Таинство милосердия
«Вы что! Какое соборование! Моя мама пока не собирается умирать!» — такие возмущенные речи часто можно услышать от родственников больного. «Раз в году, Великим постом, просто необходимо пособороваться», — говорят священники. Так к смерти или к жизни совершается это таинство?
Приготовление к таинству
Действительно, взгляд на смысл таинства елеосвящения в ходе истории существенно менялся. Это кажется странным, ведь апостол Иаков, чьи слова всегда цитируют историки в качестве «установительных» для таинства, ясно пишет: «Болеет ли кто-нибудь среди вас — пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во Имя Господне. И молитва веры спасет (исцелит) изнемогающего, и поднимет его Господь. И если он совершил грехи, то они простятся ему» (Иак. 5: 14-15). Тем не менее на Западе (откуда к нам пришло и само учение о «Семи Таинствах») оно долго трактовалось как «Последнее помазание», очищающее человека от грехов.
В Православной Церкви — в народе и даже среди духовенства — также укоренился взгляд на соборование как на «благословление перед смертью». Долгое время считалось, что елеосвящение совершается только над умирающим и не может быть повторяемо. Отсюда следовало, что, если такой человек паче чаяния выздоравливал, он должен был до смерти хранить преподанное ему очищение: или стать монахом, или, оставаясь в миру, отказаться от супружеских отношений, от вкушения мяса и посвятить себя церковному служению.
Еще в начале XX века текст архиерейской грамоты, вручаемой вновь рукоположенному священнику, содержал недвусмысленное предупреждение: «Над здравыми никакое дерзати творити елеосвящение». Но в то же время существовала «неписаная» традиция совершать елеосвящение один раз в год над всеми желающими. На Руси «общее елеосвящение» происходило в Великий четверг. Этот обычай появился у нас, вероятно, не ранее XVI века. Сначала такое елеосвящение совершали во всех кафедральных соборах и монастырях, но к концу XVIII века он стал частной особенностью Успенского Кремлевского и некоторых других соборов и ряда монастырей.
Таким образом, с XVI века в Церкви постепенно установились дни общего соборования, предназначенного и для больных, и для здоровых. Традиционно это дни Великого поста, дни особенного покаяния и исправления жизни. Но при необходимости таинство может совершаться и в любой другой день года. Существуют разные точки зрения на то, как часто стоит прибегать к таинству елеосвящения. Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) рекомендовал собороваться «в одной болезни один раз в год».
Мы верим, что в таинстве соборования человеку дается благодать отпущения забытых грехов. Однако соборование не заменяет покаяния! Одно таинство должно быть восполнено другим, поэтому в ближайшее время после соборования необходимо исповедоваться.
Богословское обоснование таинства находим в рассказе евангелиста Марка о том, как исцеляли больных апостолы: «Они… проповедывали покаяние; изгоняли многих бесов и многих больных мазали маслом и исцеляли» (Мк. 6:12-13).
Запись на соборование, свечи
1. Запись на соборование, свечи
На соборование обычно записываются. Это нужно для того, чтобы в молитве об исцелении болящих перечислить имена всех, над кем будет совершено таинство. Запись часто происходит в притворе храма или за свечным ящиком. Там же можно приобрести и свечи. Во время совершения таинства принято стоять с зажженной свечой в руках. Когда происходит помазание святым маслом, свечу гасят. Свечи в церкви символизируют молитву, возносящуюся к Богу.
2. Приготовление к таинству
В храме или комнате помещается «столец», покрытый церковной пеленой. На него ставят блюдо с пшеницей (вместо пшеницы могут использоваться зерна других злаков). Зерно не составляет «вещества таинства», но символизирует зародыш новой жизни — выздоровление, а в перспективе — жизнь по смерти тела, то есть всеобщее воскресение.
Рядом с пшеницей на середину стола ставят сосуд с маслом.
Вино. В сосуд с маслом вливают вино
3. Вино
В сосуд с маслом вливают вино. Ветхозаветная Церковь использовала вино во время жертвоприношений. А в Новозаветной Церкви таинство Евхаристии, сердцевина нашей духовной жизни, совершается на чистом виноградном вине. Первым чудом, которое совершил Христос в Евангелии, было превращение воды в вино на браке в Канне Галилейской.
Масло и вино в древности использовались как лекарства. Милосердный самарянин, найдя при дороге избитого человека, «сжалился и, подойдя, перевязал ему раны, возливая масло и вино» (Лк. 10: 33-34).
Чтение канона
4. Чтение канона
Все священники, участвующие в таинстве, становятся перед алтарем. Соборный характер таинства сообщил ему народное название «соборования». В требнике написано, что его должны совершать семь священников, но на практике бывает по-разному (меньше или больше). Иногда таинство совершает только один батюшка.
Священники зажигают свечи, и мы слышим возглас: «Благословен Бог наш». Звучит 142-й псалом: «Господи, услыши молитву мою, внуши моление мое во истине Твоей…» В этой первой части совершения таинства, которая на самом деле является сокращенной великопостной утреней, поется канон, в котором просится у Господа исцеление от болезней душевных и телесных.
Освящение елея
5. Освящение елея
Помазание больных в таинстве совершается не обычным маслом и не маслом из лампады (каким, например, нас помазывают на всенощных бдениях). Масло соборования освящено призыванием Святой Троицы и наитием Святаго Духа.
Читая специальную молитву на освящение елея, священник просит Бога, чтобы через елей помазующемуся было даровано исцеление, чтобы человек освободился от скверны плоти и духа и чтобы в нем прославилась Пресвятая Троица. Поются тропари Христу, святым и Богоматери.
Семь евангельских чтений
6. Семь евангельских чтений
Начинаются семь апостольских и семь евангельских чтений, каждая пара из которых будет завершаться особой молитвой и помазанием освященным елеем с тайносовершительной молитвой. Каждый раз апостольские чтения и чтения из Евангелия, как и молитвы об исцелении, будут разные, поэтому полезно иметь при себе чинопоследование таинства, чтобы можно было следить за текстом и молиться вместе со всеми.
Апостольские и евангельские чтения подобраны в соответствии с характером совершаемого богослужения. Здесь и тексты, связанные с темой елея: отрывок из послания апостола Иакова, притчи о милосердном самарянине и о мудрых и неразумных девах. Здесь и рассказы о совершенных Христом чудесах исцеления больных, а также тексты, призывающие больных людей к смирению, терпению и любви.
О чем мы молимся
7. О чем мы молимся
До самого помазания в первой и второй части соборования были прочитаны благодарственные и покаянные молитвы, а перед каждым помазанием в молитве об исцелении мы уже непосредственно излагаем свою просьбу и перечисляем имена тех, о ком просим Бога: «Отче Святый, Врачу душ и телес, пославый Единороднаго Твоего Сына, Господа нашего Иисуса Христа, всякий недуг исцеляющаго, и от смерти избавляющаго, исцели и раба Твоего (или рабов Твоих) (имярек), от обдержащия его телесныя и душевныя немощи…»
Мы верим, что во время помазания совершается таинственное действие Святого Духа и что наша просьба обязательно будет исполнена Богом сообразно с Его замыслом о каждой человеческой жизни.
8. Как происходит помазание
Священник каждого человека крестообразно помазывает святым маслом : лоб, ноздри, щеки, рот, верхнюю часть груди, ладони с внутренней и с внешней стороны.
Помазание требует особенного подхода в выборе одежды для женщин. Платок лучше повязать таким образом, чтобы все лицо и шея были открыты. Воротник не должен быть «под горло», челку лучше убрать под платок. Уже к четвертому помазанию обычно все лица в храме сияют от масла, так что бумажные салфетки не помешают.
После седьмого помазания все семь священников возлагают на голову больного Евангелие, причем «письменами на главу», что бывает только при хиротонии епископов!
9. Возложение Евангелия
После седьмого помазания все семь священников возлагают на голову больного Евангелие, причем «письменами на главу», что бывает только при хиротонии епископов! Старший из них при этом не кладет своей руки на Евангелие, но читает особую «разрешительную» молитву: «Царю Святый, благоутробне и многомилостиве Господи Иисусе Христе…» В ее тексте содержится и объяснение того, почему предстоятель не кладет руку на Евангелие: «…Не полагаю руку мою грешную на главу пришедшего к Тебе во грехах и просящего у Тебя через нас оставление грехов; но Твою руку крепкую и сильную…» Таинство совершает всегда пребывающий с нами Господь, и от Его руки мы ожидаем благодатной помощи.
После завершающего благословения священника — отпуста— больной трижды кланяется священнослужителям (если он в силах это сделать) и говорит: «Благословите, отцы святии, и простите мя, грешнаго». Так завершается это таинство.
Юрий РУБАН, Ирина СЕЧИНА
Источник: Нескучный сад
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии