ТРИ ЕВАНГЕЛЬСКИЕ ЗАПОВЕДИ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ СПАСЕНИЯ

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

Митрополит Антоний (Паканич) о наставлениях святого старца Амвросия Оптинского.

Увлекательное дело – читать письма и дневники известных людей, оставленные ими и сохраненные для потомков. Они позволяют соприкоснуться с внутренним миром другого человека, проникнуть в его мысли, погрузиться в раздумья, вместе с ним сомневаться и размышлять, став в некоторой степени участником далеких событий.

Мне довелось читать достаточно писем и дневников писателей, богословов, праведников и святых, но никакие письма не произвели на меня такого впечатления, как письма преподобного Амвросия Оптинского. Со страниц писем открывается образ удивительного человека, смиренного и милосердного, спешащего на помощь ко всем, нуждающимся в его слове.

Живое слово святого подвижника, наставления и отеческие советы помещены в многочисленных письмах к мирянам и монашествующим.

Количество ответов и их диапазон поражает – от бытовых и мелких до высокодуховных. Святой мог смиренно опускаться до уровня вопрошаемого, помогая решать незамысловатые, суетные задачи, и кротко поднимался в своих суждениях (при необходимости) до непостижимых для человеческого разумения высот.Простота сочеталась в нем с глубокими знаниями догматов Церкви, святоотеческих трудов. Каждому он давал необходимое: простые истины – простым людям,  высокоумные беседы – с жаждущими таковых.

Одно из его писем мирянам как раз содержит в себе и простоту, и высочайшую глубину. Письмо называется «Как подражать Богу».
Святой приводит вначале письма слова апостола Павла: «Подражайте Богу, как чада возлюбленные» (Еф. 5:1), далее – три евангельские заповеди, исполняя которые христианин учится подражать Богу и таким образом спасается.

«Будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд...»; «Повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных» (Лк. 6:36; Мф. 5:45)

Эта заповедь, по слову преподобного Амвросия, говорит о том, что человек обязан быть сострадательным и милосердным со всеми, не разделяя людей на достойных и недостойных. Ему также следует быть снисходительным к недостаткам и грехам других, прощать, не держать обид, что бы ни случилось.

Строгий спрос у христианина должен быть в первую очередь с самого себя.

Второй спасительной заповедью преподобный называет слова апостола Петра: «Как послушные дети, не сообразуйтесь с прежними похотями, бывшими в неведении вашем, но, по примеру призвавшего вас Святого, и сами будьте святы во всех поступках. Ибо написано: ‟будьте святы, потому что Я свят”» (1 Пет. 1:14–16)

Здесь святой делает акцент на том, что человеку нужно хранить целомудрие и чистоту не только  в отношении блудной страсти, но также и в отношении других страстей, «потому что и зависть, и ненависть, и злопамятство также составляют нечистоту души».

«Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф. 5:48)

В третью заповедь старец Амвросий вложил ключ к спасению. Заповедь о смирении. Спасение недостижимо без смирения. Совершенство – венец смирения.

Совершенство христианское, по слову святого Исаака Сирина, состоит в глубине смирения.

Фарисей был отвержен Богом за возношение над другими, хотя и не был подвержен пороку, как он сам о себе свидетельствовал.

Поэтому следует помнить слова Господа: «Когда исполните всё повеленное вам, говорите: мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать» (Лк. 17:10).

В конце письма преподобный Амвросий говорит, что заповеди Божьи не имеют дна, они глубоки и до конца непостижимы: «Как бы кто-либо из христиан не был тверд и точен в исполнении христианских своих обязанностей, это исполнение его и духовное делание, по слову святых отцов, может уподобляться только малой купели, или самомалейшему озерцу; заповеди же Божии подобны великому морю, как и святой пророк Давид говорит: ‟заповедь Твоя широка зело” (Пс. 118:96). Перед этой-то широтой невольно смирялись и великие святые, называя себя землей и пеплом, и считая себя хуже всякой твари. Или, как выразился мудрейший из апостолов, святой Павел: ‟забывая заднее и простираясь вперед, стремлюсь к цели, к почести вышнего звания Божия во Христе Иисусе. Итак, кто из нас совершен, так должен мыслить” (Флп. 3:13–15)».

Каждый найдет в письмах святого ответы на волнующие его вопросы. А стремящимся подражать Богу стоит прислушаться к мудрым советам преподобного Амвросия Оптинского, изложенные в смиренной переписке старца с миром страждущих и ищущих Бога сердец.

Записала Наталья Горошкова

https://pravlife.org/ru/content/tri-evangelskie-zapovedi-neobhodimye-dly...