Теология царя-искупителя. Ультраправославные апологеты уподобили Николая Второго Христу. Андрей Григорьев

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия
библия

Громкие скандалы вокруг Боголюбовского монастыря еще раз напомнили о том, что за последние десятилетия в Русской Православной Церкви оформилось целое направление, которое сложно назвать даже консервативным, настолько далеко оно уходит от канонического православия. «У них свои мессии, боги и кумиры», – пел в свое время Игорь Тальков. У царебожников (как называл их, например, священник Даниил Сысоев) на самом деле свои мессии: «царь-искупитель Николай II» поставлен ими в ранг, аналогичный Христу.

Свой отдельный «русский Символ Веры», который звучит так: «Верую, Господи, в православное Царское Самодержавие». Свои вожди – изверженный в 2008 году из сана Архиерейским Собором РПЦ епископ Чукотский Диомид (Дзюбан), архимандрит из Боголюбовского монастыря Петр (Кучер), епископ Сыктывкарский Питирим (Волочков). Свои апологеты – певица Жанна Бичевская, публицисты различных радикальных изданий.

Псевдоикона «Царя-Искупителя» Николая IIПсевдоикона «Царя-Искупителя» Николая II

 Царебожие отличается от почитания царской семьи, канонизированной в 1981 году Русской Православной Церковью Заграницей как «мученики» и в 2000 году Московским Патриархатом как «страстотерпцы». Один из видных проповедников культа, глава Братства Святого Царя-Искупителя Николая II и редактор газеты «Жизнь вечная» Вадим Кузнецов, отмечал в 2001 году в одной из своих «бесед»-проповедей, что «к сожалению, даже среди большинства почитателей светлой памяти Царя Николая Второго большая часть людей не понимает смысл отречения» императора. По версии царебожников, смысл в том, что затем «Святой Царь Николай Второй своей кровью искупил грех клятвопреступления соборному обету верности законным самодержавным Царям из Дома Романовых», «грехи наши, то есть последующих поколений, Николай Второй объял своей искупительной жертвой». «Он искупил не только грехи тех поколений, которые жили до него, начиная с 1613 года, вплоть до нашего поколения. Это подобно Иисусу Христу», – пишет Кузнецов. Эти идеи не раз звучали в передачах «От сердца к сердцу», которые он вел совместно с Жанной Бичевской на «Радио России». Цикл радиолекций назывался «O Христоподобном подвиге Святого Царя Николая».

 Проповедуется эта идея и в песнях Бичевской: «Как на Кресте, на полу распростертый,// Ты претерпел за Христа до конца,// Выкупив Русь искупительной жертвой,// Богом увенчан сияньем венца» («Царь Николай», 1999 год). В песне «Три креста» (2009 год) говорится про «крест, на котором распят император», про «царское крестное древо» на «русской Голгофе».

 Царебожниками в 1990-е годы составлен неканоничный «Акафист святому Царю-Искупителю Николаю Второму» (известен также под другими названиями), в котором говорится: «Тя бо избра по образу Сына Своего Единороднаго в жертву искупления за грехи людей российских» (икос 1), «яко агнец непорочный, полагаешися в жертву за грехи наша» (икос 11). С 1990-х годов пишутся и неканоничные иконы с подписями «Святой Царь-Искупитель Николай».

 Для обоснования «теологии царя-искупителя» ее апологеты чаще всего упоминают некое «пророчество монаха Авеля», данное еще императору Павлу I. В эмиграции бывший царский офицер и черносотенец Петр Шабельский-Борк (1896–1952) написал небольшой рассказ о монахе Авеле под названием «Вещий инок», который был опубликован под псевдонимом Кирибеевич в харбинском журнале «Хлеб духовный» (1931, №5). Монархист вкладывает в уста Авеля «пророчества» о хорошо известных событиях времен Николая I, Александра II и Александра III, после чего переходит к последнему самодержцу: «Николаю Второму – Святому Царю, Иову Многострадальному подобному. На венец терновый сменит он корону царскую, предан будет народом своим; как некогда Сын Божий». Позже «сказание» было опубликовано в книге Шабельского-Борка (под псевдонимом Старый Кирибей) «Павловский гобелен» (Сан-Пауло, 1955).

 То, что этот рассказ представляет собой не более чем «благочестивый миф», было очевидно даже в эмиграции. Ныне работающий заместителем директора музея «Гатчина» Валерий Архипов нашел в описаниях Шабельским-Борком дворца Павла в Гатчине целый ряд ошибок, говорящих о весьма поверхностном представлении об описываемом предмете. В докладе на пресс-конференции «Император Павел I – взгляд XXI века» в 2004 году он рассказал о проверке сведений Шабельского-Борка и Сергея Нилуса о якобы хранившемся в Гатчинском дворце со времен Павла I ларце с пророчествами Авеля, которые в 1901 году, открыв ларец, якобы прочел Николай II. На самом деле ни в камер-фурьерском журнале, фиксировавшем день за днем жизнь императора, ни в дневнике Николая II нет ни слова о посещении им в указанные дни Гатчинского дворца. На фотографиях дворцовых залов на описанном Нилусом и Шабельским-Борком «пьедестале» (тумбе) виден не «запечатанный ларец», а ваза...

 

Псевдоикона «Царя-Искупителя» Николая IIПсевдоикона «Царя-Искупителя» Николая II

 В годы перестройки эти «исторические сказания» попали в Россию. В 1991 году «пророчества Авеля» без указания, что они взяты из романа Шабельского-Борка, были опубликованы Сергеем Фоминым в подборке «пророчеств о судьбах России» в журнале «Наш современник» (1991, № 9). Правда, в последующих сборниках Фомина «Россия перед вторым пришествием» (1993 год и последующие переиздания) указание на заимствование из романа появилось, но еще до этого в газете «Земщина» (1992, № 67) текст «пророчеств Авеля» был дополнен и приобрел следующий вид: «Николаю Второму – Святому Царю, Иову Многострадальному подобному. Будет иметь разум Христов, долготерпение и чистоту голубиную. На венец терновый сменит он корону царскую, предан будет народом своим; как некогда Сын Божий. Искупитель будет, искупит собой народ свой – бескровной жертве подобно». Этот дополненный вариант «пророчества» был опубликован в «Житии преподобного Авеля прорицателя» (1995 год) издания Свято-Троицкого Ново-Голутвина монастыря, а затем в целом ряде печатных и интернет-публикаций. Его активно цитируют и Бичевская с Кузнецовым, и многие другие, вплоть до изверженного из сана епископа Диомида.

 В декабре 2007 года Патриарх Московский и всея Руси Алексий II в докладе на Епархиальном собрании Москвы отметил, что «искупительный подвиг один – Господа нашего Иисуса Христа, и сравнивать расстрел императора и его семьи с искупительной жертвой Спасителя невозможно».


Источник: НГ-Религии