Центробежные тенденции в РПЦ: плюсы и минусы. Кирилл Александров

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия
Решения властей Латвии об отделении Латвийской Церкви от РПЦ не могут быть законными. Фото: СПЖ

В Латвии власти добиваются отделения Церкви от РПЦ. Подобное может ожидать структуры РПЦ и в других странах. Распадется ли РПЦ или нет? Плохо ли это будет или хорошо?

8 сентября 2022 года правительство Латвии одобрило законопроект об отделении Латвийской Православной Церкви от РПЦ, внесенный на рассмотрение президентом Латвии Эгилсом Левитсом. По словам Левитса, «когда закон вступит в силу, будет исключено любое влияние или власть Московского Патриархата над нашей Православной Церковью. Отказ от любых связей с Московским Патриархом – это существенный вопрос для наших православных, всего латвийского общества и национальной безопасности».

На эту инициативу латвийских властей уже отреагировали в РПЦ. Советник Патриарха Кирилла протоиерей Николай Балашов назвал действия властей Латвии «грубым попранием принципа невмешательства светской политической власти в дела церковного устройства». И с этим нельзя не согласиться. Принцип отделения Церкви от государства в этом случае оказывается явно нарушенным. При этом латвийские власти пошли гораздо дальше властей украинских, которые даже на пике своей борьбы с УПЦ не собирались предоставлять ей церковную автокефалию с помощью законодательства. Речь шла о переименовании УПЦ в «РПЦ в Украине», насильственных переводах общин и так далее. Но настолько демонстративного вмешательства властей в церковные дела мы все же не наблюдали. УПЦ провозгласила свою полную независимость от РПЦ и разорвала все административные связи решением высшего церковного органа управления (Собора УПЦ).

Однако ситуация в Украине и Латвии может оказаться не уникальной. Напомним, в РПЦ входят Русская Православная Церковь Заграницей (РПЦЗ), Архиепископия Православных Церквей Русской Традиции в Западной Европе, Японская Православная Церковь, Латвийская, Эстонская, Белорусская, Церковь Молдовы и другие. Они имеют статус автономий, самоуправляемых Церквей или экзархатов. То, что руководство РПЦ фактически поддержало российские власти по поводу агрессии в Украине, вносит немалое смущение среди верующих, духовенства и епископата этих частей РПЦ.

Примечательным является заявление викария Берлинской и Германской епархии РПЦЗ епископа Штутгартского Иова (Бандмана), что РПЦЗ сохраняет единство с РПЦ в нынешних условиях. Само это заявление означает, что такой вопрос возник, раз на него пришлось отвечать. В интервью YouТube-каналу Der Bote ROKA Deutschland владыка сказал: «РПЦЗ является автономной частью РПЦ, мы поминаем Патриарха на богослужениях, чтобы выразить единство Русской Церкви, но это не следует путать с политической поддержкой или поддержкой личной позиции».

Однако чем дольше будет длиться война (и продолжаться ее поддержка Русской Церковью), тем труднее для западных (и не только) православных христиан будет сохранять административное единство с РПЦ. Тем больше будет запрос на объявление административной независимости при сохранении евхаристического единства. Особенно это касается стран Прибалтики, Молдовы, Японии и других, в которых осуждают российскую агрессию в наиболее категоричной форме.

Чем дольше будет длиться война (и ее поддержка Русской Церковью), тем более явным будет запрос на объявление административной независимости структур Московского Патриархата при сохранении евхаристического единства.

Один из российских политологов высказал пожелание-предположение, что РПЦ из весьма централизованной иерархической структуры должна будет превратиться в конфедерацию самостоятельных даже не епархий, а приходов. Эта протестантская, по сути, модель для Православия неприемлема в силу того, что Церковь – это не общественная организация, а мистическое Тело Христово, и живет она не по законам человеческим, а по Промыслу Божию, что доказывает вся ее двухтысячелетняя история. Церковь останется единой, но понимание этого единства может измениться.

Единство евхаристическое или административное?

«Верую во Едину Святую Соборную и Апостольскую Церковь» – так исповедуем мы в Символе веры. Но что означает это единство? Пространный православный катехизис святителя Филарета Дроздова отвечает на этот вопрос так: «Церковь едина (т. е. одна) потому, что она есть одно духовное тело, имеет одну главу – Христа и одушевляется одним Духом Божиим. "Одно тело и один дух, как вы и призваны к одной надежде вашего звания; один Господь, одна вера, одно крещение, один Бог и Отец всех" (Еф. 4:4–6)». То есть это евхаристическое единство, а не какое-либо иное. В катехизисе есть также и уточняющий вопрос, который касается административного устройства Церкви: как единственность Церкви соотносится с наличием многих Поместных Православных Церквей?

«Церковь одна, однако имеются отдельные и самостоятельные Церкви, например: Иерусалимская, Антиохийская, Александрийская, Константинопольская, Российская. Это частные Церкви, или части единой вселенской Церкви. Самостоятельность видимого устройства не препятствует им духовно быть великими членами единственного тела Церкви вселенской, иметь одну главу – Христа и общий дух веры и благодати. Это единство видимо выражается одинаковым исповеданием веры и общением в молитвах и таинствах», – пишет святитель.

Святитель Филарет считает, что видимое единство Церкви выражается одинаковым исповеданием веры и общением в молитвах и таинствах, но об административных церковных структурах он умалчивает.

Заметим, святитель Филарет говорит, что видимое единство Церкви «выражается одинаковым исповеданием веры и общением в молитвах и таинствах». Нет речи об административных церковных структурах, принадлежность к которым понимается как принадлежность к Церкви. Правда, давая определение Церкви, святитель Филарет говорит о некоем священноначалии: «Церковь есть Богом установленное общество людей, соединенных православной верой, законом Божиим, священноначалием и таинствами», но не поясняет, что имеется в виду. В другом месте он говорит о трех степенях священства, но опять ничего не говорит об административном устройстве: митрополиях, экзархатах, патриархиях и так далее. Из этого можно сделать вывод, что святитель Филарет не считает эти вопросы настолько важными, чтобы включить в катехизис. А ведь он жил в так называемый синодальный период, когда Русская Церковь вообще не имела патриарха, была донельзя забюрократизирована и сведена на уровень государственного органа, управляемого по факту светским чиновником, обер-прокурором Святейшего Синода. Повторим: единство Церкви – это единство в вероучении, нравственных правилах и таинствах.

Однако, вопреки этому, многие понимают это единство как единство административной структуры в рамках Поместной Церкви или даже шире. Константинопольский патриархат, к примеру, продвигает теорию, согласно которой к Церкви принадлежат только те, кто признает за Константинопольским патриархом исключительные права, а критерием такой принадлежности является общение с Фанаром. Эта теория после вмешательства Константинопольского патриархата в церковные дела в Украине обстоятельно и справедливо критиковалась со стороны, в частности, и российских иерархов и богословов. Однако война в Украине и события в церковной жизни, произошедшие вследствие войны, показали, что многие представители РПЦ сами находятся в плену подобной логики, согласно которой единство Церкви, в рамках так называемой канонической территории РПЦ, представляется административным единством с Московским Патриархатом. Отсюда и многочисленные обвинения УПЦ в расколе, коль скоро она объявила о своей полной независимости и самостоятельности.

Многие представители РПЦ находятся в плену логики, согласно которой единство Церкви, в рамках так называемой канонической территории РПЦ, представляется административным единством с Московским Патриархатом.

Плохо или хорошо?

Центробежные силы, существующие внутри обширной и многочисленной Русской Православной Церкви, не обязательно должны привести к ее распаду или разделению на части (если рассматривать РПЦ как целостную административную структуру). Скорее всего, будет пересмотрена роль Патриарха и общих органов управления РПЦ, особенно не соборных, а административных (Синодальных отделов, например). В этом плане весьма показательным является Послание епископского комитета Архиепископии Православных Церквей Русской Традиции в Западной Европе от 15 апреля 2022 г. Это та самая Западно-европейская архиепископия, которая до 2018 г. входила в Константинопольский патриархат, затем на фоне вмешательства Фанара в Украину была упразднена, однако не согласилась с таким решением и перешла в юрисдикцию РПЦ. Это Послание было принято в связи с поддержкой Патриархом Кириллом агрессии в Украине, и вот что в нем говорится:

«В эти болезненные и трудные времена мы понимаем, что некоторые из вас задают себе законные вопросы о том, какую позицию следует занять в связи с точкой зрения и некоторыми словами нашего Патриарха. Полезно вспомнить, что большую помощь в сохранении справедливого и спокойного ума нам оказывает наша экклезиология. Давайте помнить, что во главе Церкви стоит Христос. Об этом, с большой ясностью, нам говорит святой Игнатий Антиохийский: “Где епископ, там и Церковь!” Это основа нашей экклезиологии. Ваш епископ – ваш слуга архиепископ Иоанн, митрополит Дубнинский, которого вы избрали по традиции апостольской преемственности. Именно со мной и с моими викарными епископами мы живем нашим христианством, все вместе: епископы, священники, диаконы и верные, стремясь в меру своих сил следовать заповедям Господа.

Это правда, что мы принадлежим Патриархату и находимся под его защитой в соответствии с тем, что установили апостолы и их преемники.  Но при всем уважении, наш Патриарх – прежде всего епископ среди епископов, он епископ земли Московской и несет особую ответственность за созыв синода всех своих братьев-епископов Церквей земли Русской и внешних зависимых территорий для обсуждения различных вопросов, возникающих в тот или иной момент. Затем он должен дать отчет перед всеми (епископами, духовенством и верующими) об ответах, данных на этом синоде или соборе. Это его основная функция».

При всем уважении, наш Патриарх – прежде всего епископ среди епископов, он несет особую ответственность за созыв синода всех своих братьев-епископов для обсуждения различных вопросов, возникающих в тот или иной момент. Это его основная функция.

митрополит Дубнинский Иоанн (Ренето)

Не секрет, что РПЦ многими критикуется за излишнюю централизацию и властные методы управления, за то, что епископы видят в своих митрополитах (в смысле, главах митрополичьих округов) не собратьев, а начальников, а те, в свою очередь, так же относятся к Патриарху и руководителям главных Синодальных отделов. Однако в Послании Западно-европейской архиепископии мы видим совсем иной взгляд на вещи. И он в гораздо большей степени соответствует изначальному устройству Церкви, отвечает принципу соборности и выражает правильное отношение между епископами независимо от титулов.

Повторим, центробежные силы не обязательно приведут к распаду РПЦ, но можно предположить, что именно такой взгляд на отношения внутри РПЦ, какой был высказан в Послании Западно-европейской архиепископии, будет получать все большее и большее распространение среди тех структур РПЦ, которые расположены в других государствах. А затем, вполне возможно, он станет доминирующим и в РФ. И это хорошо, поскольку именно такая модель соответствует исконной православной экклезиологии. Но это только с одной стороны.

С другой, чем меньше административная зависимость церковных структур от некоего центра (например, патриархии), тем большее влияние на эти структуры со стороны местных светских властей. Возьмем, например, ту же Латвию, власти которой столь бесцеремонно решили сделать Латвийскую Церковь автокефальной.

Если Латвийская Церковь будет административно входить в состав РПЦ, ее будет достаточно трудно заставить «благословлять» гей-браки, признавать право на аборт, эвтаназию и прочие либеральные ценности. Латвийские архиереи всегда могут сослаться на то, что такие вопросы не в их компетенции и их нужно решать на уровне всей РПЦ. Другое дело – автокефалия. В этом случае светские власти всегда могут сказать: «Вы же можете это решить у себя на местном синоде или соборе». И противоречить им будет нелегко.

***

Церкви всегда было непросто. На протяжении всей двухтысячелетней истории перед ней возникали вызовы, угрожающие самому ее существованию. Преодолеть их исходя из человеческой логики невозможно. Но «невозможное человекам возможно Богу» (Лк 18:27). Однако для того, чтобы Бог руководил нами, а не предоставил ходить своими человеческими путями, мы все (и верующие, и духовенство, и иерархи) должны хранить заповеди Божии, в том числе, как уже говорилось, и заповедь «не убий». Об этом сказал Господь: «Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди» (Ин 14:15). Если же мы будем нарушать заповеди, оправдывая это нашими человеческими идеями и измышлениями, участь наша будет незавидна в любом случае.

https://spzh.news/ru/zashhita-very/90558-centrobezhnyje-tendencii-v-rpc-...