака, стоявшего перед ним в облике ангела. Святой произнес следующие слова: ‟Не печалься, время твоих несчастий прошло, и ровно через год ты уже будешь править страной, за что ты так долго боролся”»[15].
Как именно Этельбальд боролся за власть, осталось неизвестным, но предсказание Гутлака о его восшествии на престол исполнилось в 716-м г. Став королем Мерсии, он щедро одарил его гробницу.
Как можно заключить по источникам, Этельбальд укреплял свою власть и распространял ее за пределы Мерсии, вмешиваясь во внутренние распри англосаксонских королевств, помогая занимать престолы своим сторонникам, становившимся его ставленниками. Другим средством усиления его позиции в англосаксонском мире были добрые отношения с Предстоятелями Церквей, с архиепископами и епископами, с аббатами влиятельных монастырей, хотя эти отношения и не были безоблачными. Около 745 г. англосакс Винфрид, вошедший в историю и в западные святцы как апостол Германии с именем Бонифаций, в ту пору уже архиепископ, направил Этельбалду послание, подписанное еще 7 епископами, в котором он укорял короля за присвоение церковных доходов, за принуждение клириков к трудовой повинности, за совращение монахинь:
«Мы... умоляем вашу милость Христом, Сыном Божиим, его Пришествием и его Царством... чтобы вы исправили вашу жизнь раскаянием, очистили себя и приняли во внимание, какой мерзостью является похоть, чтобы [вы] вернули подобие Бога, по образу которого были созданы, и [отвергли] сходство со злобным демоном. Помните, что вы стали королём и правителем над многими не вашими собственными достоинствами, но имеющейся во множестве милостью Божией, а сейчас вы, из-за вашей собственной похоти, делаете себя рабом дьявола»[16].
При этом Бонифаций и соавторы письма хвалят короля за его искреннюю веру и щедрую раздачу милостыни.
При всей греховности своего образа жизни, Этельбальд щедро жертвовал деньги, монастырям. На Соборе в Клавешо при участии короля было вынесено постановление об ограничении общения между монахами и светскими лицами, о том, что светский образ жизни непозволителен для монашествующих. Монахам запрещено было распевать светские и особенно шутливые песни. В 749-м г. Этельбальд предоставил земельным владениям епископских кафедр, монастырей, приходских церквей иммунитет от всех налогов, кроме так называемого trinoda necessitas (тройная необходимость): налогов на содержание дорог и мостов, городских укреплений и городской стражи.
Согласно продолжению «Церковной истории народа англов» Беды Достопочтенного,
«в году 757-м король мерсийцев Эдильбальд был предательски убит ночью своим охранником самым жестоким образом»[17].
Из «Англосаксонской хроники» известно, что убийство совершено было в Секингтоне, около королевского поместья Темворса, и что Этельбальда похоронили в Рептонском монастыре. Причина этого преступления осталась неизвестной. Королевский престол перешел к Бернреду. Возможно, он и был заказчиком убийства своего предшественника. Королем его провозгласило войско, но это избрание было отвергнуто мерсийской знатью, ее избранником стал двоюродный племянник убитого Этельбальда – Оффа, который набрал войско и повел его против Бернреда. По одним сведениям, Бернред был убит при захвате власти Оффой, по другим – он недолго после переворота удерживал власть над некоторыми землями.
Британия около 800 года
Устранивший его Оффа вошел в историю как самый знаменитый из королей Мерсии.
В первые годы его правления Мерсия, ослабленная междоусобной смутой, утратила былое влияние на соседние королевства гептархии, но ей удалось сохранить в своих пределах крупнейший торговый центр Британии – Лондон, приобретенный при Этельбальде, и заодно доминирование над Эссексом. С середины 760-х гг., опираясь на окрепшие силы своего королевства, Оффа осуществляет уже масштабную экспансию, восстанавливая гегемонию Мерсии в гептархии. Объектом этой экспансии становится королевство ютов Кент, где находилась первенствующая Кентерберийская кафедра Англосаксонской Церкви. В конце VIII века все королевства саксов в той или иной мере зависели от короля Мерсии Оффы.
На королевский престол Восточной Англии в 757-м г. взошел Этельред, царствоваший до своей кончины в 790-м г. Несмотря на его долгое правление, об Этельреде не сохранилось никаких сведений, кроме упоминания его имени в житии его сына Этельберта. Из этого жития видно, однако, что при Этельреде государство восточных англов уже зависело от короля соседней Мерсии Оффы и что стольным городом Этельреда был Бедриксворт. Унаследовавший престол своего отца Этельберт II родился в 779-м г. Королем он стал в 13 лет. Он был помолвлен с дочерью могущественного короля Оффы Альфридой, хотя, предчувствуя недоброе, от брака с ней пыталась отговорить сына его мать. Житийный рассказ о путешествии святого короля в столицу Мерсии, ко двору Оффы, содержит упоминания о зловещих знамениях, которыми оно сопровождалось. Когда он садился на коня, отправляясь в путь, земля задрожала, что привело в ужас провожавших его людей, и особенно его мать, но Этельберт сказал тогда: «Да исполнится воля Божия»[18]. Вслед за тем, по словам агиографа,
«последовало и другое знамение: солнце померкло, и спустился такой туман, что путники не могли видеть друг друга и лишь криками давали о себе знать. Этельберт, пораженный внезапным солнечным затмением, воскликнул: ‟Встанем на колени и будем просить Господа Вседержителя помиловать нас”. Как только они закончили молитву, туман рассеялся, и король со свитою отправились в путь»[19].
Король Мерсии Оффа. Миниатюра из «Золотой книги Сент-Олбанса». 1380 г.
Король Оффа приказал обезглавить Этельберта. Убийство совершено было в 794-м г. Некоторые историки предполагают, что Этельберт пытался избавиться от зависимости и вступил в борьбу с Оффой, но никаких документальных данных, подтверждающих эту версию, нет. Тело Этельберта было брошено в болото, но его духовнику, священнику Берфертусу, убиенный король
«явился во сне и велел найти тело, положить в повозку, запряженную волами, и везти в деревушку Фернли... Духовник... отыскал тело и отсеченную главу Этельберта, отмыл от болотной тины, завернул в одежды и положил на повозку»[20].
Затем, по рассказу агиографа, произошло чудо:
«Глава святого незаметно выкатилась и упала на дорогу. В это время по той местности проходил слепой человек. Вдруг он споткнулся... Слепой, просвещенный благодатью Божией, понял, что это голова святого, поднял ее и с верой воскликнул: ‟О Этельберт, которого Оффа приказал убить! Сжалься надо мной и верни мне зрение!”...По молитве св. Этельберта Господь исцелил слепца»[21].
Повозка доставила мощи святого в Херефорд.
Невеста Этельберта Альфрида оплакивала гибель жениха и, отказавшись от мысли о браке, поступила в монастырь в Кроуленде, в земле восточных англов, где вела подвижническую жизнь, преставившись в 835-м г., а ее отец Оффа, услышав о чудесах, совершенных по молитвам убиенного по его приказу короля восточных англов, повелел с почестями похоронить его в Херефорде. После канонизации Этельберта в Херефорд, к его мощам, стали стекаться паломники изо всей Британии.
Король Этельберт
Несмотря на прямую вину за убийство короля Этельберта и ссору с архиепископом Кентерберийским Янбертом, который поддерживал короля Кента Эгберта II в его распре с правителем Мерсии, Оффа вошел в историю как монарх, покровительствовавший Церкви, за что его хвалит приближенный Карла Великого – ученый англосакс Алкуин. Он писал и о личном благочестии Оффы, который хлопотал перед папой о канонизации первомученика Англии святого Албана, мощи которого были обретены в 793-м г. в Веруламе; с тех пор этот город стал называться в честь мученика – Сент-Олбанс. На средства королевской казны в нем был устроен монастырь, за которым Оффа закрепил большие доходы. Возможно, из-за угрызений совести, в раскаянии за содеянный им грех, Оффа щедро благотворительствовал храму в Херефорде, где покоились мощи убиенного по его приказу короля Этельберта.
В последние годы своего правления Оффа поддерживал дипломатические отношения с монархами континента, и более всего – с самым могущественным из них, Карлом Великим. В 796-м г., незадолго до кончины Оффы, состоялась его переписка с Карлом. Сохранилось послание короля франков, адресованное правителю Мерсии и содержащее ссылку на его предыдущее послание. Это письмо представляет особую ценность, являясь первым из дошедших до нашего времени документов британской дипломатии. В своем послании Карл Великий именует Оффу братом – в недалеко ушедшей от варварства Европе той эпохи родственные имена были сопряжены с дипломатическим протоколом, и за обращением «брат» стояло признание равенства, хотя впоследствии, усвоив себе императорский титул, Карл, похоже, не считал уже Британские острова находящимися за пределами собственной юрисдикции. В идеале, как он его себе представлял, христианские короли Запада обязаны были признавать верховенство императора Рима, а языческие народы и их вожди подлежали, очевидно, обращению к вере во Христа. Как бы там ни было с реконструкцией имперских идей Карла, в послании к королю Мерсии он затрагивает темы статуса паломников из Британии на континенте и британских изгнанников, обосновавшихся в королевстве франков. Существует еще один любопытный документ, а именно послание папы Адриана королю франков Карлу Великому, дата которого остается неизвестной. В нем Адриан сообщает адресату о дошедшем до него слухе, будто король Мерсии Оффа посоветовал Карлу организовать устранение Адриана и замену его на папу франкского происхождения. Адриан заверял Карла, что он не верит в достоверность этого слуха. Из этого послания видно, однако, что Адриана беспокоила опасность враждебных намерений Оффы по отношению к нему.
Хотя в большинстве грамот Оффа титулуется «королем Мерсии», «королем мерсийцев», либо также «королем Мерсии и окружающих народов», но в некоторых его хартиях впервые употребляется титул «король англов» (Rex Anglorum), причем поскольку этноним «англы» стал тогда употребляться также и по отношению к британским саксам, подобно тому, как ныне одинаково англичанами называют потомков и англов, и саксов, и ютов. Этот титул Оффы отчасти отражал его реальную власть, а отчасти – претензию на верховенство над другими королями и англов и саксов. Оффа действительно приблизился к статусу единодержавного монарха англосаксонской Британии.
Оффа приблизился к статусу единодержавного монарха англосаксонской Британии
Заботясь о сохранении достигнутого им единовластия после себя и о том, чтобы оно во всей полноте перешло к его наследнику, он принял меры, чтобы избавить своего сына от конкуренции других династов. Кто еще, кроме короля Этельберта, был принесен им в жертву этой цели, остается неизвестным, однако знаменитый Алкуин причину ранней смерти его сына и наследника видел не в собственных грехах юного короля, но в том, что
«его постигла месть за кровь, которую его отец проливал, чтобы обеспечить королевскую власть за своим сыном»[22].
Одной из мер, предпринятых Оффой для закрепления за сыном престолонаследия, было посвящение его в короли при жизни отца. Совершил этот акт архиепископ Личфилдский Хигеберт, так что и само учреждение архиепископской кафедры в Личфилде некоторые историки объясняют тем, что архиепископ Кентерберийский Янберт отказался совершить эту, как тогда казалось, сомнительную церемонию, хотя провозглашение цезарями и даже августами близких родственников императоров Рима, как в дохристианскую, так и в византийскую эпоху, было тривиальным делом, служившим взамен официально не существовавшего института престолонаследия. В германских королевствах престол передавался по наследству, но в ту эпоху вовсе не непременно старшему в роде наследнику, а по выбору знати, из лиц, принадлежащих королевскому роду. Неким аналогом усвоения сыну Оффы королевского титула может служить эпизод из династической истории Московских государей, когда Великий князь Иван III велел венчать на царство своего внука Дмитрия. Но Оффе примером для подражания послужил прецедент, когда папа Адриан даровал королевский титул сыновьям Карла Великого – Пипину и Людовику Благочестивому.
Король англов Оффа скончался в конце июля 796 г., после 39 лет правления. Его останки были преданы земле в Бедфорде. Унаследовавший престол король Эгкфрит, процарствовав несколько месяцев, умер в конце 796 г.
Церковь Пиктавии
В VIII столетии на территории древней Каледонии, или современной Шотландии, доминировала кельтооязычная Пиктавия. В 706-м г. скончался король пиктов Бриде. Престол унаследовал его брат Нехтон. Нехтону удалось добиться длительного мира на южной границе своего королевства. Но, как это бывает обычно, стороны заключают мир и вступают в союзные отношения, когда у них есть общий враг. Это были тогда валлийцы, или бритты Страйтклайда. Хотя определенных сведений о войнах с ними пиктов или англов Нортумбрии в годы правления Нехтона нет, но и раньше, до него, и после него пикты воевали с бриттами, которые, сами подвергаясь агрессии со стороны англосаксов, порой совершали удачные набеги на земли Пиктавии и Дал Риада.
Важнейшим событием в церковной истории Пиктавии стала календарная реформа, проведенная около 710 г. Беда Достопочтенный усваивает ее инициативу королю Нехтону:
«Нейтон... прилежно изучал церковные писания, желая исправить ошибку, которой он и его народ до тех пор придерживались в исчислении Пасхи; после он побудил весь народ праздновать вместе с ним католический день Господня Вознесения»[23].
Нехтон попросил аббата нортумбрийского монастыря Апостолов Петра и Павла Кеолфрида
«сообщить ему в письме сведения, которые помогли бы посрамить тех, кто предпочитает праздновать Пасху в неверное время, а также сведения о форме и виде тонзуры, которую должны носить клирики»[24]
– это была вторая тема, разделявшая Церковь англосаксов, принявшую римскую практику, и Церковь ирландского обряда, которого придерживались также пикты и валлийцы. В ответном послании королю Нехтону Кеолрид так сформулировал римскую пасхальную формулу:
«Закон гласит, что Пасха должна отмечаться в первый месяц года (нисан, следовательно, после весеннего равноденствия – В. Ц.), в третью его неделю, то есть с 15 по 21 день месяца. Апостольское правило из Евангелия добавляет, что в эту третью неделю мы должны дожидаться Господня дня и с него начинать празднование Пасхи»[25].
Относительно правильной тонзуры Кеолрид в этом послании высказался так: «Различие в тонзуре не опасно для тех, чья вера в Бога неколебима, а любовь к ближнему искренна – ведь мы нигде не читали о том, чтобы католические отцы спорили относительно тонзуры, как это было по поводу вопросов веры или празднования Пасхи, – тем не менее среди всех тонзур... нет более достойной для подражания и принятия, нежели носимая»[26] апостолом Петром, которую автор послания отождествляет с той, что принята в Римской Церкви. При этом он, однако, не отрицает святости подвижников веры, носивших тонзуру иного вида, и среди них «Адамнана, славного аббата и священника сообщества Святого Колумбы»[27].
Выслушав послание Кеолрида в переводе на язык пиктов, король Нехтон сказал в присутствии знати своего государства:
«Я публично объявляю и провозглашаю перед всеми, что я со всем своим народом буду отмечать Пасху только в это время, и велю всем клирикам в моем королевстве принять ту форму тонзуры, которая, как мы узнали, настолько совершенна»[28].
Король приказал
«разослать девятнадцатилетние пасхальные циклы по всем провинциям пиктов для переписывания, изучения и подражания, в то время как неверные двадцатичетырехлетние циклы были повсеместно запрещены»[29].
Вслед за тем
«монахи из народа скоттов, жившие на острове Ии, были вместе с подчиненными им монастырями приведены Господним Промыслом к каноническим обычаям по поводу исчисления Пасхи и формы тонзуры»[30].
Произошло это под влиянием проповеди Эгберта, прибывшего туда из Ирландии, при аббате Ионского монастыря Дунхаде, который управлял им с 713 по 719 г. Однако, возможно, не все монахи были согласны с нововведением. Во всяком случае, под 717 г. в ирландских анналах помещена запись об «изгнании братии Ионы через хребет Британии королем Нехтоном»[31]. Похоже, что это были те монахи, которые не приняли нововведения.
Реформа короля Нехтона затронула и строй церковного управления
Реформа короля Нехтона затронула и строй церковного управления. От ирландской традиции, предполагавшей доминирующую роль монастырей в церковной жизни, пикты переходили к епископскому порядку управления. Кафедра епископа Пиктавии была учреждена в городе Абернети, служившем также королевской резиденцией. Романизация Пиктской Церкви вела к формированию приходской структуры и стимулировала строительство новых приходских храмов, число которых заметно выросло в VIII столетии.
К VIII веку восходит начало особого почитания в Пиктавии апостола Андрея, ставшего впоследствии святым покровителем Шотландии. Частица его мощей была перенесена в Пиктавию при короле Энгусе Мак-Фергусе. VIII веком датируется постройка храма Святого Андрея на берегу Северного моря, близ мыса Файф-Нес. В XI в. перестроенный или заново построенный храм Апостола Андрея Первозванного стал кафедральным собором, вокруг которого вырос университетский город Сент-Андрус. Это собор был разрушен шотландскими реформатами и ныне лежит в руинах.
Древний кельтский, или ирландский, обряд и календарь, упраздненный в Пиктавии, продержался в Церквах Уэльса, которые своим святым покровителем почитали архиепископа Меневийского Давида – подвижника VI столетия, до 768 г., когда и в Уэльсе, позже других кельтских Церквей, принята была римская пасхалия.
Церковное искусство Британии
VIII век был назван «золотым веком» в истории британской культуры. В монастыре Ярроу подвизался Беда Достопочтенный, автор многих книг, и среди них прославленной «Церковной истории народа англов», создатель богатого библиотечного собрания, в котором хранились манускрипты исключительной ценности. Прекрасными библиотеками обладали также монастыри в Уитби, Линдисфарне и Хексеме. При монастырских библиотеках существовали скриптории, в которых трудились не только переписчики, но и художники-иллюминаторы.
Монастырь Св. Беды в Ярроу в наши дни
При монастырских библиотеках существовали скриптории, в которых трудились переписчики и художники-иллюминаторы
Самый выдающийся образец книжной миниатюры начала VIII столетия – иллюстрации Четвероевангелия, переписанного островным маюскулом в нортумбрийском монастыре на острове Линдисфарне епископом Эадфритом, в память о святом Куберте, чьи мощи покоились в этом монастыре. Некоторые исследователи считают, что епископ Эадфрит не сам переписывал Евангелие, а только дал такое поручение одному из монахов. Евангелие украшено большим числом миниатюр в кельтско-англосаксонском, или «островном», стиле – возможно, что иллюминатором был художник ирландского происхождения. Наиболее вероятной датой завершения этого шедевра был 715 г. Переплел Евангелие епископ Этельвальд, а монах Биллфрит Анахорет украсил кожаный переплет золотым и серебряным орнаментом.
Декоративные мотивы Евангелия, выполненные в зооморфном, а также геометрическом стиле, обнаруживают влияние как кельтского, так и германского искусства. На его страницах присутствуют также реалистические изображения птиц – тех, которые обитают в окрестностях Линдисфарна. Миниатюры этой Книги отличаются поразительным изяществом рисунка, гармоний цветовой гаммы. Материалом художнику служили краски растительного, животного и минерального происхождения; некоторые из них добыты были в близлежащей местности, а другие – импортированы из Средиземноморья и более удаленных регионов, например, лапис-лазури из Гималаев. Для раскраски употреблялось также и золото, правда, экономно. Растворителем служил яичный желток, а также рыбий жир. Линдисфарнское Евангелие, шедевр книжной миниатюры своей эпохи, принадлежит к числу лучших образцов каллиграфического и живописного искусства раннего Средневековья. По словам Д. М. Вильсона, эта книга
«является одним из самых прекрасных произведений искусства, когда-либо созданных в Англии»,
она
«объединила на своих богато украшенных страницах традиции трех миров: Средиземноморья, кельтского Севера и англосаксонской Англии. Четыре портрета евангелистов, например, восходят к итальянским прототипам... Буйство сплетающихся звериных форм на ковровых страницах, вместе с ювелирной точностью прорисовки, являются чисто англосаксонскими особенностями»[32].
Линдисфарнское Евангелие, шедевр книжной миниатюры, принадлежит к числу лучших образцов искусства Средневековья
Спасаясь от набега викингов, в 875-м г. монахи покинули Линдисфарн и поселились в Дарэме. Им удалось унести с собой рукопись Евангелия, ныне хранящуюся в Британской библиотеке в Лондоне, и другие манускрипты, а также мощи святого Куберта, но переплет Линдисфарнского Евангелия был утрачен в одном из разбойничьих нападений викингов в конце IX века. В X столетии между строк латинского текста Евангелия был написан его англосаксонский перевод – первый полный перевод Четвероевангелия на этот язык.
В VIII столетии достигает расцвета искусство резьбы по камню. В основном это были памятные и поклонные кресты. На рубеже VII и VIII веков лучшие образцы этого искусства изготавливались в мастерских Нортумбрии, «к концу VIII столетия центром каменной скульптуры становится Мерсия и Южная Англия»[33]. Шедевром англосаксонской каменной резьбы является крест из нортумбрийского Дамфрисшира, на котором изображены высеченные из камня Господь во славе, Иоанн Креститель, евангелисты, преподобные Антоний Великий и Павел Фивейский, новозаветные сюжеты бегства в Египет, омовения ног Спасителя, Благовещения и Распятия. Боковые поверхности Креста украшены орнаментом из виноградных лоз, а также фигурками птиц и зверей.
Храмы, построенные в ту эпоху в Пиктавии, не дошли до наших дней, но сохранилось
«огромное количество камней с барельефами, которые обнаруживаются по всем областям расселения пиктов. На одной их стороне изображены богато орнаментированные кресты»[34].
При этом образцом для пиктских резчиков часто служила англосаксонская книжная миниатюра из соседней Нортумбрии. Но со временем «пиктские скульпторы ‟переросли” свои рукописные образцы» и
«стали активно разрабатывать возможности, которые давал все более и более углублявшийся рельеф. Пиктское искусство... производит наиболее сильное впечатление тогда, когда больше всего использует то, что свойственно именно пиктскому гению – утонченное владение линией… Плоский крест, словно бы взятый прямо с рукописной страницы, заменяется... на нечто гораздо более похожее на отдельно стоящий крест... Абстрактные узоры на более поздних памятниках показаны трехмерно»[35].
Отдаленную параллель с резными крестами Пиктавии представляют армянские хачкары. Речь идет не о прямом влиянии, но о том, что, кроме христианской крестной темы, стилистический генезис искусства народов северной Европы и Передней Азии связывают отголоски скифского «звериного стиля». О его влиянии на искусство пиктов с особой очевидностью свидетельствует изображение на саркофаге из Сент-Эндруса, «центральным декоративным мотивом которого» служат «змеи, извивающиеся вокруг покрытых переплетающимся орнаментом шишек»[36].
[1] Беда Достопочтенный. Церковная история народа англов. СПБ., 2001. С. 189.
[2] Там же, с. 196.
[3] Агнес Мак-Кензи. Кельтская Шотландия. М., 2006. С. 85.
[4] Беда Достопочтенный, цит. изд., с. 189.
[5] Там же, с. 5.
[6] Там же, с. 5.
[7] Беда Достопочтенный, цит. изд., с. 206–207.
[8] Там же, с. 207–208.
[9] Там же, с. 196.
[10] Агнес Мак-Кензи, цит. изд., с. 88.
[11] Цит. по: Дэвид М. Вильсон. Англосаксы. Покорители кельтской Британии. М., 2004. С. 30.
[12] Там же, с. 30.
[13] Беда Достопочтенный, цит. изд., с. 174.
[14] Жития святых, в землях Британских и Ирландских просиявших. Лондон, 2012. С. 447.
[15] Там же, с. 451.
[16] Цит. по: Этельбальд (король Уэссекса). – Википедия. https://ru. wikipedia. org (wiki).
[17] Беда Достопочтенный, цит. изд., с. 196.
[18] Жития святых, в землях Британских и Ирландских просиявших. Цит. изд., с. 532.
[19] Там же, с. 532.
[20] Там же, с. 532.
[21] Там же, с. 532.
[22] Цит. по: Offa of Mercia – ru.qaz. wiki.
[23] Беда Достопочтенный, цит. изд., с. 179–180.
[24] Там же, с. 180.
[25] Там же, с. 180.
[26] Там же, с. 185.
[27] Там же, с. 186.
[28] Там же, с. 187.
[29] Там же, с. 187.
[30] Там же, с. 187.
[31] Цит. по: Изабель Хендерсон. Пикты. Таинственные воины древней Шотландии. М., 2004. С. 96.
[32] Дэвид М. Вильсон, цит. изд., с. 163.
[33] Там же, с. 166.
[34] Изабель Хендерсон, цит. изд., с. 96.
[35] Там же, с. 101.
[36] Там же, с. 156.
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии