Святыни и соблазны. Чудотворения от икон в современном мире. Любомудров А. М.
Цель данного доклада – попытаться осмыслить, во–первых, массовое мироточение икон, наблюдающееся в последние десятилетие, во-вторых, проанализировать отношение к чуду разных групп населения, систематизировать суждения священников, богословов, мирян. Материалом послужили публикации в периодике, статьи, интервью, радиопередачи, устные высказывания. Бросается в глаза широкий разброс мнений. Чудо воспринимается и оценивается подчас совершенно по-разному. В соборном обсуждении предстоит найти ответы но вопросы и недоумения.
Аксиома святоотеческой мудрости: чудеса Божии всегда имеют очевидную, благую цель – ободрить, исцелить, вразумить. Ясность цели – приближение человека к спасению – остается критерием Божественности сверхъестественного явления. "Истинное чудо никогда не бывает случайным, но является в силу внутренней духовной необходимости, и смысл его вовсе не в принудительном овладении волей человека путем воздействия на него внешнего эффекта, а в раскрытии ему внутренней духовной стороны жизни", – писал А.Б. Салтыков.
Когда случаи мироточений были единичны (то есть до рубежа 1990-х годов), такая цель была понятна. Об Иверской Монреальской иконе знали и в России, и во всем православном мире. Этот образ являл великое откровение Божие, радовавшее верных в эпоху официального господства атеизма; через источаемое миро исцелялись сотни болящих. Случаи исцелений конкретных людей через целебное миро от икон есть и сегодня, они, конечно, приносят духовную пользу и окружающим. В то же время наблюдалось нарушение здоровья, телесного и душевного, от мироточения икон – эти факты требуют своего осмысления. Необходимо задаться вопросом: все ли чудеса имеют Божественную природу?
Сегодня все чаще приходят сведения о появлении своеобразных гнезд мироточений, где одновременно или последовательно начинают источать миро множество икон. Если в 1990-е годы такие явления происходили в храмах, то сейчас локальными точками становятся и дома, квартиры, монастырские кельи, в которых мироточат приносимые туда иконы. Не дерзая выносить суждение о природе этих явлений, мы можем, однако, оценить человеческий отклик на них. Святые отцы заповедали крайнюю осторожность по отношению к любым сверхъестественным явлениям и прямо запрещали самим добиваться чудес и знамений. Между тем широко практикуется принесение икон в "мироточивый дом" с целью сделать их чудотворными, возник термин: "отдать икону на мироточение", на своеобразную "подзарядку", что уже граничит с оккультной практикой. Смущает автоматизм, гарантированность знамения. Не превращается ли подобная погоня за чудом в коллекционирование, а святой образ в своего рода сувенир? Известна практика, ко! гда не только частные, но даже храмовые образа приносят в такой "центр мироточения", вероятно, чтобы их как-то дополнительно освятить. Есть ли на это Божие произволение?
К этим фактам, смущающим церковное сознание, добавляются сегодня новые. В последние годы все больше появляется не просто мироточивых, но кровоточивых икон. Реакция православных – и страх, и благоговение, и недоумение: "Чьей кровью может кровоточить икона Спасителя?.. Если это Кровь — то как же она просто вот так носится вокруг Москвы и прочая (сравните со святыми Дарами)?" - задаются вопросы на интернет-форумах.
Факты вынуждают задумываться о существовании неких таинственных закономерностей, духовная природа которых не может быть определена: здесь "различить духов" способны лишь святые боговидцы. Священнослужители не исключают возможности того, что некоторые случаи мироточений есть разновидность полтергейста. Основания к этому имеются. Известно, что полтергейст тесно связан с конкретными личностями и проявляется большей частью только в их присутствии. Кроме того, существует таинственная связь человека и замироточившей святыни: владельцы икон неотлучно сопровождают "свои" образа в поездках по России.
Это – еще один феномен, возникший на наших глазах: появление так называемых "хранителей икон". Нередко они берутся и трактовать смысл происходящих знамений, при этом вопросы о том, есть ли церковное благословение на подобные деяния, зачастую остается непроясненным.
Мнения церковнослужителей по поводу чуда мироточения не всегда единодушны, но чаще всего священники призывают к осторожности: "...Здесь неуместны ажиотаж, шумиха, тем паче истерика. Ясно, что явление это таинственное, а вот к добру оно или к худу – неизвестно"; "нельзя определять истину по чудесным явлениям, которые могут ведь носить и совершенно прелестный характер. Истина изложена в учении св. отцов, она хранится в традиции, в самом духе жизни Святой Церкви"; "в нашем падшем мире нет такого чуда, которого не мог бы подделать сатана... Поэтому лучше не уподобляться тому роду, что ищет знамений и чудес. Мы же помним, какими эпитетами этот род награждается от Христа". Признавая в принципе возможность прельщения, ряд священников приходят к выводу: "православный христианин должен занимать, так сказать, нейтральную позицию по отношению ко всем необычным сверхъестественным явлениям".
Небывалое в истории Церкви явление, современниками которого мы являемся, вызывает множество самых разных вопросов – и относительно его духовного смысла, его мистической природы, и относительно порождаемых им человеческих деяний.
Любомудров Алексей Маркович, доктор филологических наук, ведущий научный сотрудник Института русской литературы (Пушкинский Дом) РАН
Источник: Анти-Раскол
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии