"Царственный богомолец": выставка о взаимоотношениях Ивана Грозного и Троице-Сергиева монастыря

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия
Еще современники Ивана Грозного сформулировали теорию о двух царях. О том, что сначала был царь добрый, потом царь-тиран. На выставке в Сергиево-Посадском музее-заповеднике предлагают иную трактовку образа Ивана IV.

"Царственный богомолец": Сергиево-Посадский музей-заповедник подготовил выставку, которая рассказывает об истории взаимоотношений Ивана Грозного и Троице-Сергиева монастыря. Антон Николаев побывал на открытии экспозиции.

Еще современники Ивана Грозного сформулировали теорию о двух царях. О том, что сначала был царь добрый, потом царь-тиран. На этой выставке в Сергиево-Посадском музее-заповеднике предлагают несколько иную трактовку образа Ивана IV.

"Царь в первое десятилетие своего правления, когда страна на подъеме, когда он победитель, когда в отношениях между царем и его подданными царит гармония, он постоянно богомолец, постоянно у гроба Сергия. И царь в конце жизни, когда он пришел к катастрофе, кризису, он тоже у гроба Сергия, он и здесь богомолец", – рассказал куратор выставки Сергей Шокарев.

Иван IV был крещен в Свято-Троицкой Сергиевой лавре. Он много раз бывал здесь, и, став царем, продолжал приезжать помолиться преподобному Сергию. Одаривал монастырь богатыми вкладами. Эти иконы, украшенные по-царски, сотрудники музея считают предметами, которые, возможно, относятся к дарам Ивана. А вот драгоценные чаши с одноглавым орлом – приношение от имени царевича Федора Иоанновича. Но не только золотые украшения. Подарками царя можно считать и грамоты.

"Царь дает указание городовым города Переславля-Залесского о том, чтобы они смели привлекать к городовым работам, то есть различным ремонтам и так далее –монастырским, – крестьян небольшого села Гусарникова, которое находилось недалеко от Переславля. То есть это определенная привилегия", – пояснила заместитель генерального директора Сергиево-Посадского музея-заповедника Светлана Николаева.

А вот дальше экспозиция меняет тональность. Эта икона Божией Матери принадлежала одному из опричников Ивана IV. Еще более красноречивые экспонаты – царь Иван смотрит на надгробие, под которым был похоронен казненный им боярин. Но на этом выставка не заканчивается. Финальная часть – вкладная книга лавры, в которой описывается приезд царя в монастырь и его покаяние перед двумя монастырскими старцами, в присутствии духовника Ивана IV. Можно различить слова "царь рыдати и плакати". Это событие произошло после смерти царевича и многочисленных казней, за которые этого противоречивого правителя прозвали Грозным.

"Есть такой, казалось бы, памятник его покаяния – синодик опальных. Он действительно, может, покаялся в конце жизни. Но это же совершенно подлинный источник его нехорошего периода. Эти казни массовые, погром Великого Новгорода, своего города, когда громил не то что изменников, а просто население", – рассказал старший научный сотрудник института славяноведения РАН Борис Морозов.

Этот образок с Рождеством Христовым относится к еще одному вкладу царя Ивана IV на помин души сына и опальных. А это монастырская книга, в которой указана сумма пожертвования – пять с половиной тысяч рублей. На эти деньги был достроен Успенский Собор Свято-Троицкой Сергиевой лавры. Который и был заложен по указу царя – в честь взятия Казанского и Астраханского царств.

https://smotrim.ru/article/2617116