Третий Спас. Николай Головкин
29 августа 2019 г. - 1075-летие перенесения из Едессы в Константинополь Нерукотворного Образа Господа Иисуса Христа в 944 г. …
«...чудесно убо на том же убрусе изобразити Себе...»
Празднование в честь перенесения Нерукотворного Образа, совершаемое по церковному календарю после Успения Пресвятой Богородицы, называют в России Третьим Спасом, «Спасом на холсте».
Изображение божественного Лика Спасителя
Распространены два варианта предания о происхождении иконы «Спас Нерукотворный».
Так, в книге духовного писателя, церковного историка Леонида Денисова «История подлинного Нерукотворного Образа Спасителя на основании свидетельства византийских писателей» (1894) приводится восточная версия.
По этой версии, в годы земной жизни Иисуса Христа в Озроене (столицей сего миниатюрного царства был город Едесса) царствовал Авгарь V Черный. Семь лет невыносимо страдал он от «чёрной проказы», самой тяжёлой и неизлечимой формы этой болезни.
Слух о появлении в Иерусалиме необыкновенного Человека, совершающего чудеса, распространился далеко за пределы Палестины, и скоро дошёл до Авгаря. Вельможи Едесского царя, побывавшие в Иерусалиме, передали Авгарю своё восторженное впечатление о поразительных чудесах Спасителя.
Авгарь уверовал в Иисуса Христа, как в Сына Божия, и послал к нему живописца Ананию с письмом, в котором умолял Христа прийти исцелить его от болезни.
Долго и безуспешно ходил Анания в Иерусалиме за Спасителем. Массы народа, окружавшие Господа, мешали Анании исполнить поручение Авгаря. Однажды, отчаявшись, что ему удастся выполнить поручение своего государя, Анания встал на уступ скалы и, наблюдая за Спасителем издали, пытался нарисовать его. Но, несмотря на все свои старания, никак не мог изобразить Лика Христова, потому что выражение его беспрерывно менялось божественной и непостижимой силою.
Наконец, Милосердный Господь повелел апостолу Фоме привести к нему Ананию. Тот ещё не успел ничего сказать, как Спаситель назвал его по имени, спросив написанное Ему письмо Авгаря. Желая вознаградить Авгаря за веру и любовь к Себе и исполняя пламенное желание его, Спаситель велел принести воды, и омывши пресвятое Лице Свое, отерся поданным ему убрусом, то есть четвероконечным платком.
Вода чудесно превратилась в краски, и на убрусе нерукотворно отпечатлелось изображение божественного Лика Спасителя.
Получив убрус и послание, Анания возвратился в Едессу. Авгарь повергся ниц перед Образом и, с верою и любовию приложившись к нему, получил, по слову Спасителя, мгновенное облегчение в болезни, а после своего крещения, как и предсказал Спаситель, полное исцеление.
Авгарь, почитая убрус с нерукотворным изображением Лика Спасителя, свергнул с городских ворот статую языческого божества, намереваясь поместить там Нерукотворный Образ на благословение и охранение города. В каменной стене над воротами была устроена глубокая ниша, и святой Образ был установлен в неё. Вокруг Образа шла золотая надпись: «Христе Боже! Никто из надеющихся на Тебя не погибнет».
Обретение чудотворного Образа
Около ста лет Нерукотворный Образ защищал жителей Едессы, пока один из потомков Авгаря, отрекшись от Христа, не захотел снять его с ворот. Но таинственно извещённый Богом в видении епископ Едесский пришёл ночью к городским воротам, по лестнице достиг ниши, поставил перед Образом зажжённую лампаду, заложил его керамидой (глиняной доской) и сравнял края ниши со стеной, как было ему поведано в видении.
Прошло четыре с лишним столетия... Место, где находился Нерукотворный Образ, никому уже не было известно. В 545 году Юстиан Великий, под властью которого находилась тогда Едесса, воевал с царем персидским, Хозроем I. Едесса постоянно переходила из рук в руки: от греков к персам и обратно. Хозрой начал возводить деревянную стену около городской стены Едессы. Он намеревался потом засыпать пространство между ними и, таким образом, создать насыпь выше городских стен, чтобы можно было сверху бросать стрелы на защитников города. Хозрой привел свой план в исполнение, жители Едессы решились провести к насыпи подземный ход, чтобы там развести огонь и сжечь брёвна, удерживающие насыпь. Огонь был разведён, но не имел выхода, где бы, выбравшись на воздух, мог охватить брёвна.
Растерявшись и отчаявшись, жители прибегли к молитве Богу, и в эту же ночь епископу Едесскому, Евлалию, было видение, в котором ему было дано указание на место, где, невидимо для всех, пребывал Нерукотворный Образ Христа. Разобрав кирпичи и отняв керамиду, Евлалий обрёл святой образ Христа целым и невредимым. Лампада, зажжённая 400 лет назад, продолжала гореть. Епископ взглянул на керамиду, - и новое чудо поразило его: на ней нерукотворно изобразилось такое же подобие Лика Спасителя, как на убрусе.
Жители Едессы, прославляя Господа, принесли нерукотворную икону в подкоп, окропили её водой, несколько капель этой воды попали на огонь, пламень тут же охватил дрова и перешёл на бревна, возведенной Хозроем стены.
Епископ вынес Образ на городскую стену и стал молиться, держа Образ по направлению персидского лагеря. Внезапно войска персов, охваченные паническим страхом, бежали.
Несмотря на то, что Едесса была в 610 году взята персами, а позднее мусульманами, Нерукотворный Образ всё время пребывал у Едесских христиан.
Перенесение святыни в Константинополь
С восстановлением иконопочитания в 787 году Нерукотворный Образ стал предметом особого благоговейного почитания.
Византийские императоры мечтали иметь этот Образ, но им не удавалось привести свою мечту в исполнение до второй половины X века.
Роман I Лекапен (919-944), полный пламенной любви к Спасителю, пожелал во что бы то ни стало принести в столицу монархии нерукотворное изображение Его Лика. Император отправил послов с изложением своего требования к эмиру, так как Персия в это время была покорена мусульманами. Мусульмане того времени всячески притесняли порабощенные страны, но зачастую дозволяли коренному населению мирно исповедовать свою религию. Эмир, из внимания к петиции едесских христиан, грозивших возмущением, ответил отказом на требования византийского императора. Разгневанный отказом, Роман объявил войну халифату, войска вступили на арабскую территорию и опустошили окрестности Едессы. Страшась разорения, едесские христиане от своего имени отправили императору послание с просьбой прекратить войну. Император согласился остановить военные действия при условии, что ему будет отдан Образ Христов.
С дозволения Багдатского халифа, эмир согласился на условия, предложенные императором. Толпы народа окружали и замыкали шествие при перенесении Нерукотворного Образа из города до берега Ефрата, где процессию ожидали галеры для переправы через реку. Христиане начали роптать, отказываясь отдать святой Образ, если на то не будет знамения от Бога. И знамение было им дано. Внезапно галера, на которую уже внесли Нерукотворный Образ, без всякого действия поплыла и пристала к противоположному берегу.
Притихшие едессяне вернулись в город, а шествие с Образом двинулось далее сухим путем. На всем протяжении пути в Константинополь беспрерывно совершались чудеса исцеления. В Константинополе ликующий народ стекался отовсюду, чтобы поклониться великой святыне. Монахи и святители, сопровождающие Нерукотворный Образ, с пышной церемонией объехали по морю всю столицу и установили святой Образ в Фаросском храме.
Ровно 260 лет сохранялся Нерукотворный Образ в Царьграде (Константинополе).
В 1204 году крестоносцы обратили своё оружие против греков и завладели Константинополем. Ими был захвачен и переправлен на корабль и Нерукотворный Образ. Но, по неисповедимым судьбам Господним, он не остался в их руках.
Когда они плыли по Мраморному морю, вдруг поднялась страшная буря, и корабль быстро пошёл ко дну. Величайшая христианская святыня исчезла. Этим, по словам предания, заканчивается история подлинного Нерукотворного Образа Спасителя.
Плат Святой Вероники
На Западе предание о Спасе Нерукотворном получило распространение как сказания о Плате Святой Вероники. По одному из них, Вероника была ученицей Спасителя, однако она не могла всё время сопровождать его, тогда решила заказать живописцу портрет Спасителя. Но по дороге к художнику она встретила Спасителя, который и запечатлел чудесным образом свой лик на её плате. Плат Вероники был наделён силой исцеления. С его помощью был излечен Римский император Тиберий.
Позже появляется другой вариант. Когда Христа вели на Голгофу, Вероника вытерла платом залитое потом и кровью лицо Иисуса, и оно отобразилось на материи. Этот момент включается в католический цикл Страстей Господних. Лик Христа в подобном варианте пишется в терновом венце.
Нерукотворный Образ Спасителя служит защитой русским воинам
На Руси сОбразом Спаса Нерукотворного связывали надежды на помощь и защиту от врагов. Его помещали над вратами городов и крепостей.
Так, войска Дмитрия Донского бились на поле Куликовом под княжеским стягом с изображением Святого Лика.
Такой же стяг был и у Ивана Грозного, когда он брал в 1552 году Казань.
Обитель, воздвигнутая по обету святителя
Рождение одной из древнейших обителей Москвы - Спасо-Андроникова монастыря, расположенного на высоком берегу Яузы, связано с обетом, данным в 1354 году святителем Алексием, митрополитом Московским и всея Руси, чудотворцем, во время бури на Чёрном море, когда он возвращался из Константинополя в Москву.
Среди всеобщего смятения святитель стал усердно молиться Господу. Он дал обет построить храм в честь того святого, кого Православная Церковь молитвенно чтит в день, когда путники достигнут суши.
29 августа, в праздник перенесения из Едессы в Константинополь Нерукотворного Образа Господа Иисуса Христа, корабль и причалил к берегу. Так, согласно обету, и возник монастырь.
Событие запечатлелось и в названии впадающего в Яузу ручья Золотой Рожок - впамять об известной константинопольской бухте.
Посетив повторно Константинополь в 1356 году, святитель Алексий привёз с собой для новой обители икону Спаса Нерукотворного, которая с 1360 года находилась в иконостасе соборной церкви Спасо-Андроникова монастыря.
По просьбе святителя Алексия преподобный Сергий Радонежский отпустил сюда своего любимого ученика - смиренногоАндроника. Господь впоследствии явил в монастыре сонм святых: преподобные Андроник, Савва, Александр, московские чудотворцы, иконописцы Андрей Рублев и Даниил Черный...
Святой благоверный князь Димитрий Донской перед Куликовской битвой молился здесь у чудотворного образа Спасителя, а потом благодарил Господа за дарованную победу.
В этой обители, как и в Старом Симонове монастыре, были погребены и погибшие в битве православные ратники.
Иконы Нерукотворного Образа на Руси
Иконы Спаса Нерукотворного попадают на Русь, по некоторым источникам, уже в IX веке.
Особое почитание этого праздника в Русской Православной Церкви выразилось и в иконописании: икона Нерукотворного Образа - однаиз наиболее распространенных.
Древнейший из сохранившихся в России списков иконы Спаса Нерукотворного написан новгородским мастером во второй половине XII века. Эта икона из Успенского собора Московского Кремля находится в Государственной Третьяковской Галерее.
На иконе ярославских мастеров Спас Нерукотворный XIII века из Успенского собора Московского Кремля, которая также хранится в ГТГ, лик Иисуса Христа лишён суровости и напряжения. В нём - доброжелательный призыв к человеку, духовная требовательность и поддержка одновременно.
В Первопрестольной
Широко известен Нерукотворный Образ Христа Спасителя, поставленный неизвестно кем и неизвестно когда в городе Вятке на паперти Вознесенского собора. Образ прославился многочисленными исцелениями, свершавшимися перед ним.
Первое чудо случилось в 1645 году (об этом свидетельствует рукопись, хранящаяся в московском Новоспасском монастыре) - произошло исцеление одного из жителей города. Петр Палкин, будучи уже три года слепым, после усердной молитвы перед Нерукотворным Образом, прозрел. Весть об этом широко распространилась и многие стали приходить к Образу с молитвами и прошениями об исцелении.
Эту икону перевёз в Москву царствующий тогда государь Алексей Михайлович. 14 января 1647 года чудотворный образ был перенесён в Кремль и поставлен в Успенском соборе. Ворота в Кремль, через которые был внесён образ, называвшиеся до этого времени Фроловскими, стали именовать Спасскими.
19 сентября 1647 года икона крестным ходом была торжественно перенесена из Успенского собора Кремля в Спасо-Преображенский собор Новоспасского монастыря. Вплоть до 1917 года икона находилась в монастыре. В настоящее время местонахождение святого Образа неизвестно.
В Новоспасском монастыре находится сохранившийся список с чудотворного Образа. Он установлен в местном ряду иконостаса Спасо-Преображенского собора - там, где прежде помещалась сама чудотворная икона.
Поклонение Государей
Ещё один чудотворный образ Спаса Нерукотворного находится в Спасо-Преображенском соборе Санкт-Петербурга.
Икона была написана для царя Алексея Михайловича знаменитым иконописцем Симоном Ушаковым. Она была передана царицей своему сыну - Петру I. Он всегда брал с собой икону в военные походы, с ней он был и при закладке Петербурга. Эта икона не раз сохраняла жизнь царю.
Список этой чудотворной иконы возил с собой император Александр III. 17 октября 1888 года, во время крушения царского поезда на Курско-Харьково-Азовской железной дороге, Государь вышел из разрушенного вагона вместе со всей семьей невредимым. Сохранилась и икона Спаса Нерукотворного, даже стекло в киоте осталось целым.
По вере нашей
И сегодня в городах и весях России в праздники или в будни, приходя в обители и храмы, мы молимся перед этим святым образом:
О, Преблагий Господи Иисусе Христе, Боже наш, Ты древле человеческаго естества Твоего лице, пресвятою водою смыв и убрусом отер, чудесно убо на том же убрусе изобразити Себе и Едесскому князю Авгарю во исцеление его от недуга послати благоволил еси. Се и мы ныне грешнии рабы Твои, душевными и телесными недуги нашими одержимы, лица Твоею, Господи, ищем, и с Давидом во смирении душ наших зовем не отврати лица Твоею, Господи, от нас, и не отклонися гневом от рабов Твоих, помощник нам буди, не отрини нас и не остави нас. О, Всемилостивый Господи, Спасителю наш, изобрази Сам Себе в душах наших, да во святыни и правде жительствующе, будем сынове Твои и наследницы Царствия Твоего, и тако Себе, Премилостиваго Бога нашего, купно со Безначальным Отцем Твоим и Пресвятым Духом славити не престанем во веки веков. Аминь.
По вере нашей Господь и помогает нам.
Образы Спаса имеются в каждом храме, но, если вы хотите усилить молитву Спасителю, можете отправиться в храм, носящий его имя, или туда, где икона прославилась, или где был дан «знак» свыше.
Так, один из наиболее чтимых Образов Спаса хранится в Москве, в иконостасе южного придела храма Святых апостолов Петра и Павла у Яузских ворот (Петропавловский пер., 4-6, м. «Китай-город»). Там в 2000 году случилось чудо - настекле киота проявился лик Спасителя.
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии