Святитель Николай и главная ценность в человеке. Владимир Пучков

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия
Святитель Николай. Фото: art-antik.com.ua
Святитель Николай. Фото: art-antik.com.ua

Поговорим о том, что написано в житии святителя Николая, и о том, чего там нет.

Что наиболее ценно в человеке? Это вопрос, на который чрезвычайно сложно найти универсальный ответ. Для мира, например, ценны такие качества, как активность, креативность, напористость, деловая хватка и житейская практичность. Во всяком случае, именно таких людей нынче принято ставить в пример всем и каждому.

В церковном сообществе ценится совершенно другое: ревность по вере, трудолюбие, милосердие, умение любить. Опять-таки, именно эти и им подобные качества всегда подчеркиваются в житиях святых и выделяются нами в людях, живущих рядом с нами.

Посмотришь, бывает, на столь разное отношение к человеку мира и Церкви, и возникает ощущение, что верующие и неверующие живут в разных вселенных. Параллельных, конечно. Но радикально разных. И невольно задумаешься о том, что же ждет этот мир, уже сейчас потерявший практически все точки соприкосновения с Церковью? Причем, заметьте, речь, пока не о том, что хорошо, а что плохо.

Боюсь, что разговор о том, насколько разнятся представления о плохом в Церкви и за ее пределами, может и вовсе натолкнуть на вывод о том, что мир уже не исправить. Поэтому не будем о плохом, я предпочту и дальше говорить о хорошем, тем более, что в этой области у Церкви и мира точка соприкосновения все-таки есть.

Что она из себя представляет, несложно понять, если внимательно прочитать житие святителя Николая и проанализировать его на предмет того… чего там нет. Да, да. Именно так. Судите сами: святитель Николай не оставил следа в истории как богослов, проповедник или учитель веры. Знаю, знаю, вы сейчас подумали, а как же первый Вселенский собор и знаменитая пощечина Арию? А никак.

Предание преданием, но история упрямо свидетельствует о том, что ни присутствие святителя на соборе, ни его отсутствие там подтвердить невозможно. Об этом просто нет сведений.

Не просиял святой Николай и как сугубый подвижник. Безусловно, его житие повествует нам о подвигах святого, но на фоне подвигов его современников-пустынников они не выглядят чрезвычайными. Даже тот период его жизни, когда молодой Николай жил на Святой Земле в пещере близ Вифлеема, не был полноценным анахоретством: святой не уходил вглубь Иудейской пустыни, он просто поселился в заброшенном пещерном монастыре, который в пору своего рассвета являлся не пустынным, а, фактически, пригородным. Да и жизнь святой Николай закончил не мученически, его кончина была естественной и мирной в почтенной старости.

Итак, житие святителя не предлагает нам ни одного факта, что называется, бросающегося в глаза. И, тем не менее, праведность святителя неоспорима настолько, что любят его и верующие и неверующие и за помощью к нему прибегают и христиане и иноверцы. И причина ее в качестве, мимо которого сейчас привыкли проходить не только люди мира сего, но даже и христиане. Качество это – человечность.

Посмотрите вокруг: наше время таково, что даже грустная поговорка «человек человеку – волк» давно перестала быть объективной характеристикой отношений между людьми. Современный человек попрал все возможные и невозможные табу: ненависть превратилась в норму и даже больше – тех, кто не хочет ненавидеть, порицают. Месть даже у некоторых христиан перестала вызывать естественное отвращение.

Участие в травле, например, в соцсетях, теперь обыденное дело. Да, что там травля, в так называемом «цивилизованном мире» годами существует и даже культивируется так называемая культура отмены – явление, бесчеловечие которого трудно с чем-либо сравнить. Современному миру человечность попросту не нужна, мир пренебрегает ею как неким пережитком – в условиях, когда в основе человеческих взаимоотношений лежит конкуренция, человечность является препятствием для достижения успеха. Да и бороться с оппонентом, а тем более с врагом, куда проще, если отучить себя видеть в нем человека.

При всем этом нельзя сказать, что в церковной среде дела с человечностью обстоят много лучше.

Среднестатистический верующий между «правильно» и «по-человечески» часто ли выбирает второе? Взять хотя бы отношение к милостыни: мало ли наших собратий чуть ли не хвастают тем, что не подают «пьяницам, бомжам, наркоманам»? А с какой гордостью бросают обычно фразу: «Иди работать!» в лицо нищим помоложе, будто не банальную гадость сказали, а невероятную мудрость изрекли…

А теперь давайте рассмотрим один-единственный эпизод из жития святителя Николая. Хорошо нам знакомый. Помните малоимущего отца троих девиц, который был готов отдать дочерей на грех, поскольку не видел другой возможности вырваться из нужды. И что святитель? Читал бедолаге морали, строго грозил пальцем, предостерегал от греха и стращал карой Божией? Говорил ли пастве с амвона, чтобы не смели поступать так, как незадачливый папаша? Может помог, но с обязательным упреком, не преминув сказать, что деньги дает, но с условием, что завтра на исповедь и больше ни-ни-ни? Или же остался в стороне, «уважая выбор» несчастного? Нет, нет и еще раз нет!

Святой тайно подбрасывал бедняку деньги, причем делал это трижды, всякий раз, когда порочная мысль приходила в голову старику. То есть как минимум дважды благотворил, наперед зная, что тот не вразумился и не раскаялся. А теперь подумайте, насколько несовременно, нелогично, да что там, неправильно, с точки зрения мирской морали поступал святой. Насколько непонятными были бы его действия многим современным православным. А все потому, что в отличие от многих и многих из нас он был по-настоящему человечен. Был и остался. И эта человечность праведника настолько очевидна и ощутима, что мы обращаемся к нему в самых разнообразных нуждах, порой независимо от текущего душевного состояния.

И ведь заранее знаем, что услышит, заранее уверены, что не оставит нас милостью. Как думаете, не стоит ли и нам проявить благодарность святителю Николаю за его чуткость? Например, в чем-то постараться стать похожими на него. Вот хотя бы воспитав в себе человечность.

https://spzh.news/ru/chelovek-i-cerkovy/77494-svjatitel-nikolaj-i-hlavna...