СВЯТОЙ, КОТОРЫЙ БЫЛ УЧЕНИКОМ АПОСТОЛА ИОАННА БОГОСЛОВА И УЧИТЕЛЕМ СВЯЩЕННОМУЧЕНИКА ИРИНЕЯ ЛИОНСКОГО

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

8 марта (23 февраля) Православная Церковь чтит память священномученика Поликарпа Смирнского.

О жизни Поликарпа Смирнского известно очень мало. Родился он во второй половине I века, приблизительно в 69 или 70 году. В раннем детстве остался сиротою и был усыновлен христианкой Каллистой, которая воспитывала его в духе христианской веры. По преданию, после смерти приемной матери Поликарп раздал все свое имение беднякам и стал вести аскетический образ жизни. Он был учеником апостола Иоанна Богослова, то есть имел непосредственную преемственность от очевидца проповеди, чудес, смерти и Воскресения Иисуса Христа. Евангелист Иоанн рукоположил Поликарпа во епископы города Смирн. Весь свой багаж знаний и все то, что Поликарп слышал от любимого ученика Христова Иоанна Богослова, он передавал следующему поколению, например священномученику Иринею Лионскому.

Приблизительно в 154–155 гг. Поликарп посетил Рим, где вступил в диспут с римским епископом Аникитой по вопросу о времени празднования Пасхи Христовой. Дело в том, что в первые века христианства не было четкого, общего для всех христиан празднования дня Пасхи. Малоазийские Церкви праздновали Пасху 14 дня месяца нисана (праздник совпадал с иудейским Песахом (иудейский праздник в память об Исходе иудеев из Египта)), на Западе Пасху праздновали в первое воскресенье после 14 нисана. Данный спор никаких результатов не принёс, все остались при своих мнениях, так как у каждого были свои аргументы на этот счет. Повсеместно Пасха началась праздноваться в воскресенье после первого весеннего полнолуния только с 325 года, в связи с решением I Вселенского Собора.

Святой Поликарп Смирнский боролся с разными ересями, которые возникали в его время. Например, с маркионитами, валентинианами, докетами.

Из свидетельства еп. Евсевия Кессарийского известно, что сщмч. Поликарп Смирнский писал послания к местным церковным общинам на разные тематики, он не ограничивался в своей деятельности пределами только Смирнской Церкви, но являлся, по выражению блаженного Иеронима, «вождем всей Асии». Кроме этого, не только Азии, например, преподобный Максим Исповедник упоминает о послании сщмч. Поликарпа к Афинской Церкви.

К сожалению, из того, что он написал, до нас дошло только его «Послание к Филипийцам». Это послание относится к увещательно пастырским, в нем сщмч. Поликарп Смирнский наставляет в добродетелях, учит не быть сребролюбивыми, пишет об обязанностях диаконов, пресвитеров, дев и юношей. Для того чтобы спастись и иметь жизнь вечную, сщмч. Поликарп настоятельно рекомендует удаляться от всякой неправды, любостяжания, сребролюбия, злоречия, лжесвидетельства, «не воздавая злом за зло», порицания за порицание (1 Пет. 3:9), удара за удар, проклятия за проклятие, и помнить то, чему учил Господь, говоря: «не судите... чтоб не быть вам судимыми» (Мф. 7:1); прощайте, и будет вам прощено (Лк. 6:37; Мф. 6:12, 14); милуйте, чтобы вам быть помилованными. ‟Какою мерою мерите, такою возмерится вам” (Мф. 7:2; Лк. 6:38). И блаженны бедные и гонимые за правду, ибо их царствие Божие (Мф. 5:3, 10; Лк. 6:20)».

«Послание к Филипийцам» было высоко почитаемо в древней Церкви, по свидетельству блаженного Иеронима, оно даже читалось во время богослужения в некоторых церковных общинах.

Приблизительно в 155–156 году Поликарп Смирнский принял мученическую кончину. В связи с этим событием христиане, знавшие близко епископа Поликарпа, написали «Окружное послание Смирнской Церкви о мученичестве св. Поликарпа». В нем рассказывается о подробностях мученической кончины сщмч. Поликарпа. На самом деле это послание служит доказательством великого авторитета епископа Смирнской Церкви Поликарпа, ведь целью этого послания как раз было показать как можно большему числу язычников, что христиане верят в Истинного Бога, что за ними правда. На эту тему священник Тертуллиан говорил: «Кровь мучеников – семя христианства».

В первые века христиан преследовали, подвергали пыткам, чтобы они отреклись от Христа. Св. Поликарп по увещанию своей паствы скрылся от гонителей в убежище, днем и ночью молясь «о всех людях и Церквах во вселенной». Но когда гонители настигли его, то епископ мужественно принял свой крест, сказав: «Да свершится воля Божия». Перед судьями, потребовавшими, чтобы он произнес поношения на Христа, старец заявил: «Восемьдесят шесть лет я служил Ему, и Он не сделал мне никакого зла. Как же я могу хулить Царя моего, спасшего меня?». Епископа осудили на сожжение, и в приготовлении костра для мученика особенно усердствовали иудеи, «как это обычно они делали». Когда зажгли костер, то пламя не коснулось Поликарпа, но надулось «наподобие паруса», окружив его, привязанного к столбу. Тогда один из палачей пронзил св. Поликарпа копьем. Чтобы избежать почитания мученика, кости Поликарпа сожгли дотла, хотя небольшие остатки мощей смирнским христианам все же удалось собрать.

На службе в день памяти сщмч. Поликарпа Смирнского в тропаре канона он сравнивается с тремя ветхозаветными отроками – Ананией, Азарией и Мисаилом, которые, подобно ему, пребывали в огне по вражьему доносу и огонь не касался их: «Тве́рдым по́мыслом горя́щий пламень премину́л еси́, славне, я́ко трие ́о́троцы пещь, огне́м невеще́ственным ороша́еми, посреди́ же огня́ взыва́я, неопали́м пребы́л еси́: благослове́н еси́, Бо́же оте́ц на́ших».
Чем священномученик Поликарп Смирнский для нас так важен? В первую очередь тем, что он живой свидетель апостольской проповеди, что он непосредственно от апостола Иоанна Богослова получал наставления, опыт и знания. Во-вторых, что он в списках рукоположений от апостолов занимает первенство. Ведь в Православной Церкви вопрос о преемственности рукоположения играет ключевую роль, в которой уступок нет. А святой Поликарп как раз и был таким ревнителем, который боролся за чистоту веры против возникавших в его время ересей. Поэтому по молитвам святого священномученика Поликарпа Смирнского Господь да дарует всем нам мудрости и благоразумия во всех наших начинаниях.

Тропарь, глас 4:

И нра́вом прича́стник, и престо́лом наме́стник апо́столом быв, дея́ние обре́л еси́, Богодохнове́нне, в виде́ния восхо́д. Сего́ ра́ди, сло́во и́стины исправля́я, и ве́ры ра́ди пострада́л еси́ да́же до кро́ве, священному́чениче Полика́рпе, моли́ Христа́ Бо́га, спасти́ся душа́м на́шим.

Конда́к, глас 1.

Плоды́ словесныя Го́сподеви принося́, Полика́рпе му́дре, доброде́телей же́ртвы, те́мже и от Бо́га досто́ин иерарх просла́вился еси́. Сего́ ра́ди днесь, просве́щшеся твои́ми словесы́, воспева́ем твою́ достохва́льную па́мять, сла́вяще Го́спода.

Даниил Андреев

https://pravlife.org/ru/content/svyatoy-kotoryy-byl-uchenikom-apostola-i...