СВЯТОЙ БЕРТРАМ, ПУСТЫННИК ИЛАМСКИЙ. Дмитрий Лапа
(Память 10/23 августа)
Святой Бертрам, пустынник Иламский
Огромный регион Мидлендс, также известный как «сердце Англии», включает центральные графства: Уорикшир, Нортгемптоншир, Лестершир, Ратленд, Ноттингемшир, Дербишир, Стаффордшир, Уэст-Мидлендс и Вустершир. Этот регион до сих пор связан с обрабатывающей промышленностью. Исторически он входил в крупнейшее раннеанглийское («англо-саксонское») королевство Мерсия, простиравшееся далеко на восток до Линкольншира и западного Кембриджшира и далеко на запад до Чешира и Шропшира.
Мерсия была одним из последних ранних королевств, принявших православное христианство в VII веке. Первым королем Мерсии, крестившимся во Христа, был Пэда, который недолго правил южной мерсийской провинцией и был предательски убит на Пасху 656 года: по одной версии – своим приближенным, а по другой – своей собственной супругой. Первым христианским королем всей Мерсии был Вульфхер, правивший с 658 по 675 год. Это королевство было христианизировано в основном нортумбрийскими монахами и миссионерами с севера, обучавшимися в прославленном монастыре на острове Линдисфарн. В Мерсии существовали многочисленные ранние православные храмы, мужские и женские обители. Многие святые мужи и жены – епископы, игумены и игумении, священники, пустынники и святые миряне – подвизались в Мерсии в «эпоху святых». До сих пор в этом регионе Англии сохранилось немало святынь и мест, хранящих память о золотом веке Православия в стране. Вспомним об одном из святых этого периода, чье почитание среди православных и инославных христиан очень живо и в наши дни, к чьей раке до сих пор совершаются массовые паломничества (в том числе и русскоязычных православных) и по чьим молитвам продолжают совершаться обильные чудеса. Этого святого зовут Бертрам (Беттелин) Иламский.
Трагедия святого Бертрама
Фрагмент из жития святого Бертрама
Святой отец Бертрам, пустынник и чудотворец Стаффордский и Иламский, жил в VII и VIII веках. Ранних свидетельств о его жизни не сохранилось, но существует позднее, посленорманнское жизнеописание угодника, основанное на более ранних преданиях. Точно известно, что на протяжении очень многих лет этот святой муж подвизался как затворник и анахорет в лесистом и холмистом районе на территории нынешнего графства Стаффордшир и что его почитание как при жизни, так и после смерти было велико.
Согласно позднему житию, святой Бертрам родился в королевской семье Мерсии, но, возмужав, отказался от светской жизни и власти.
По преданию, святой Бертрам совершил путешествие в Ирландию, где влюбился в местную принцессу (скорее всего дочку одного кланового вождя) и женился на ней. Когда она забеременела, чета вернулась в Англию. Но внезапная трагедия, произошедшая в лесах Мидлендса, положила конец счастливой семейной жизни и побудила Бертрама стать пустынником. Однажды, когда святой Бертрам отлучился, оставив супругу и новорожденного ребенка одних, их растерзали волки[1]. Предположительным местом трагедии является нынешняя крошечная деревушка Уэттон в черте живописнейшего национального парка Пик-Дистрикт («Край вершин») в долине реки Манифолд в северном Стаффордшире.
Пустынник
Овдовев, святой Бертрам решил не вступать в повторный брак, а посвятить остаток своей жизни Богу и служению людям. Сначала молодой подвижник вел строгую святую жизнь, поселившись на (ныне несуществующем) островке близ нынешнего индустриального города Стаффорд графства Стаффордшир, где привел многих язычников ко Христу силой своей благодатной проповеди и совершенными чудесами.
Желая более уединенной жизни, святой Бертрам позднее перешел жить в холмистый район близ современной маленькой деревни Илам на границе графств Стаффордшир и Дербишир (ближайший город – Ашбурн). Там он остался до конца своей жизни, подвизаясь, как истинный «отец пустынник», в полном затворе, святости и богообщении. В VIII столетии эта местность была крайне дикой и пустынной, поэтому она послужила настоящим прибежищем для аскета, всей душой желавшего жития среди лесов и холмов и общения только с Господом Богом и ангелами.
Церковь Животворящего Креста и паломники в Иламе, Стаффордшир (фото любезно предоставлено прихожанином Успенского собора Сурожской епархии)
Диавол внушал святому, что он молитвой превратил камни в хлеба. Но Бертрам стал молиться, чтобы хлеба превратились в камни
Согласно средневековым преданиям, диавол многократно искушал подвижника Бертрама. Так, однажды лукавый пытался внушить праведнику, что тот должен молитвой превратить камни в хлеба. Вместо этого Бертрам стал молиться, чтобы хлеба превратились в камни. Неизвестно, правдива эта история или нет, но, по свидетельству 1516 года, приходская церковь деревни Бартомли все еще хранила несколько камней, считавшихся «чудесными камнями святого Бертрама».
Многие стали приходить к святому Бертраму за духовным советом и утешением, услышав о его подвижнической жизни. Его полюбили и стали почитать за мудрость и аскезу. Отшельник никого не оставлял без утешения и молитвенной помощи, видя скорби и нужды людей, но превыше всего он любил свое пустынножительство. Человек Божий часто уединялся в малодоступной пещере рядом с Иламом, где предавался тихой молитве.
Церковь святого Бертрама в деревне Бартомли, Чешир
Святыни Илама
После кончины святого Бертрама от его мощей происходили бесчисленные чудеса исцеления на протяжении веков.
Об истории церкви в деревне Илам, которая для многих верующих является одной из самых живописных в Англии, нам известно мало. Это настоящее чудо, что до наших дней на этом святом месте сохранилось так много святынь, несмотря на кровавую Реформацию XVI века и бесчинства пуритан в XVII веке. Эта деревушка (состоящая всего из нескольких домиков) до сих пор хранит приходскую церковь, раку, древние кресты, два святых источника и пещеру, связанные с преподобным Бертрамом. Физическое присутствие его святых мощей в этом благодатном месте до сих пор не установлено, но духовное присутствие угодника очевидно для всех, кто сюда приезжает.
Вид на церковь Животворящего Креста в Иламе, Стаффордшир (фото любезно предоставила С. Фогель)
Церковь освящена в честь Честного и Животворящего Креста и сохраняет черты нормандского и раннеанглийского готического стилей (ее колокольня датируется XIII веком). Реликварий святого Бертрама, предположительно содержащий его мощи, находится в приделе во имя святого Бертрама. Как и все средневековые раки святых, реликварий имеет отверстия со всех сторон у подножия, в которые паломники могли просунуть больные части тела для исцеления. Записки с молитвенными прошениями подаются и прочитываются у раки святого в этой англиканской церкви по сей день – данная практика сродни православной традиции! Рака является главным объектом почитания православных паломников в Иламе. Ее основная часть относится к XIV веку, а крышка, по некоторым сведениям, может восходить к IX столетию. Этот придел был построен к 1618 году и является настоящей жемчужиной храма.
Однако церковь может похвастаться и многими другими уникальными реликвиями, например саксонской (донорманнской) купелью. На ней высечены сцены, предположительно изображающие эпизоды из жизни святого Бертрама. Можно различить фигуры людей, драконов, а также Агнца Божия с крестом. Некоторые другие элементы церкви, как то южная дверь, тоже саксонского периода.
Один из источников святого Бертрама в Иламе, Стаффордшир (фото любезно предоставлено прихожанином Успенского собора Сурожской епархии)
Снаружи рядом с церковью можно увидеть два сохранившихся саксонских креста на церковном кладбище, на одном из них слабо различимы высеченные фигуры эпохи викингов. Оба креста созданы между VIII и XI веками и, скорее всего, являются древними мерсийскими «крестами проповедников».
Поблизости можно найти два святых источника, связанных со святым Бертрамом. Один из них расположен прямо к югу от храма; его вода как минимум до недавнего времени использовалась для совершения таинства Крещения. Однако другой источник, расположенный подальше от церкви, считается более популярным, ибо он напрямую связан со святым: по преданию, Бертрам сам освятил его своими молитвами и пил его воду. Несомненно, этот источник сохранил целебные свойства с давних времен, а православные используют его для совершения водосвятных молебнов.
Мост святого Бертрама через реку Манифолд в Иламе, Стаффордшир (фото_ Mick Garratt, Geograph.org.uk)
Рядом с одним из источников стоит дерево, известное как «ясень святого Бертрама». Поблизости некогда также стояло «дерево желаний». Протекающую вблизи реку Манифолд можно перейти по «мосту святого Бертрама». В 4 милях к северо-западу от Илама находится очень древняя и труднодоступная пещера, в которой, как верят многие христиане, и подвизался святой Бертрам. Хотя она до сих пор расположена в дикой местности, ее посещают верующие. И это далеко не единственная пещера в этом районе, связанная с древним анахоретом: близ деревни Инглби в соседнем Дербишире на утесах вдоль берега реки Трент разбросаны древние пещеры, в которых жили саксонские пустынники начиная с VII века, а одна из них точно использовалась как церковь.
Каждый год в деревню Илам к ее святыням совершаются массовые паломничества православных христиан
Каждый год в деревню Илам к ее святыням организуются массовые паломничества христиан, особенно православных разных юрисдикций (русской, греческой, антиохийской). Это одно из самых посещаемых сегодня ранних святых мест центральной Англии.
Илам тесно связан со знатным землевладельцем, предпринимателем и членом парламента Джесси Уоттс-Расселом (1786–1875). Красивый ландшафт, где расположился Илам, напомнил ему Альпы, так что Уоттс-Рассел решил немного его изменить. Он в прямом смысле перенес деревню и переселил ее жителей в новые дома в швейцарском стиле в миле от храма. Затем он перестроил знаменитый помещичий дом Илам-Холл и разбил рядом с ним итальянские сады (дом существует по сей день и используется как молодежная гостиница, там находятся чайные комнаты, магазин и информационный центр). Этот человек также основал местную школу. Он и его семья увековечены в церкви Животворящего Креста, где Джесси Уоттс-Рассел построил специальный придел (где бы отправлялись заупокойные богослужения о них) и усыпальницу для своего тестя. Благодаря Уоттс-Расселу Илам стал настоящей жемчужиной национального парка Пик-Дистрикт. Местный дом «Dovedale House» время от времени используется для проведения православных конференций и встреч.
Другие места почитания святого Бертрама
Церковь святого Варфоломея в деревне Лонгнор, Стаффордшир
Среди других мест почитания святого Бертрама упомянем деревню Лонгнор на севере графства Стаффордшир. Местная церковь XVIII века освящена во имя апостола Варфоломея. До Реформации она была освящена во имя святого Бертрама. Статуя этого святого, выполненная современным скульптором Гарри Эверингтоном (1929–2000), украшает интерьер храма.
Жители Стаффорда, главного города графства Стаффордшир, считают святого Бертрама своим небесным покровителем. В этом городе действует очень большая, старая и интересная бывшая коллегиальная церковь во имя Пресвятой Богородицы. Полагают, что святой Бертрам вел жизнь пустынника на ее месте до того, как переехать в Илам. Здесь он воздвиг деревянную часовню и келью, а после его смерти появилась каменная часовня больших размеров. Эта часовня на месте его отшельнического жилища была популярна в средние века и присоединена к западной стороне основной церкви. Но со временем ее переоборудовали в школу, но, к сожалению, снесли в 1801 году.
Один из саксонских крестов на кладбище при церкви Животворящего Креста в Иламе, Стаффордшир (фото любезно предоставила С. Фогель)
В середине XX века рядом с колокольней церкви Пресвятой Богородицы в Стаффорде производились раскопки, во время которых был найден фундамент каменной часовни святого Бертрама. Из-под него были выкопаны чудом сохранившиеся остатки деревянной конструкции и очень старый деревянный крест времени святого Бертрама – возможно, святой сам использовал его.
Англиканская приходская церковь в деревне Бартомли графства Чешир на границе со Стаффордширом освящена во имя «святого Бертолине», которого ученые отождествляют со святым Бертрамом. На сегодняшний день это единственная церковь в мире, освященная в честь этого святого! Неф и колокольня относятся к XV веку, все остальные части более поздние. Страшная трагедия произошла в ее стенах в 1643 году во время Гражданской войны: здесь роялисты забили насмерть 12 сторонников парламента, спрятавшихся в церкви. В приделе Богородицы этого храма хранятся два старинных камня, связанных, как верят некоторые, с вышеописанным чудом святого Бертрама. Примечательно, что несколько лет назад православный приход Антиохийского Патриархата во имя архистратига Михаила в Одли графства Стаффордшир получил в дар от этого храма один из «чудесных камней» и взамен подарил ему икону святого Бертрама.
Территория бывшего монастыря Нортон в Чешире
В 1115 году небольшой католический августинский монастырь-приорат во имя Божией Матери и святого Бертрама был основан на месте нынешнего города Ранкорн графства Чешир, стоящего на южном берегу реки Мерси. В 1134 году его переместили в соседнее селение Нортон, а к концу XIV века повысили до статуса аббатства. Главной святыней обители был чудотворный «Нортонский крест», от которого происходили чудеса исцеления. Монастырь развивался и разрастался, но в 1536 году был закрыт по приказу Генриха VIII. Сегодня «Приорат Нортон» – это музей в черте города Ранкорн, содержащий множество артефактов и руин средневекового монастыря Богородицы и святого Бертрама. После проведенных на месте обители раскопок были обнаружены многочисленные находки, пролившие свет на жизнь средневековой обители. Это место считается самым значимым бывшим средневековым монастырем графства Чешир и одним из наиболее тщательно исследованных монашеских поселений Европы! Среди самых интересных находок: величественная выполненная из песчаника статуя мученика Христофора XIV века и большие секции средневекового пола из прекрасной мозаики.
***
Паломник у раки святого Бертрама в Иламе, Стаффордшир (фото любезно предоставила С. Фогель)Из современной православной службы преподобному Бертраму, пустыннику и чудотворцу Иламскому, составленной на английском языке; автор – монах Иосиф (в миру Исаак Ламбертсон; † 2017):
Воистину рака святого и праведного Бертрама есть несомненное прибежище ищущим спасения нашим душам; посему да единодушно песнями восхвалим возлюбленного Богом угодника.
Помня аскетические подвиги, коими праведный Бертрам попрал греховные страсти и обратил демонов в бегство, да почтим его святую память гимнами.
Твоя святая рака словно стол небесного пира, о праведный Бертрам, богато украшенная духовными яствами для нас, алчущих и жаждущих правды.
Соберемся, о христиане этих последних времен, да во весь голос в песнях благочестиво прославим и восхвалим нашего праведного отца Бертрама.
Ибо, лишившись семьи по непостижимому Промыслу Божиему, он отверг корону и богатства мира, в великих тяготах и добровольной нищете удалился в пустыню, где боролся против слабости своей природы, победив все бесовские прелести.
За это он получил венец победы из рук своего Владыки Христа на небесах, где дерзновенно молится о тех, кто чтит его святую память с любовью.
Святой отец Бертрам Иламский, моли Бога о нас!
[1] В раннем средневековье волки обитали в большом количестве во всех районах Британии. Согласно историку Гальфриду, во времена свт. Кутберта Линдисфарнского (VII в.) в Нортумбрии волки были столь многочисленны, что уничтожали целые поголовья овец, а в некоторых районах Шотландии и на границе с Уэльсом вдоль дорог стояли домики, где путники могли бы спрятаться от стай волков. В X веке король Ательстан Английский повелел валлийскому королю выплачивать ему дань в виде 300 волчьих шкур в год.
После Норманнского завоевания волки стали истребляться в огромных количествах, король Эдуард I (1272–1307) приказал уничтожить всех волков в стране, но это невозможно было исполнить.
Волки (в отличие от медведей, которые были истреблены еще раньше) упоминаются в житиях некоторых ранних святых Британии.
В правление короля Генриха VII (1485–1509) лишь небольшие популяции волков сохранились в лесах Пик-Дистрикт в Дербишире, лесу Блэкберншира в Ланкашире и среди холмов «Yorkshire Wolds» в северном и восточном Йоркшире. По преданию, последний британский волк был убит на территории Шотландии в 1680 году.
За последние 20 лет ряд ученых предлагали снова поселить волков среди Шотландского нагорья и в сельской местности Англии, потому что они смогут контролировать популяции оленей, из-за активности которых некоторые виды растений и птиц находятся на грани исчезновения. Однако против этой идеи высказались многие фермеры, и процесс затормозился.
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии