"Святые Тайны для меня всё". Архимандрит Рафаил (Карелин)

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия
арх Рафаил (Карелин)

 

 

Святые тайны для меня всё.

Святой Иоанн Кронштадский 

На мою статью "О ложных взглядах профессора Осипова на Таинства Крещения и Евхаристии" ученик г-на Осипова А.Зайцев, пытаясь оправдать взгляды своего учителя, ответил статьей "Евхаристическое преложение", которая была напечатана в журнале "Православная беседа" 2004г. №6.

В этой статье были повторены тезисы профессора Осипова о том, что в Святых Дарах не находится Богочеловеческая сущность Христа Спасителя, и традиционное учение Православной Церкви объявлялось католическим заимствованием, которое по мнению автора произошло 5 столетий назад, и было пропущено по какому-то духовному затмению Святыми Отцами Восточной Церкви.

Иерей Вадим Леонов, на основании святоотеческого учения, подверг концепцию Осипова-Зайцева критическому разбору в статье "Евхаристический докетизм", опубликованной в журнале "Церковь и время", 2005г. №3. В ней он показал протестантскую сущность нового учения о Евхаристии, которая сводит Таинство Причащения до уровня символического обряда.

В ответ уже иерею В.Леонову А.Зайцев написал статью, под названием  "Комментарий к статье иерея Вадима Леонова "Евхаристический докетизм", которая по содержанию является  косвенным ответом мне на предыдущие статьи по этой искусственно созданной проблеме. Поэтому я посчитал себя в праве, со своей стороны, ответить на ряд доводов, представленных А.Зайцевым, и показать их несостоятельность.

Г-н Зайцев обвиняет иерея В. Леонова в том, что тот не указал на разницу в истолковании термина "пресуществление" в католическом и православном сознании. Сам термин "сущность" у католических схоластов (substantia) и православных богословов (oUs...a) неадекватен. У Фомы Аквинского слова "сущность" (substantia) и "природа" (natura) и являются синонимами, замещающими друг друга. Аквинат,  в труде "Сумма богословия", придерживается аристотелевских категорий, что отразилось на католической сакраментологии (учении о таинствах).

Слово "сущность" (oUs...a) в православном восприятии более объемно. Восточные отцы Церкви, в определенной степени, использовали не только категории Аристотеля, но также терминологию и понятия платоников и неоплатоников, разумеется, переосмыслив и воцерковив их. Так, например, преподобный Иоанн Дамаскин в своих "Философских главах" основывается не только на Аристотеле, но также и на Порфирии, утверждая, что "отнял оружие у врага, чтобы этим оружием бороться с ним". На Востоке термин "сущность" имеет большую объемность и глубину. В нем заключается не только природа, определяемая через свойства, но также ноумен предмета, его целевая идея, эйдосы и энергетический потенциал. В православном сознании не только духовный, но и материальный мир мыслится как тайна. Святой Василий Великий пишет, что человек не может полностью познать даже природу муравья. Именно чувство "сущности" как тайны приоткрытой, но неисчерпаемой в своей глубине, предохранило православное богословие от рационализма западной схоластики.

Термин "сущность" в Православной Церкви имеет более духовное семантическое содержание, чем в католической схоластике, тяготеющей к материализации понятий. Эта материализация привела некоторых католических апологетов к биологическим параллелям. Например, сравнение химического состава крови и виноградного сока. Еще в больший биологизм впали господа Осипов и Зайцев, отожествившие продукты пищи с человеческим телом. Для православных "тело", - это, прежде всего, структурное понятие. А конкретное человеческое тело, в материальном аспекте, представляет из себя поток клеток, которые беспрерывно возникают и гибнут. Напомним православное учение о том, что в день воскресения из мертвых мы восстанем со своими телами, но обогащенными другими свойствами, с телами одухотворенными, что отвечает православному учению о сущности тела, но плохо вяжется с католическими определениями тел, как субстанций.

Зайцев пишет: "Чтобы назвать то или иное положение святоотеческим недостаточно нескольких высказываний отдельных отцов, требуется консенсус". Термин "пресуществление" вошел в Символические книги Православной Церкви, которые были приняты всеми Поместными Церквями, то есть полнотой Церкви и утверждены на Соборах, где присутствовали Восточные Патриархи со своими Синодами. Он вошел в повсеместное употребление с ХУ столетия. Им пользовались святые отцы Православной Церкви как синонимом термина "преложение". Во всяком случае, этот термин до последнего времени не вызывал принципиальных возражений и протестов в православном богословии, и его никак нельзя отнести к разряду богословских теологуменов. Именно этот термин был принят консенсусом святых Отцов и соборным сознанием, а также получил рецепцию Поместных Церквей, войдя в ткань православного богословия.

Г-н Зайцев недоумевает, почему термин "пресуществление" возник не в апостольские времена, а спустя столетия и считает, что он впервые появился на Востоке в ХУ столетии. Однако существуют и другие мнения у церковных историков. Как бы то ни было, но вся история богословия говорит о том, что терминология развивалась в связи с потребностями своего времени и каждый термин имеет свою историю.

В ХV столетии появляется грозная опасность не только для католической, но и для Православной Церкви в лице протестантизма. Представители этого религиозного движения (при всем их разнообразии) единодушно отрицали реальное "преложение" Святых Даров в истинные Тело и Кровь Христа. Поэтому как для католиков, так и для православных появилась необходимость уточнить значение и глубже раскрыть содержание термина "преложение", чтобы указать на главный смысл Таинства -существенное превращение Святых Даров. Таким термином стало слово "пресуществление".

А. Зайцев старается подчеркнуть латинское происхождение термина "пресуществление",  разумеется,  из популистских целей, чтобы у читателей возникло представление о католическом влиянии, проникшем в Православную Церковь.

Модернисты рассказывают сказку о католическом пленении, от которого надо освободиться, для того, чтобы осуществить вполне реальный захват православного богословия в протестантско-либеральный плен. Почему до ХХ столетия не было протеста ни в славянских, ни в греческих церквях против термина "пресуществление" и не пользовались популярностью сказки об искажении Православия, и только в ХХ веке модернисты начали свой поход против традиционалистов? Нам кажется, потому что ХХ век был веком революций, падения духовности и нравственности, которое отразилось в искусстве как декаданс. Модернизм в Православии это эхо революции, прозвучавшее в Церкви, и теперь снова колеблющее ее.

Модернизм  это гимн интернационала, в котором переделаны и заменены некоторые слова, но дух остался тот же. Теории о самоспасении человека через свою победу над грехом, без Искупления и Голгофской Жертвы Сына Божия,  ассоциируются со словами интернационала: "Никто не даст нам избавленья, ни Бог, ни царь и ни герой. Добьемся мы освобожденья своею собственной рукой". А для этого необходимо разрушение церковного Предания и традиций, дискредитация Символических книг Церкви, игнорирование или высокомерно скептическое отношение к богословскому наследию прошлых веков. И эту работу модернисты совершают с энтузиазмом, засучив рукава.

Вспоминаются невольно слова интернационала: "Весь мир насилья мы разрушим, до основанья, а затем мы наш мы новый мир построим, кто был никем, тот станет всем!". Модернисты разрушают вековое здание православного богословия, чтобы на этом месте построить свой пантеон. В интернационале поется: "Это есть наш последний и решительный бой", но то, что делают модернисты, это не бой, а только подготовка к бою, вроде артобстрела позиций православия.

 

 

Страницы:  1  2  3  4  5  6