Церковь: призванные. Юрий Пушаев

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия
Толковый словарь

В прошлый раз мы писали о том, как в Новом Завете на древнегреческом языке называли язычников. Дословно «язычники» переводятся с древнегреческого как «народы», «племена». Это слово – τθνη (ethnē) – множественное число от τό θνος (ethnos)–«народ», «племя», «общество», «группа» (отсюда, например, в русском языке прилагательное «этнический»).

А язычникам как совокупности разных непросвещенных народов и религиозных групп противостоит народ, состоящий из тех, кого призвал к себе Бог – то есть, Церковь. Ведь древнегреческое слово, взятое для обозначения Церкви – κκλησία (ekklēsia) – образовано от глагола κκαλέω (ekkaleō), который значит «вызывать», «призывать».  

Вообще слово κκλησία в древнегреческом языке имеет большую и почтенную историю. Оно также значит собрание, общее или народное, место для собраний. Например, экклесией в Древних Афинах называли Народное собрание, которое решало самые важные дела в жизни полиса – древнегреческого города-государства. В Новом Завете этим словом назвали Церковь. Получается, если следовать древнегреческой этимологии, что Церковь – это те, кто призван, собрание «призванных». Первые ученики Христа, апостолы сознавали себя призванными Богом. Так Апостол Павел в самом начале Послания к римлянам и Первого Послания к коринфянам называет себя «призванным апостолом».

Члены Церкви – это призванные не только из иудеев, но и из язычников (ἐθνικοί), то есть из разных народов, которые должны составить новый единыйнарод, единое тело во Христе. Ведь принадлежность к Церкви не зависит от этнического фактора. Она открыта для всех народов или «языков», как и для людей всех возрастов, любого социального положения и образования. Ибо во Христе «нет уже иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе» (Гал. 3, 28-29).

Вступившие в Церковь должны стать членами Единого Тела Христова, «братьями» и «сестрами». Они ответили на призыв Бога полностью поменять свою жизнь, отказаться от эгоистического и автономного существования. Теперь их под началом Господа Иисуса Христа должны объединять между собой вера и любовь, Таинства.

Церковь как собрание призванных, как «новый Израиль» основывается на Новом Завете с Богом. Члены Церкви участвуют в Евхаристической трапезе, принятии Плоти и Крови Христа под видом хлеба и вина. Во  второй главе «Деяний апостолов» описаны исходные принципы, объединившие  в Церковь самых разных людей. Верующие постоянно находились «в учении Апостолов, в общении и преломлении хлеба и в молитве» (Деян. 2,42). «Все же верующие были вместе и имели все общее; и продавали имения и всякую собственность, и разделяли всем, смотря по нужде каждого; и каждый день единодушно пребывали в храме и, преломляя по домам хлеб, принимали пищу в веселии и простоте сердца» (Деян. 2, 44-46).

Кстати, эти строки Нового Завета были популярны среди некоторых коммунистических идеологов и комментаторов. Они усматривали особую близость раннего христианства к коммунистическим учениям, которая выражалась в том, что в первых христианских общинах тоже существовала общность имущества. Между тем, общность имущества как признак христианской жизни оказалась исторически преходящим явлением. Гораздо более существенным было другое: «принятие хлеба» и «принятие пищи в веселии и простоте сердца». Евхаристическая Трапеза и участие в Ней является центральным смыслом церковной жизни, по сравнению с этим вопрос, является ли, например, собственность в государстве общественной или частной, выглядит в христианской традиции как совершенно вторичный. С другой стороны, из объединения вокруг Благодарственной Чаши и христианской любви вытекают дела милосердия и то, что сейчас принято называть социальной работой. Напомним, что в ранней Церкви диаконы как раз были такими служителями в христианских общинах, одним из основных призваний которых и была помощь больным, сиротам, беднякам и другим нуждающимся. 

http://www.foma.ru/czerkov.html