Святой Лука Целитель, Архиепископ Крымский (1877 – 1961)

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

На Афоне или в других древних святых местах посетители часто замечают, что многие церкви выкрашены в красный цвет. Монахи обычно объясняют им, что красный цвет символизирует кровь Христову и его святых. Это своеобразное напоминание о том, что, в то время как другие религии и идеологические течения распространялись при помощи пропаганды, насилия, порабощения, Церковь Христова завоевала людские сердца своей слабостью, кровью Христовой и его святых, мученичеством и свидетельством. Нет такой Православной Церкви, которая не пережила бы свой мученический подвиг. И не было такого святого, который не прошел бы через свою печь вавилонскую горя, искушений и мученичества.

В XX веке такой суровый подвиг выпал на долю Русской Церкви. На протяжении семи десятилетий неисчислимое количество мучеников и исповедников скрепили кровью свои крестные муки.

Среди людей, свершивших тяжкий крестный подвиг, – архиепископ Лука, профессор топографической анатомии и хирургии. Человек редкого таланта и дарований, он служил людям как пастырь и как врач с удивительной любовью и самопожертвованием, продолжая традиции бессребреников – врачевателей Космы и Дамиана – святых нашей Церкви. Его выдающаяся личность и святое величие вызывают не только восторг и восхищение, но даруют и Божественное утешение.

Мы постараемся кратко коснуться личности святого и его жизненного пути. Но сначала давайте вместе отправимся на святую русскую землю и познакомимся с материальной, общественной и духовной средой, в которой жил святой Лука. Мы находимся в XIX веке, в сложное и беспокойное время. Жизненный уровень русского народа очень низок. Условия жизни невыносимы. Неудивительно, что нигилистические идеи и теории нашли здесь благодатную почву и оказали влияние на значительную часть русского народа. В это трудное время роль противовеса в духовном распаде нации играют русские монастыри и великие старцы. Посетим, в первую очередь, Саровскую пустынь и Серафимо-Дивеевский монастырь, где живет великий старец святой Серафим Саровский. Множество людей с благоговением приходит к нему. И всех принимает он с любовью, с радостным приветствием: «Радость моя, Христос Воскресе!». Недалеко от Саровского монастыря был построен женский Дивеевский монастырь, который окормлял старец. Перед блаженной кончиной он поделился своим прозрением и предупредил о грядущих печальных событиях. Он предсказал, что столько будет горя и столько мучеников, что ангелы не будут успевать собирать души. Однако, как и предвидел святой Серафим, через 70 лет церковь вновь воссияла. В 1990 г. мощи и личные вещи святого были обретены в Петербурге, откуда и были перенесены в Дивеево. Сегодня в Дивеево живет 250 монахинь, которые по наставлению Святого Серафима совершают неусыпную молитву.

Другим славным русским монастырем является Валаам, расположенный на зеленых островах Ладожского озера. Тут монастырская жизнь началась в XII веке. Сначала был построен центральный монастырь, а вокруг него много скитов. Это необыкновенно красивое и умиротворенное место.

Чрезвычайно значительным монастырем была и Оптина пустынь, сыгравшая решающую роль в российской духовной жизни XIX века. За сто лет в ней воссияло 15 святых – великих старцев. Они собирали вокруг себя тысячи людей, в том числе интеллигенцию и ученых того времени. В западной Украине роль духовного лидера играет Почаевский монастырь, святое место, в котором явилась Богородица, оставив на скале след Своей святой стопы. Этот монастырь стал бастионом православных против униатов. Итак, мы находимся в 1877 году. В этот год 14 апреля родился святой Лука, в миру Валентин Во́йно-Ясене́цкий. Его земной родиной был город Керчь, древняя греческая колония Пантикапей в Крыму. В IX веке на этом месте греки воздвигли знаменитый храм в честь Иоанна Предтечи, одну из важнейших православных святынь Крыма. Сегодня перед храмом находится бюст святого Луки.

Отец святого был аптекарем. Однако аптека не приносила ему дохода, и он решил закрыть ее и стал государственным служащим. Мать святого Мария Кудрина была известна своими благотворительными делами. Кроме святого Луки, у четы Войно-Ясеницких было еще четверо детей: всего три мальчика и две девочки. Из-за ухудшившегося материального положения семьи родители приняли решение переехать в Киев, в колыбель русского христианства. Это очень красивый, утопающий в зелени город, расположенный на берегах Днепра. Именно в этой реке первый русский князь, принявший христианство, святой Владимир в 988 году крестил свой народ, заложив основу православной веры на русской земле. Семья Войно-Ясенецких жила в доме в центре города на улице Крещатик. Маленький Валентин ничем не выделялся среди своих сверстников. Все считали его самым обычным ребенком и говорили, что «ничего значительного из него не выйдет». Однако он всегда отличался серьезностью, честностью, порядочностью, чуткостью и состраданием к ближним. С малых лет проявился его талант к живописи. Обучаясь в гимназии, он одновременно учился и в Киевской художественной академии. В возрасте 15 лет Валентин принял участие в конкурсе рисунка и занял первое место.

В душе его боролись два мира: недоверия и веры. Решающее влияние на его душу оказал знаменитый монастырь Киево-Печерская лавра. Монастырь расположен на зеленом острове площадью 280 000 квадратных метров посреди Киева на берегу Днепра. Там подвизались тысячи монахов, оттуда воссияло множество святых. Помимо археологической ценности и достопримечательностей, Лавра обладает уникальными духовными сокровищами. Древние аскеты выкапывали себе пещеры под землей и жили там в неустанной молитве, скрывшись от мира.

Постепенно было создано два длинных запутанных коридора катакомб, причем кельи рылись с двух сторон от подземных проходов. Аскеты-отшельники заделывали дверь и оставляли в земляной стене только одно окошко. Каждый день монах, несущий послушание, оставлял им там хлеб и воду. Это была вся их пища. Если эта скудная еда оставалась нетронутой 3-4 дня, становилась понятно, что отшельник преставился. Тогда другие монахи заделывали окошко, и келья превращалась в могилу монаха. Когда по прошествии многих лет эти кельи вновь были открыты, обнаружили, что все мощи аскетов сохранились нетленными. Одно это место хранит 118 нетленных мощей, что является уникальным явлением в мировом масштабе.

Здесь же в катакомбах хранятся и мироточивые святые главы других святых. Эти главы чудесным образом источают из себя елей. Монахи собирают миро и раздают его паломникам. Киево-Печерская Лавра – это воистину святое место. Вся ее жизнь, деятельность и живая монастырская традиция, идущая из глубины веков, оказали решающее влияние на юного Валентина, который часто посещал ее и делал зарисовки монахов и паломников.

Одновременно большое влияние на юношу оказали и идеи Льва Толстого, с которым он вступил в переписку. Однако он скоро понял, что писатель заблуждался в вопросах веры, и прекратил общение с ним. В то же время юноша непрестанно и внимательно изучал Святое Писание.

Окончив школу, Валентин долго не мог выбрать себе жизненный путь. Сначала он поступил на юридический факультет, но, проучившись всего один год, бросил его. Затем уехал в Мюнхен учиться в Школе живописи у известного профессора Книрра. Однако вскоре снова вернулся в Киев. С этого времени в его душе просыпается особая потребность служения ближнему. В этот трудный для него жизненный момент по совету одного учителя он решает изучать медицину. Таким образом, он собирался помочь крестьянам, уровень медицинского обслуживания которых был очень низким.

В 1898 г. Валентин начинает обучение на медицинском факультете Киевского университета, который давал в то время хорошее образование. Уже с первых лет обучения он заинтересовался анатомией.

Университет Валентин закончил с красным дипломом по специальности хирург. Он сразу же начал оперировать, главным образом, глазные болезни. Тогда была чрезвычайно распространена трахома, страшная глазная болезнь, от которой многие люди теряли зрение. Тогда юный врач, применив сложный метод хилеопластики, дал свет тысячам людей.

Валентин не успел поработать в провинции, так как началась Русско-японская война, и он пошел служить добровольцем в госпиталь Красного Креста. Вместе с другими врачами он отправился в эшелоне на Дальний Восток. Путешествие продолжалось целый месяц. Конечным пунктом был город Чита, где Валентин, несмотря на свой молодой возраст, возглавил хирургическое отделение военного госпиталя. Он оперировал раненых солдат и выполнял с необыкновенным искусством как простые, так и самые сложные операции.

В Чите он познакомился с работавшей там добровольцем сестрой милосердия Анной Васильевной, девушкой редких духовных качеств. Они поженились, и в браке родилось четверо детей.

С 1905 по 1910 годы Валентин Феликсович работал в различных уездных больницах. Потребности в медицинских услугах были огромными. Ему приходилось быть хирургом и гинекологом, терапевтом и педиатром, санитарным врачом и стоматологом.

В это время он столкнулся с проблемой общей анестезии. В то время она как раз начала широко использоваться, но из-за отсутствия анестезиологов и подходящего оборудования общий наркоз нередко был опаснее самой операции. Поэтому молодой врач попытался найти новые методы местной анестезии. И действительно, очень скоро, в возрасте всего лишь 29 лет, он открыл новый метод местной анестезии седалищного нерва. Это исследование было впоследствии представлено им в виде диссертации, которую он блестяще защитил.

Валентин Феликсович часто ездил в Москву для работы над диссертацией. В 1910 г. он переехал в город Переславль-Залесский. Это был милый живописный городок, однако условия работы там были крайне тяжелыми. В больнице на 50 коек совершенно отсутствовало оборудование. Не было даже электричества, отсутствовала рентгеновская аппаратура. Воду в бочке привозил водовоз.

Каждое утро молодой врач ездил на лошадях в госпиталь. Даже это время он стремился употребить с пользой. В пути занимался иностранными языками и сумел выучить семь языков. В течение многих часов он оперировал, а вечерами закрывался у себя в кабинете и при слабом свете керосиновой лампы продолжал свою научную работу.

В Переславле-Залесском Валентин Феликсович самостоятельно делал от 650 до 1000 операций в год. Будучи одним из наиболее передовых врачей России, он успешно проводил сложнейшие операции на почках, желудке, желчном пузыре, и даже на сердце и головном мозге.

В конце своего пребывания в Переславле-Залесском он решил заняться гнойной хирургией, которую практически не преподавали тогда в университете. И тогда произошло нечто необыкновенное. Вот как рассказывал он сам: «Был составлен план, написано предисловие, и вдруг мне явилась крайне странная, неотвязная мысль: когда эта книга будет написана, на ней будет стоять имя епископа».

1917 год стал особенно трудным не только для него самого, но и для всей России. Страна бурлит. Царский режим рушится. На смену ему приходит ряд временных правительств, политическая нестабильность и октябрьская революция. В это время супруга святого Луки заболевает туберкулезом. Семья срочно оставляет Переславль-Залесский и переселяется в Ташкент.

Там семья поселилась в просторном доме, а святой Лука был сразу же назначен заведующим хирургическим отделением государственной больницы, работу которого он блестяще организовал.

Однако политическая обстановка в стране становилась все хуже. Сразу же после октябрьской революции разразилась гражданская война, продолжавшаяся четыре года и опустошившая Россию.

Миллионы погибших. Говорили, что число жертв достигало 20 миллионов, а еще намного больше было раненых. Среди пострадавших во время войны были и дети, потерявшие своих родителей и пытавшиеся выжить, питаясь отбросами. Святой Лука дневал и ночевал в больнице, рискуя своей жизнью. Домой ему удавалось прийти лишь на несколько часов, во время которых ему надо было позаботиться о больной жене и о детях, приготовить еду, убрать, постирать.

В 1918 при его активном участии был основан Ташкентский государственный университет, где он стал профессором топографической анатомии и хирургии.

Политическая обстановка вышла из-под контроля. Гражданская война свирепствовала повсюду. Царская семья находилась под арестом в Екатеринбурге. В июле 1918 года царская семья была расстреляна без суда.

Это убийство накалило страсти и жестокость. Люди находились в неведении. Арестовывали по ничтожнейшему поводу. Достаточно было любого доноса. Что-то подобное произошло и со святым Лукой. После того, как он сделал выговор одному из рабочих больницы, дебоширу и пьянице, тот донес на него властям. Однажды утром, в момент, когда святой входил в операционную, его схватили и привели на Ташкентский железнодорожный вокзал. Там уже собрали 2000 арестованных солдат-мятежников. После быстрого формального суда их приговаривали к смерти и расстреливали на месте. И святой Лука в их ряду ждал своей очереди на смерть. Часы тянулись бесконечно. Поздно вечером, после 16-часового ожидания, его узнал один из чекистов. Он вмешался, и при его посредничестве святого Луку отпустили на свободу. И здесь проявилось величие его сердца и его самоотречение. Вместо того чтобы вернуться домой, он сразу пошел в больницу. И там, в полночь, как будто ничего не произошло, он зашел в операционную и начал оперировать.

Однако это печальное событие нанесло серьезный удар и без того плохому здоровью его супруги Анны. Через несколько дней она скончалась на руках у святого. Ей было тогда только 38 лет, а святому Луке 43 года. Ее похоронили на Ташкентском кладбище. На ее могиле написано: «Анна Васильевна, 38 лет. Чистая сердцем, алчущая и жаждущая правды».

Святой Лука остался вдовцом с четырьмя маленькими детьми. В этот трудный час Господь подсказал ему выход. Недавно овдовевшая верующая сестра милосердия взяла на себя заботу о его детях и стала им второй матерью.

Здесь необходимо сказать несколько слов о его достижениях в хирургии. Сегодня в России его считают ведущим хирургом XX века. Профессор академик Каширский писал о нем:«Его имя и его искусство стали легендой. Он мог делать сложнейшие операции». Сам Лука говорил: «У хирурга должен быть орлиный глаз, львиное сердце и женские руки», то есть хорошо развитое чувство осязания. Однажды он взял 20 листов тонкой бумаги и скальпель. Он попросил своих детей назвать ему любое число, чтобы он разрезал одним движением именно столько листов. Дети назвали ему число 7, и на удивление всем он разрезал точно семь листов одним движением.

Его отличала и глубокая вера в Бога. В операционной он всегда взывал к Нему о помощи. На стене там висели иконы Спасителя и Пресвятой Богородицы, а перед ними лампада. Святой зажигал лампаду, творил молитву, а затем бинтами и йодом рисовал на теле больного, на месте, где должен был делать разрез, крест. И лишь после этого начинал оперировать.

В то время святой Лука стал особенно активно участвовать в церковной жизни Ташкента. Это приносило особую радость верующим. Однажды в Кафедральном соборе был созван суд из священнослужителей и мирян, призванный осудить и изгнать архиепископа Ташкентского Иннокентия. В суд как врач был вызван и Валентин Феликсович, с жаром защищавший архиепископа. Архиепископ Иннокентий был оправдан, причем его особенно тронула защита врача. После окончания заседания суда архиепископ подождал святого Луку у дверей и обошел с ним вместе два-три раза вокруг храма, благодаря его за поддержку. Неожиданно архиепископ остановился, посмотрел в глаза врачу и сказал ему:

— Доктор, вы должны стать священником.

Святой без колебаний ответил ему:

— Ваше высокопреосвященство, если на то есть воля Божия, то стану.

И действительно, в январе 1921 года его рукоположили дьяконом, а затем и иереем. Известие о рукоположении любимого всеми университетского профессора быстро разнеслось по Ташкенту. Святой возложил на себя обязанности настоятеля храма и при любой возможности проповедовал Слово Божие. Однако ему пришлось столкнуться с ироническим отношением коллег и студентов, которые решили, что он уже «покончил с наукой». Впрочем, ему удалось полностью опровергнуть их прогнозы.

Давайте, однако, сделаем небольшое отступление от нашей темы и посмотрим на политическую обстановку в Советском Союзе в то время. Гражданская война закончилась в 1921 году. Победители вступили в беспощадную борьбу со всеми, кого они считали диверсантами и контрреволюционерами. Тюрьмы были заполнены, и революционные суды работали, не переставая. Неожиданное событие привело к дальнейшему ухудшению ситуации. Ленин тяжело заболевает. В течение двух лет он переносит несколько инсультов, которые приковали его к инвалидной коляске. Началась борьба за власть между преемниками. Наперекор всем прогнозам, в ней победил Сталин, жестокий характер которого стоил жизни не только миллионам граждан страны, но и его соратникам и друзьям.

В 20-е годы были созданы «исправительные», иными словами, каторжные лагеря. За несколько лет они распространились по всей стране. Их местом рождения стал Соловецкий монастырь. Он был построен в XIV веке на Соловецких островах в Белом море. Это был крупный монастырский центр с центральным монастырем и множеством скитов по всем островам. Зимой там стояли суровые морозы, а сама зима продолжалась 8-9 месяцев. Так как сбежать оттуда было невозможно, Соловки стали идеальным местом для лагеря-тюрьмы.

Заключенные трудились по 16 часов в день, а если работали плохо, их расстреливали за саботаж. В качестве наказания их высылали в скит на горе Секирной. Там у них забирали одежду и пытали обнаженными в снегу на морозе. Кормили их только один раз в день супом из гнилой картошки. После нескольких месяцев, когда заключенные были полностью истощены, их посылали на склон горы, откуда начиналась деревянная лестница с 365 ступеньками. Их связывали веревкой по рукам и ногам и сбрасывали с обледеневшей лестницы. Так заключенных постигала страшная смерть. Погибших было столько, что на этом месте потом выросло дерево в форме креста.

Одновременно началась беспощадная война с Церковью. При помощи разнообразных законодательных актов Церковь была связана цепями. Множество церквей и памятников культуры было закрыто, взорвано, превращено в спортзалы, лагеря, развлекательные клубы. Иконы были сожжены. Разграбления церквей были обычным явлением, а мощи святых осквернялись.

В трех часах езды от Петербурга на реке Свирь стоял монастырь святого Александра Свирского. Святой Александр был великим святым, удостоился явления Святой Троицы, и после его преставления его мощи сохранились нетленными.

В 1918 году революционеры ворвались в монастырь и перебили всех монахов. После этого нетленные мощи святого Александра были брошены в огонь. Однако они не сгорели. Тогда их поместили вместе с мумиями в Петербургский анатомический музей. В 1997 году монастырь был вновь передан церкви и отцы попросили святые мощи обратно. Однако дирекция музея не отдавала их, считая мощи мумией. Монахи настаивали, и в конце концов, дирекция музея провела рентгенологическую экспертизу тела святого, которое показало, что это были не бальзамированные, но нетленные останки. После этого дирекция была вынуждена отдать мощи отцам, и святой возвратился к себе домой.

Защищая церкви, русский народ проявил настоящий героизм. Я расскажу вам только об одном поразительном случае. В 1927 году в городе Олонец власти стали разрушать храм. Об этом узнала 25-летняя девушка. Она забежала в храм, заперлась там и крикнула рабочим:

— Если вы разрушите церковь, то убьете и меня.

Рабочие, боясь убить ее, решили подождать, пока девушка выйдет. Не дождавшись, спустя несколько дней они ушли. А девушка продолжала сторожить храм еще в течение 25 лет. Она убирала и чистила его, а люди приносили ей еду. Так церковь была спасена. Под конец жизни спасительница храма приняла монашеский постриг под именем Варвара. Она преставилась в возрасте 96 лет и была похоронена рядом с храмом. Люди чтут ее как святую.

В числе жертв были священнослужители и монахи. По всей России только в 1922 году 8 тысяч священников и монахов было расстреляно. В Петербурге было расстреляно более 40 отцов из Александро-Невской лавры. Однажды в воскресенье, опять же в Санкт-Петербурге, 40 священников арестовали во время литургии. Их отвезли на Смоленское кладбище недалеко от могилы преподобной Ксении Петербургской. Там им дали лопаты и приказали копать большую яму. Затем их бросили туда и закопали в яме живыми. Так полилась в России рекой кровь новомучеников, и сегодня на земле Российской воссияло множество новых ее святых.

Однако вернемся в Ташкент. Именно в это трудное время святой Лука был рукоположен в священники. Ждали его и новые обязанности. Архиепископ Иннокентий был изгнан в 1923 году, и ташкентский народ предложил в его преемники отца Валентина. Он сам смиренно принял волю Божию, хорошо осознавая сопутствующую ей опасность. В Ташкенте отбывал тогда ссылку один из епископов, который постриг его в монахи. Поскольку храма не было, пострижение прошло в спальне его детей. Там он принес монашеский обет и принял новое имя Лука. Епископ не мог в одиночку рукоположить его и предложил святому поехать в Педжикент, где отбывали ссылку еще два епископа. Святой отправился в путь через весь Узбекистан ночью на транспортных средствах того времени, невзирая на опасности. Первой станцией был Самарканд. Оттуда путь был еще более опасным из-за повстанцев. С огромными трудностями он добрался до Таджикистана. В городе Педжикенте он нашел двух епископов, которые тайно посреди ночи рукоположили его в архиереи. Это было 31 мая 1923 года. Затем святой вернулся в Ташкент.

Его хиротония вызвала новые волнения в Ташкенте. Власти начали клеветать на святого и организовали травлю на него в прессе. Прошло немного времени, и в субботу 9 июня 1923 года его арестовали и бросили в ташкентскую тюрьму. Так начался 11-летний период тюремных заключений и ссылок. В ташкентской тюрьме святой Лука пробыл два месяца, а затем его отправили в Москву, где он два раза посетил патриарха-мученика Тихона, находившегося под арестом в Донском монастыре. Патриарх Тихон призвал святого не прекращать свою деятельность в сфере хирургии, ибо таким образом он мог приносить помощь людям. Патриарх Тихон, перенесший тяжкие гонения, преставился 25 марта 1925 года. Его последние слова стали пророческими. «Ночь будет долгая-долгая, темная-темная». Недавно он был причислен к лику святых.

Через неделю Святой Лука был вызван в страшную Лубянку, здание ЧК-КГБ. В этом здании его допрашивали жестокими методами, при свете прожектора, бьющем прямо в лицо. Миллионы людей были допрошены и осуждены в этом здании, и многих из них уводили отсюда в подвал, где смертный приговор приводился в исполнение.

После допросов и вынесения обвинительного приговора святого посадили в печально известный «черный ворон» – зарешеченный автомобиль ЧК-ГПУ. «Черный ворон» навевал страх и ужас на всех русских людей того времени. В нем перевозились заключенные, и он постоянно был заполнен до отказа. Многие заключенные умирали там от удушья. Святого Луку отвезли в самую ужасную тюрьму Москвы, в Бутырку. Камеры были переполнены. Большинство заключенных спало на ледяном полу. Ставни на окнах были закрыты. В камерах всегда горела электрическая лампочка, и заключенные не знали, день сейчас или ночь. Сон превращался в истинную муку. Люди не помещались на полу, и, чтобы повернуться на другой бок, им нужно было договориться между собой. В камерах на 6 человек нередко находилось 30-40 человек. В этой тюрьме у святого проявились первые симптомы миокардита, который обострился затем в ссылке и сопровождал его всю дальнейшую жизнь.

Через два месяца вместе с другими заключенными его перегнали пешком в Таганскую тюрьму. Однажды святому Луке выдали в виде гуманитарной помощи от Красного Креста тулуп. Но недолго оставался он у него. Святой отдал его молодому заключенному, дрожащему от холода.

В декабре 1923 года в жестокие морозы, несмотря на болезнь, его выслали в ссылку в Сибирь. Дорога на поезде заняла целый месяц. Питались половинкой селедки, куском хлеба и стаканом воды в день. Купе поезда не сильно отличались от тюремных камер. Они также были переполнены заключенными, которые обкрадывали друг друга.

Через месяц поезд приехал в сердце Сибири, в город Красноярск. Затем святого отправили в город Енисейск, находящийся в 430 километрах на север. Плыли в темных амбарах корабля, сегодня превращенного в музей. В середине зимы прибыли в Енисейск. Там условия жизни были более человечными: комната в доме состоятельного местного жителя. С ним жило еще два священника. Дом был превращен в церковь и кабинет врача, где святой принимал больных.

Чуть позже он попросился на работу в Енисейскую больницу. Врачи удивились, но и обрадовались, узнав, что будут работать со знаменитым хирургом. Он получил разрешение и начал оперировать. Потребность в медицинской помощи и здесь была огромной. Очередь ожидания достигала двух месяцев. В 1924 году он предпринял операцию исключительной сложности. К нему поступил мужчина с тяжелейшей почечной недостаточностью, и святой Лука осуществил первую в мире успешную пересадку почки от животного человеку.

Вместо награды местные власти выслали его еще дальше, во всеми забытую деревушку Хаю, в которой было только восемь домишек, затерянных в снегах. Несмотря на все трудности, с минимальным имевшимся у него оборудованием он и здесь не переставал оперировать. В числе других он успешно прооперировал и пациента с катарактой. Отметим, что инструменты он стерилизовал… в самоваре.

Летом его снова перевели в Енисейск. Святой «остановился» в одиночной тюремной камере, кишащей клопами. Затем его отпустили, и он снова мог оперировать и служить в старом Енисейском монастыре.

Он оперировал без остановки. Местные жители беззаветно полюбили его. Но по мере того, как росла к нему любовь простых жителей, увеличивалась и ненависть властей. Было принято решение выслать его на суровый север. В порту Енисейска святого погрузили на баржу, и на ней он проплыл на север по реке Енисей примерно 2000 километров. Дорога бесконечная, однообразная, скучная, тяжелая, мучительная. Питание скудное. Сами заключенные превратились в корм для вшей.

Наконец, доехали до города Туруханска. Погодные условия этого города были невыносимы для жизни. Зима темная и бесконечная. Все в снегах. Во время краткого лета тучи комаров превращают жизнь в мучение. Святой Лука работает в небольшой больнице. Нет ни другого врача, ни оборудования. Он нашел только бутылку спирта и перочинный ножик. Этим он и оперировал, а швы зашивал волосами пациентов.

На берегу Енисея был маленький монастырь с мощами святого Василия Мангазейского. Там святой служил. Люди нашли в его лице настоящего пастыря и врачевателя душ и телес. И вновь любовь народа разозлила местные власти. Его вызвали объясниться, почему он оперирует, почему служит, почему проповедует. Однажды вечером святого уведомили, что его срочно отправляют дальше на север.

Сделаем снова небольшое отступление. В то время миллионы заключенных отправляли в тундру, на заснеженный север. Там снег не тает полностью даже летом, которое продолжается 2-3 недели. Заключенные должны были построить новые города, возвести из ниоткуда заводы, дороги, железнодорожные линии. Температура воздуха опускается до минус 60 градусов, а когда еще и дует ветер, жизнь становится невыносимой. Заключенные умирали толпами. Все место было усыпано телами осужденных. И до сих пор в горах, где находятся рудники, когда тает снег и текут воды, из земли выступают человеческие кости. Здесь умерло бесчисленное множество людей, которых никому не удалось подсчитать. В городе Норильск, построенным заключенными в 30-е годы, создали мемориал Норильская Голгофа, со множеством крестов и памятников разных народов, чтобы почтить страдания этих людей. И в окрестных городах небольшие музеи переносят нас в то трагическое время.

Без малого тот же путь прошел и святой Лука. Дорогу протяженностью свыше 400 километров он должен был проехать на санях. Это было скорбное путешествие в самом сердце зимы. Жуткий холод. Кромешная тьма. Первая остановка в маленьком селе Селиваниха. Дальше путешествие продолжалось по реке Енисей. Пересекли Северный Полярный круг. Доехали до деревни Плахино с 15 жителями. Ему выделили комнату в деревянном домишке. Вокруг снег и мороз. Было так холодно, что не выживали даже птицы. Небольшая печурка не могла согреть помещение. Вода в ведре покрывалась льдом. Когда же еще и дул ветер, становилось просто невыносимо. В Плахино святой прожил два с половиной месяца. Только Благодать Божия сохранила его там в живых.

В марте уполномоченный ЧК прислал за святым сани, чтобы отвезти его обратно. В Туруханске от отсутствия медицинской помощи умер больной. Народ взбунтовался и потребовал, чтобы епископа-врача вернули назад. Так святой вновь оказался в Туруханске и смог беспрепятственно продолжить работать в больнице и в монастыре.

Подошло время окончания срока заключения. Ожидание становилось нестерпимым. Он видел, как пароходы увозят других заключенных, но его пока не вызывали. В конце августа рейсы прекратились, так как река замерзла, и надо было ждать до следующего лета. В результате его освободили в ноябре 1925 года. Святой был вынужден ехать на санях по замерзшему Енисею. Путешествие было трудным и опасным. В целом ему пришлось проехать так около 2000 километров. Доехав до Красноярска, святой отправился на поезде в Ташкент.

Там он вновь возложил на себя обязанности архиерея. В университете работать ему не позволили, поэтому он принимал больных на дому. Вокруг него вновь собралась молодежь, которой он по-отечески помогал, а они в свою очередь помогали ему в его работе. Они находили бедных больных и сообщали ему. Все люди беззаветно любили его.

Прошло совсем немного времени, и возникли новые трудности. Душевно неуравновешенный преподаватель покончил жизнь самоубийством. Его самоубийство посчитали убийством и стали обвинять святого как якобы соучастника. В течение целого года газеты пестрели клеветой на него. Были написаны даже театральные пьесы о епископе-убийце. В конце концов, в 1930 году его арестовали. Снова ташкентские тюрьмы, снова жуткие допросы, угрозы, шантаж. Тщетно все доказывали его невиновность. Целый год святой провел в ташкентских тюрьмах, а затем был приговорен к ссылке в Северную Россию. Его отвезли на железнодорожную станцию. Обращались с ним бесчеловечно. Вот что рассказывает свидетельница происходящего: «Нас собралось несколько человек…Мы увидели его издалека. Его… дергали за бороду, плевали ему в лицо. Я как-то невольно вспомнила, что вот так же и над Иисусом Христом издевались, как над ним».

Сам святой так описывает свое путешествие на поезде: «В вагоне было такое множество вшей, что я утром и вечером снимал с себя все белье, и каждый день находил в нем около сотни вшей, и каждый день снимал с себя сотни. Среди них были никогда невиданные мною очень крупные черные вши».

Через много дней приехали в город Котлас. И этот город был построен посреди бескрайних лесов осужденными, многие из которых приняли там мученическую смерть. Святой Лука был помещен сначала в Котласскую тюрьму, а затем в находящийся в трех километрах лагерь Макариха. Там заключенные жили в наспех сколоченных бараках. Многих осужденных отправляли в лес рубить деревья и строить бараки. Они были вынуждены спать под открытым небом в холоде и сырости. Многие покончили с собой. В Макарихе началась эпидемия тифа и других болезней. Заключенные умирали без всякой медицинской помощи. Ежедневно в Макарихе выкапывали огромную яму, куда закапывали около 70 трупов. Сегодня в Макарихе поставлено много памятников, напоминающих о трагедии этих людей.

Святой Лука видел эту трагедию, гекатомбы мертвых, и не мог им ничем помочь. Спустя некоторое время его перевезли в Котласскую больницу и разрешили ему оперировать, так как врачей не хватало. Но через некоторое время последовал перевод на новое место. На пароходе по реке Двине его перевезли в Архангельск. Это один из самых северных российских городов. В то время туда выслали тысячи заключенных, и святой долго не мог найти себе жилье. Ссыльные замерзали на дорогах, так как домов не хватало. Наконец, была найдена комната в большом доме, где жили и другие ссыльные. Власти разрешили ему оперировать в больнице, однако, ему пришлось столкнуться с завистью коллег. Он посещал кладбищенскую церковь, но и там к нему относились с подозрением.

В 1923 году у него появилась опухоль, и он поехал в Петербург, где был прооперирован онкологом. К счастью, опухоль оказалась доброкачественной. В Петербурге его вызвал к себе Киров, крупный партийный лидер. Он предложил святому крупнейший хирургический исследовательский центр страны при единственном условии – снять рясу и отречься от Христа. Святой отказался и вернулся на место ссылки.

В 1933 году была издана его знаменитая книга «Очерки гнойной хирургии», которую он подписал «Епископ Лука». Книга была принята с энтузиазмом и впоследствии много раз переиздавалась. Профессор Поляков писал о ней: «Пожалуй, нет в нашей стране другой такой книги, которая была бы написана с таким знанием хирургического дела, с такой любовью к страдающему человеку».

С 1933 по 1937 год святой жил в Ташкенте. Жил в тиши со своей семьей с детьми, с которыми столько лет провел в разлуке. Занимался, главным образом, научной работой, которая его увлекла полностью. Хотел понять во всех подробностях механизм образования гноя. Он писал своему сыну: «Я делаю поразительные открытия. Работаю без перерыва. Хочу многое написать. Боюсь не успеть. Я нахожусь в зените своей жизни. Я должен успеть…»

Он находился на шаг до открытия пенициллина. Однако не успел…

Период 30-х годов был эпохой всевластия Сталина. Архипелаг Гулаг находился на вершине своей печальной славы. Миллионы людей находились в лагерях и работали на каторге. На Беломорканале работало свыше 300 тысяч людей, сооружая канал длиной 280 километром, который они рыли примитивными орудиями труда в гранитной почве. По крайней мере 100 тысяч человек погибло, другие были искалечены. В 1936 году террор достиг высшей точки. В Москве проходили знаменитые Московские суды, на которых уничтожался передовой отряд революции. Аресты невинных граждан приняли размер эпидемии. И конечно же, епископ Лука был в числе подозреваемых.

Однажды вечером 1937 года к нему домой пришли комиссары. Он был арестован. За дверями ждал «черный ворон», отвезший его в Ташкентскую тюрьму. Его обвинили в том, что он, будучи врачом, убивал людей, готовил контрреволюционный мятеж и участвовал в заговоре с целью убийства Сталина. Одновременно арестовали и многих его коллег, которые, не выдержав пыток, дали показания против него. Чтобы вынудить его подписать признание вины, его подвергли «конвейеру» ужасных мучительных допросов. День и ночь без перерывов его допрашивали разные следователи в течение 13 суток, привязав к стулу под лучом сильного прожектора.

Ему не давали ни спать, ни есть. Он часто терял сознание, у него начались галлюцинации, и тогда, чтобы привести его в себя, его поливали из ведра ледяной водой. Не подписав и после этого признания, он снова подвергся «конвейерному» допросу на следующие 13 суток. Все его тело было в ранах от ударов. Еще два года святой Лука провел в Ташкентских тюрьмах, непрерывно подвергаясь угрозам и пыткам.

В 1939 году его вновь приговорили к трем годам ссылки в Сибири. Новое мучительное путешествие на поезде до города Красноярска и затем на пароходе до села Большая Мурта. Там он пришел в больницу и попросил разрешить ему оперировать. Его приняли на работу, но так как других вакансий в больнице не было, его приняли на ставку больничной прачки. Ему выделили небольшую комнатушку в здании больницы, где он и жил в ужасной бедности. И тут святой Лука активно оперировал, несмотря на чрезвычайно тяжелые условия труда.

Церкви в селе не было. Святой Лука каждое утро ходил в близлежащую рощу и там молился. Он ставил маленькую иконку на пень, вставал на колени в грязь или в снег и молился. Однако и это место юные комсомольцы-атеисты осквернили. Бог был изгнан отовсюду.

Сегодня в Большой Мурте еще живы люди, помнящие его и вспоминающие о нем с особой любовью. В городе до сих пор нет храма. Однако жители начали возводить церковь, которая будет посвящена святому Луке. В день, когда был заложен первый камень храма, больная женщина чудесным образом исцелилась при помощи святого. В память о чудесном вмешательстве на этом месте был возведен крест, а перед ним сохранили камень, на котором сидела больная. На мировой сцене в то время бушевала война. Немецко-фашистские орды вторглись в Россию, принеся с собой страшные разрушения и бесчисленные жертвы. Вся страна проходила через жесточайшие испытания.

В Красноярск прибывают эшелоны, переполненные ранеными с гноящимися ранами. Многие умирают, не получив медицинской помощи. Врачей не хватает. Потрясенный этим святой Лука отправляет телеграмму Председателю Верховного Совета М. Калинину и просит разрешить ему оперировать солдат. Ответ пришел немедленно. Вскоре он был переведен в Красноярск и назначен главным врачом военного госпиталя 1515 и консультантом всех военных госпиталей района.

И тут ему пришлось столкнуться с подозрением коллег и постоянной слежкой КГБ. Он жил в крошечной сырой комнатушке в больнице. Начальство относилось к нему с презрением. Его считали гражданином второго сорта и запрещали питаться в столовой военного госпиталя. Нередко он оставался без еды. Несколько медсестер, жалевших его, тайно давали ему еду. Никто не слышал, чтобы святой когда-либо жаловался. Он все выносил с непоколебимой верой в Бога. В одном из писем сыну есть такие строки: «Я полюбил страдание, так удивительно очищающее душу».

Регулярно приходил святой на железнодорожную станцию и выбирал наиболее тяжело раненых для операции. Офицеры и солдаты очень любили его, ибо понимали, что он спасал им жизнь. Напряженная работа подорвала здоровье святого. Его одолело переутомление. Однако он всегда прежде всего думал о страждущих и помогал им с жертвенным самоотречением.

Храма нигде не было. Все церкви были закрыты. Однако именно в этот момент Церковь сделалась необходима Сталину. И вот в 1943 году получен глоток свободы. Многие заключенные архиереи были освобождены, а некоторые церкви открыты. Святой Лука был поставлен епископом Красноярским. В городе разрешили открыть маленькую церковь Святого Николая, находившуюся в пригороде в 7 километрах от центра. 28 февраля 1943 года святой совершил первую Божественную литургию. Из этой скромной церквушки возродилась церковная жизнь Сибири. Однако путь туда лежал через 7 километров снега или грязи. Нередко святой завязал в грязи и не мог продолжать путь.

Сегодня в Красноярске строится храм в честь Святого Луки на территории медицинского университета. Современные врачи с благодарностью чувствуют себя наследниками великой традиции, заложенной святым. В центре города ему был воздвигнут памятник. Прохожие непременно останавливаются у него на минуту, читают краткую молитву, оставляют цветы.

В 1944 году святого перевели в Тамбов, где он был назначен главным врачом и архиепископом. И здесь все было разрушено. Гигантскими усилиями он восстановил находящийся в развалинах Храм Покрова Пресвятой Богородицы, где стал служить и проповедовать с великой радостью, ибо, как он сказал в своей первой проповеди «пятнадцать лет были закрыты и связаны мои уста». Одновременно он работает в двух больницах города: в общей и в военном госпитале, читает лекции в медицинском институте и выступает на конгрессах.

В церковной сфере он проводит огромную работу по реорганизации своей епархии. В храмах проповедует Слово Божие. Люди спешат послушать его и уходят глубоко потрясенными.

Власти приходят в замешательство. Они вынуждены признать его огромную научную, общественную, патриотическую работу, но не могут смириться с проповедями и пастырской работой. Его часто приглашают на научные конгрессы или в университет, однако, просят не приходить в облачении и с панагией. Святой не уступает, и кажется, что он больше не испытывает страха. За два года он заручился огромной любовью народа Тамбова. И в этом городе святой оставил неизгладимый след.

Сегодня Городская больница носит его имя. Во дворе воздвигнут его бюст, а в находящемся рядом Музее истории медицины целый зал посвящен святому Луке.

Несмотря на загруженность, святой участвует в заседаниях Синода Московского Патриархата. А в 1946 году к нему, наконец, пришло признание. Отметим, что на святого был составлен донос Сталину с требованием его расстрела. Однако Сталин пришел в ярость, грубо и нецензурно выругал доносчика и в конце добавил: «Разве можно расстреливать таких людей, сейчас им нужно создавать условия для работы». И действительно, святой Лука в числе 15 научных работников будет награжден высочайшей государственной наградой, Первой Сталинской премией. Церемония награждения проходила в Москве. Присутствовали все. Единственным отсутствующим был сам святой Лука, у которого не было денег на билет на поезд. В придачу к премии давали 200 тысяч рублей. Святой отправил телеграмму Сталину с просьбой раздать эти деньги сиротам войны.

В тот же год по приказу Сталина был сделан бюст святого, который экспонируется сегодня в Клинцевском музее Москвы среди бюстов выдающихся ученых. Многие иностранные журналисты выразили желание взять интервью у святого, о нем вышли специальные передачи. Однако состояние его здоровья резко ухудшилось, и в 1946 году он перестал видеть одним глазом. Церковь перевела его на место архиепископа Симферопольского и Крымского.

Крым – это не только прекрасное место, где ощутимо присутствует влияние греческой культуры, но и многострадальная земля. Война и здесь нанесла страшные раны. Церковь лежала в развалинах. Святой Лука проведет титаническую работу по ее воссозданию. В этом деле ему приходится сталкиваться с противодействием властей, которые любыми способами пытались помешать ему. В городе огромное количество бедных, и в своем доме он организует питание для них. Часто он сам остается голодным, чтобы всем бедным хватило еды. И здесь его приглашают выступать на конгрессах и читать лекции в Медицинском институте. По-прежнему власти требуют, чтобы он не являлся в облачении. Однако святой не соглашался, и некоторые конгрессы были из-за этого отменены.

Обычный день его был заполнен до предела. Он вставал рано и служил 2-3 часа. Затем читал главы из Ветхого и Нового Завета. Потом шел в кабинет и занимался делами епархии. После обеда принимал больных и никогда не брал с них денег.

В кабинет к нему приходили разные люди: атеисты, представители разных вероисповеданий и национальностей. Он помогал всем без разбора.

В 1956 году он перестал видеть и вторым глазом. Несмотря на полную слепоту, святой продолжал неустанно трудиться, проповедовать и служить. В 1957 году в Симферополе отметили его 80-летний юбилей.

В 1953 году после смерти Сталина начинается развенчивание культа личности пришедшим ему на смену Никитой Хрущевым. Большинство заключенных выходит на свободу, и лагеря закрываются. Однако эта благотворная деятельность была омрачена вновь развязанной войной против Церкви. Хрущев опять открыл антицерковный фронт. Церкви разоряются, закрываются, разрушаются. Священники подвергаются гонениям. Святой Лука сталкивается со многими проблемами и борется за то, чтобы сохранить церкви открытыми. В отчаянных письмах он говорит своим детям:

«Епархиальные дела становятся все тяжелее… Трудно мне переносить их в мои восемьдесят два с половиной года. Но уповая на Божию помощь, продолжаю нести тяжкое бремя».

Власти требуют покарать его за то, что он борется с закрытием храмов. Однако они не осмелились ни посадить его в тюрьму, ни отправить в новую ссылку.

В другом письме он пишет сыну: «У меня гораздо больше сокращающих жизнь переживаний, чем у тебя… Общее положение церковных дел становится невыносимым».

Земная жизнь архиепископа Луки приближается к концу. На Рождество 1960 года он совершил свое последнее богослужение, а в Прощеное Воскресенье сказал последнюю проповедь. С того момента он уже не выходит из дому. Святой с молитвой готовится отправиться в последний путь. Незадолго до своего преставления он крестит свою правнучку Татьяну, сегодня работающую врачом в Одессе.

Однажды незадолго до смерти он сказал своей племяннице «Дадут ли вам спеть “Святый Боже”?» Племянница не поняла, о чем он говорил. Она поняла это лишь в день похорон.

Святой преставился в воскресенье, в праздник всех Святых земли Российской просиявших, 11 июня 1961 года. Без пятнадцати семь утра Святой Лука испустил последнее дыхание, и его душа вознеслась на небеса. Она спешила успеть послужить в этот великий праздник в небесном храме. Печальная новость стремительно разнеслась среди народа. Три дня тысячи людей приходили и приезжали отовсюду поклониться телу. Перед гробом они горько плакали и причитали: «Ушел наш отец, наш святой» – и вспоминали его благодеяния и чудеса.

Все эти люди хотели похоронить Владыку с подобающими почестями и пронести тело по центральной улице Симферополя. Однако в день похорон пришла срочная телеграмма из Москвы, запрещавшая прохождение похоронной процессии по центральным улицам.

Всем, желающим проводить Владыку, было приказано разместиться в автобусах, бесплатно выделенных властями, и поехать по окружным дорогам до кладбища. Запрещалось любое пение. Вся церемония должна была закончиться за три минуты, после которых тело должны были опустить в могилу.

За похоронами наблюдали отряды милиционеров, пытавшихся привести в исполнение эти инструкции. Однако после панихиды народ взбунтовался. Последовали беспорядки и стычки с милицией. В какой-то момент милиционерам удалось открыть дорогу, и катафалк тронулся с места. Тогда несколько женщин прорвали милицейский заслон и схватились за катафалк, а три бесстрашные женщины бросились под колеса машины, вынудив ее остановиться, и кричали: «Вы проедете только по нашим трупам!»

В тот же момент в небе показалась большая стая голубей, и, сделав в воздухе несколько кругов, последовала за процессией. В конце концов, милиция была вынуждена отступить. Процессия вылилась на центральный проспект, заполнив его народом и устлав на протяжении 2 километров розами. Весь народ в один голос три с половиной часа пел «Святый Боже».

Святой был похоронен на кладбище Всех Святых, и с момента его погребения могила превратилась в Купель Силуанскую. При обретении мощей удивительное благоухание разлилось повсюду. Среди его мощей были найдены нетленными сердце, головной мозг, глаза, легкие.

20 марта 1996 года его мощи в сопровождении тысяч людей были перенесены в Симферопольский Свято-Троицкий собор. А в 2001 году помещены в прекрасную серебряную раку, принесенную в дар Грецией.

В 1997 году перед Симферопольской больницей по благословлению митрополита Симферопольского и Крымского Лазаря был установлен его памятник, а в 2005 году бюст в Медицинском институте, где строится и храм в честь святого Луки.

Память святого Церковь отмечает 11 июня. Ежегодно тысячи человек собираются на праздник со всех концов Украины, России и из-за границы.

Накануне утром у раки преподобного совершается водосвятный молебен с акафистом в присутствии ректора и преподавателей медицинского института и традиционный чин освящения медицинских халатов молодых врачей.

В день памяти совершается праздничная Святая литургия и крестный ход с его святыми мощами.

Его чудеса бесчисленны. И не только в Крыму, но и в Греции. Мы знаем о многих его явлениях и вмешательствах. Ко многим он является во сне в архиерейском облачении или в медицинском халате. В руках он держит хирургические инструменты, бинты, шприцы и т. д. И, представившись больным, говорит им, что пришел оперировать их. Многие после пробуждения обнаруживают у себя на теле разрезы или кровь.

И действительно, чем объясняется столь великая слава и благодать святого Луки? Он был наделен множеством добродетелей. Однако я думаю, что более всего отличала его любовь, венец всех добродетелей. Любовь к Богу и к людям. Подлинная любовь служения, жертвы, самоотречения.

На Палестинской земле есть два озера и река. Первое, небольшое, Тивериадское озеро. Несмотря на свои небольшие размеры это озеро живое, там много рыбы, и именно там ловили рыбу ученики Христовы. Второе озеро находится на юге и называется Мертвое море, размерами оно превосходит первое в четыре раза. Однако это озеро мертвое. Там нет даже следов жизни. Оба озера объединяет река Иордан. Она берет свое начало в Тивериадском озере и впадает в Мертвое море. И вот что странно. Веками Тивериадское озеро отдает свои воды и, несмотря на это, остается живым. И не иссякает. Мертвое море веками без устали принимает воды, но не оживает. Принимает воды и остается мертвым. Такова природа любви. Мы не должны просить любви, требовать ее от других. Только давать ее, без задней мысли, без расчета, и лишь тогда мы остаемся в живых. Человек, научившийся с младых лет только брать и ничего не давать, – это калека, это мертвый и несчастный человек. Человек, научившийся любить, давать и служить другим и идти ради них на жертвы – это живой и счастливый человек.

Таким был святой Лука. Человек, связавший свою жизнь с любовью, служением, жертвой, самоотречением. И за это получил он от Бога столь много благодати, что продолжает жить и творить чудеса, остается с нами и дарит нам утешение.

Да вдохновит нас его жизнь и да пребудет с нами его благословение…

 

Автор: Архимандрит Нектарий Антонопулос.

Перевод с новогреческого: редакция интернет-издания «Пемптусия».

http://www.pemptousia.ru/2015/06/святой-лука-целитель-архиепископ-кры/