Церковь и политика: может ли партия быть христианской

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия
Михаил Добкин во время освящения храма Жен-Мироносиц в Волчанске Харьковской области

Приближающиеся выборы Президента и парламента заставляют политиков мобилизовать свой электорат всеми доступными способами.

Одним из таких способов является ассоциация своей политсилы с какой-либо многочисленной конфессией в расчете на то, что ее прихожане проголосуют за эту политсилу. Партии националистического толка уже давно и прочно связали себя с УПЦ КП и УГКЦ. И вот появился проект «Христианских социалистов», имеющий виды на прихожан Украинской Православной Церкви.

Огромнейший недостаток украинской политики за все годы независимости – это отсутствие конкуренции политических идеологий. За редким исключением все политические партии в Украине – это партии так называемого вождистского типа, когда главным идентификатором политсилы выступают не идеи, за которые она борется, а персона вождя.

Девять украинцев из десяти вряд ли дадут вразумительный ответ - чем идеология одной политической партии современной Украины отличается от другой. Люди на выборах голосуют не за политическую программу развития страны, а за человека, который рвется к власти. Причем ведь программу мало записать в соответствующих партийных документах. Нужно еще исполнять ее после выборов или, по крайней мере, вести политическую деятельность в соответствии с ней.

В Украине, к сожалению, и программы, и политические обещания забывают сразу после выборов, а депутаты Верховной Рады голосуют исходя из текущей политической конъюнктуры. Часто и провластные, и оппозиционные партии отдают свои голоса за такие законопроекты, которые прямо противоречат их программам и обещаниям. «Договорняк» правит бал, идеология отдыхает.

Но кроме персоналий, украинскому обществу предлагают на выборах ориентироваться еще и на конфессиональные предпочтения. Националистические партии ВО «Свобода» Олега Тягнибока, а также основанный Дмитрием Ярошем «Правый сектор», уже давно соревнуются за симпатии прихожан Украинской греко-католической Церкви, а также УПЦ КП. 

Глава униатов Святослав Шевчук на словах заявляет, что УГКЦ не поддерживает ни одну политсилу, но на деле демонстрирует полное согласие с деятельностью «Свободы», вплоть до того, что духовенство УГКЦ участвует в совместных с ней политических и неполитических акциях. А силовое крыло «Правого сектора» даже выполняет охранные функции на мероприятиях УГКЦ.

За право ассоциироваться с УПЦ КП борются различные силы, от националистического «Правого сектора», подписавшего с этой конфессией «Соглашение о сотрудничестве», до тех же БЮТ и БПП.

И вот 15 февраля 2018 года была зарегистрирована партия «Христианские социалисты», претендующая на ассоциацию с Украинской Православной Церковью. Сразу же отмечаем то обстоятельство, что партия зарегистрирована в преддверии выборов, а значит, задачей номер один для нее является не реализация соответствующих христианско-социалистический идей, а попадание во власть.

Идея задействовать христианство для получения политической выгоды не нова. Она была сформулирована еще в первой половине XIX века французским аббатом Ф. Ламенне, англиканским теологом Ф.Д. Морисом и английским писателем и проповедником Ч. Кингсли. Суть ее в том, чтобы вычленить из христианства некие положения о социальном устройстве и попытаться приложить их к обществу без акцентирования на самой сути евангельского учения – спасении людей от вечной погибели через единение со Христом. Единение не только на уровне общественной морали и даже нравственности, но и на уровне вероучения, молитвы и таинств.

Сторонники социалистических идей ссылаются на Евангелие и объявляют Иисуса Христа чуть ли не первым социалистом. «Если вы действительно хотите смотреть на вещи глазами Иисуса Христа – который, по-моему, был первым социалистом, – только социализм может действительно создать достойное общество», – говорил Уго Чавес. Но апостол Павел пишет предельно ясно: «Верно и всякого принятия достойно слово, что Христос Иисус пришел в мир спасти грешников, из которых я первый» (1Тим. 1, 15). Спасение грешников, а вовсе не построение достойного общества – вот для чего пришел Христос на землю. Если грех гнездится в сердце человека, он найдет себе выход в творении зла при любом, даже самом справедливом, общественном строе. И наоборот, никакое общественно-политическое устройство не является препятствием для христианской жизни и творения добра.

Мы не критикуем здесь сами идеи социализма, хороши они или плохи, мы просто констатируем, что заявлять о социалистическом характере христианства (и, соответственно, иметь от этого политические дивиденды) абсолютно неправомерно. Как писал выдающийся православный богослов XX века архиепископ Феофан Полтавский (Быстров), «если в социализме можно найти положения, которые встречаются в Христианстве и отсюда оправдывать выражение: "христианский социализм", то ведь и в язычестве можно найти упоминания о справедливости, а в мусульманстве – настойчивые заповеди о помощи нищим».

Таким образом, изначально, европейские общественно-политические движения, вставлявшие в свое название слово «христианские» (христианские социалисты, христианские демократы и т.д.), делали это неправомерно, а если говорить открыто – прямо паразитировали на христианстве, пытаясь извлечь из этой ассоциации политическую выгоду. Облик сегодняшней Европы дает нам ясное представление о том, как от христианства может остаться только социальное служение и якобы христианское устройство общества.

И вот уже в Украине появляется такая партия – «Христианские социалисты».

Важный момент – это опять-таки партия «вождистского типа». Вот скрин со страницы политсилы в Facebook.

Скриншот со страницы партии «Христианские социалисты» в Facebook

Еще не указано ни одной идеи или программного положения партии, но уже заявлено о том, что это партия Михаила Добкина. То есть, совершенно очевидно, что это проект, сделанный не под идею, а под конкретного человека. Хорошо ли это для политической жизни общества? Едва ли. Повторимся, политические партии должны предлагать обществу прежде всего идеологию, а также программу действий, основанную на этой идеологии и вести свою политическую деятельность в соответствии с ней. Персоналии в государствах с развитой политической системой – второстепенный момент.

Итак, «Христианские социалисты Михаила Добкина». Ну, допустим.

Добкин заявляет о своей приверженности Украинской Православной Церкви – тоже хорошо. Но то, что делается это уж слишком демонстративно, наводит на невеселые размышления. Страница Добкина в Facebook совершенно перегружена такой демонстрацией.

Здесь и фото со священноначалием.

Михаил Добкин и Блаженнейший Митрополит Онуфрий
Михаил Добкин и настоятель Киево-Печерской лавры митрополит Павел (Лебедь)

И приглашение посетить Иерусалим от Иерусалимской патриархии.

Письмо Михаилу Добкину от Иерусалимского патриархата

И возникает вопрос: зачем так выпячивать свою религиозность? Если так делает простой обыватель, это можно оценивать по-разному – от исповедания веры до хвастовства. Но если это делает публичный политик, первое что приходит на ум, – это «месседж электорату». Мол, смотри, какой я православный – голосуй за меня. 

Ведь в тот же Иерусалим можно было бы просто съездить без демонстрации своих связей в Иерусалимской патриархии. Но это еще полбеды.

Что действительно вызывает, мягко говоря, недоумение, так это партийный флаг «Христианских социалистов».

Флаг партии «Христианские социалисты»

Извините, но «ХС» с титлом, в православной традиции всегда читалось как «Христос», а не как «Христианские социалисты», да еще и Михаила Добкина.

Такое двусмысленное изображение аббревиатуры «ХС» на партийном флаге граничит с кощунством. Соцсети уже полны ехидных высказываний по этому поводу. Ехидных не только в адрес Добкина, но и в адрес Господа нашего Иисуса Христа. Не думаем, что основатели партии сознательно хотели так уничижить православную иконографию, но вынуждены констатировать – это у них получилось.

Можно декларировать свои православные взгляды, можно демонстрировать свою принадлежность к каноническому Православию, можно защищать Церковь и действовать на ее благо, но нельзя делать Церковь заложницей своих политических амбиций. Пусть даже и косвенно. Ведь что происходит от такой показательной демонстрации на уровне человеческой психологии? Да, какие-то верующие люди скажут: «Вот наконец-то появился православный политик! Проголосуем за него – и будет в стране мир и процветание!» Но таких будет очень немного. Да и они рискуют вскоре разочароваться, ибо таких «православных» политиков уже было достаточно.

Экс-президент Украины Виктор Янукович в православном храме
Будущий Президент Украины, на тот момент глава набсовета Нацбанка Петр Порошенко во время крестного хода в Свято-Троицком Ионовском монастыре 7 июня 2009 года

Но большинство людей будут разочарованы «Христианскими социалистами», так явно делающими пиар на Православии. Церкви это тоже не принесет ничего хорошего. Ассоциация Церкви с политической силой, пусть даже и против воли самой Церкви, будет способствовать разобщенности уже между самими православными. Ведь в Церкви есть люди с совершенно разными политическими взглядами. А недруги Церкви получат лишний повод для обвинений в ее адрес.

Зачем это надо Михаилу Добкину, не совсем понятно. Если ты хочешь потрудиться на благо Церкви – пожалуйста, трудись. А если займешь высокий пост в руководстве государства – то такие труды будут еще более значимы. Но нельзя поддаваться соблазну использовать Церковь для реализации политических задач. Это недостойно самой Церкви и приносит ей вред. Нельзя превращать выборы в органы государственной власти в соревнование различных конфессий. Это еще больше разобщит украинское общество, и так донельзя разобщенное.

Можно пожелать успехов Михаилу Добкину в политической борьбе, а еще больше – чтобы слова и обещания, которые он сейчас произносит, были реализованы на практике. Но вместе с тем, хотелось бы призвать всех политиков к тому, чтобы они относились к Церкви Христовой с подобающим благоговением и не вмешивали ее в земные политические игры.

Однако предвыборная гонка уже началась, и в ходе этой борьбы политики не гнушаются абсолютно ничем для достижения власти. Возможно, в этих условиях уже самой Церкви необходимо выступить с разъяснением своей позиции и авторитетно заявить, что она не ассоциирует себя, ни с какой политической силой и благословляет всех действовать на благо народа и государства. А люди пусть сами оценивают, какие политсилы действуют на созидание, а какие – на разрушение.

Кирилл Александров

http://spzh.news/ru/zashhita-very/51763-cerkovy-i-politika-mozhet-li-par...