ТАК КАК ЖЕ НАСЧЕТ ПРОЩЕНИЯ? Марина Журинская

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия
Марина Журинская
Библия — это такая книга, что если бы мы могли прочитывать ее ежедневно целиком, мы бы каждый день читали несколько иную книгу.
Однако дело не в ней, дело в нас: читая Писание, мы немного меняемся, так что точнее было бы сказать, что в таком случае Книгу книг ежедневно читал бы другой человек. Попробуем еще раз прочесть хорошо известные эпизоды: вдруг мы сможем взглянуть на них по-новому?
Не так легко разобраться в словах Мф 5:42-44 на уровне руководства к жизни; в основном потому, что очень много сбивчивых и противоречивых указаний «житейской мудрости» роится в наших бедных головах.
В самом деле, как это давать просящему и не отвращаться от хотящего занять, когда окружающая действительность кишит попрошайками и мошенниками самого бесстыдного свойства?
Как можно любить врагов? Они же плохие, раз уж они наши враги! А о том, что кто-то может считать врагами нас, хотя мы по определению хорошие, мы как-то не задумываемся, – равно как и о том, что не всякий, препятствующий нашему сиюминутному желанию, действует нам во зло, очень может быть, что и во благо. Как можно благословлять проклинающих нас? благотворить ненавидящим? Да и молиться за обижающих и гонящих затруднительно. А между тем дальнейшие стихи Евангелия от Матфея (5:45, 48) открывают головокружительную перспективу такого устройства души: будете сынами Отца вашего Небесного <…> будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный. Так что способность прощать, благотворить, благословлять предстает как путь к обожению человека, к его богоподобию – и не надо этого бояться, равно как и не следует совершать подобные добродетельные поступки, так сказать, наотмашь, с целью поставить галочку и успокоиться в чувстве собственного совершенства. Никакой пользы не будет тому, кто делает это ради себя; плоды даруются тем, кто делает это ради Бога.
Увы, пришлось увидеть однажды в храме, как две пожилые дамы с неземной свирепостью накинулись на третью. Та сначала столь же свирепо отругивалась, потом отошла в центр храма и картинно перекрестилась и поклонилась перед Царскими вратами. А затем дружески мне шепнула: «Видела, как я за врагов своих молилась? Вот теперь-то их Бог накажет!». Можно не комментировать.
Напротив, следует всегда держать в центре своего внимания принцип не навреди – ни себе, ни ближнему – в самом его широком аспекте. Так, один священник говорил, что милостыню, пусть даже незначительную, следует подавать всем тем, кто просит ради Христа, потому что если они злоупотребляют при этом именем Божиим, то это их грех, и они за него ответят (и мы тут ничего поделать не можем, – не мы спасаем мир), а если мы не подадим тому, кто просит именем Христовым и при этом действительно нуждается, то грех всецело наш.
Первая ступень любви к врагам – не желать им зла и тем более вечной погибели; за проклинающих нужно прежде всего страшиться, потому что они наносят вред своей душе, и просить для них милости у Бога попросту необходимо. А что касается врагов… Есть способ слегка опомниться человеку, обиженному до такой степени, что уже кажется, что все против него, все желают зла, никто не помогает, никто не понимает: сесть и не считаясь с затратой времени читать Псалтирь. Вот уж где про врагов говорится много и эмоционально! И сначала возникает некоторое удовлетворение от этого, но чем дальше, тем больше понимаешь, что враги-то эти – рогатые и хвостатые, а точнее – бестелесные. А еще дальше рождается трезвая мысль: сам-то я хорош. И вспоминаются те обиды, которые сам «страдалец» наносил людям. И всякие бури и страсти утихают, сменившись на мирное Господи, прости меня и помилуй – и всех нас грешных.
И в этом случае, как и, собственно говоря, во всех других случаях нашей жизни, ясно одно: сами по себе мы ничего хорошего делать не можем, обратившись же за поддержкой к Богу, можем все, – даже то, чему сами удивляемся.