СВЯТИТЕЛЬ МАРК ЭФЕССКИЙ – ПРИМЕР ТОГО, КАК НУЖНО СТОЯТЬ ЗА ВЕРУ
Всем нам известна пословица: «Один в поле не воин», – но бывает и так, что и один в поле воин, особенно когда идет речь об отстаивании Истины.
1 февраля, среди прочих имен святых, незаслуженно теряется имя свт. Марка Эфесского – столпа православия, который Господь воздвиг перед самым падением Константинополя. Он был единственным, кто не подписал Флорентийскую унию с Римом, после чего папа Евгений IV заявил: «Мы ничего не сделали». А ведь тогда среди членов восточной делегации был и император Иоанн VIII Палеолог, и Константинопольский патриарх Иосиф II, и представители Александрийского, Антиохийского и Иерусалимского патриархатов, и Киевский митрополит Исидор, и многие другие иерархи. Только представьте, что одна подпись владыки Марка имела большее значение, чем все остальные подписи вместе взятые. Но давайте обо всем по порядку.
Исследований жизни и трудов свт. Марка достаточно много, всего в рамках небольшой публикации не напишешь, потому хотелось бы сформировать общий образ святителя и сделать некоторые выводы. Родился будущий владыка Марк в уважаемой семье Византийской столицы – диакона и сакелария Софийского собора и дочери врача. При крещении он получил имя Мануил. В 13 лет мальчик осиротел, однако все равно смог получить блестящее богословское образование. Прекрасным свидетельством тому является его поведение на пресловутом Ферраро-Флорентийском соборе 1438-1439 гг. Греческая делегация была тогда бедна и финансово полностью зависела от благоволения латинян, потому они не могли пользоваться ни книгами, ни, тем более, местными библиотеками. А это крайне важно, так как православным приходилось вступать в открытую полемику относительно вопросов реальности чистилища, учения filioque и прочих нововведений латинян. И здесь гений святителя Марка показал себя в полной мере. В то время как представители Рима «прошаривали» в поисках аргументов Священное Писание, мнения святых отцов и всевозможные правила, владыка православное вероучение отстаивал пользуясь лишь своей эрудицией и феноменальной памятью.
К тому времени, в умирающей Византии он уже был известен как умнейший человек и талантливый проповедник. Сначала заняв место своего отца, Мануил с ревностью взялся за исполнение вверенных ему обязательств. В 1428 году он принимает монашество с именем Марк в монастыре на острове Антигон, что в Мраморном море. Однако вскоре, по причине нашествия османов, ему снова приходится возвратиться в Константинополь. Незадолго до Ферраро-Флорентийского собора, а точнее в 1437 году Марк становится епископом Эфесским. Но назначение это было титулярным, так как Эфес уже был занят магометанами.
Византия, хотя правильней сказать, то, что от нее осталось – стремительно «летела» к своей гибели. Это и стало причиной того, что греческая делегация в унии с Римом видела последнюю возможность получить военную и финансовую помощь, т.е. с самого начала основные цели объединения с католиками были чисто политические. Свт. Марк также соглашался на единение восточных и западных христиан, но только при условии устранения латинских нововведений. Хотя уния и была официально подписана, но, как мы понимаем, ничего хорошего из этого не вышло. Да, такие делегаты как Геннадий Схоларий (ставший первым патриархом после падения Константинополя), Сильвестр Сиропул и некоторые другие, впоследствии отреклись от своих подписей, но на самом соборе, в пылу противостояния, несмотря на угрозы и шантаж папы Евгения, свою подпись не поставил только свт. Марк. Более того, после возвращения в столицу, он активно убеждал народ не принимать нечестивого соглашения. По одной из версий святитель почил в 1444 году, по другой – в 1457-м, потому в его жизнеописании есть упоминание о том, что падение Константинополя (1453 г.) он воспринимал как кару Божью за отступление от православия, а ставшего к тому времени патриархом Геннадия Схолария призывал продолжать борьбу против западных ересей. Стоит сказать, что все католические искажения вероучения не были соборно осуждены Православной Церковью в качестве ересей, но вот как говорил свт. Марк: «Мы отторгли от себя латинян не по какой иной причине, кроме той, что они еретики».
Свт. Марк Эфесский оставил нам немалое письменное наследие, львиная доля которого посвящена полемике с латинянами, потому всякому, кто хочет разобраться в отступлениях западных христиан и найти нужные аргументы, не стоит игнорировать труды этого действительного великого святого. Такое чтение не для расслабления, тем более что определенная витиеватость греческого языка чувствуется и в русском переводе, но аргументы свт. Марка очень взвешенные и логически выверенные. Для примера, рассмотрим один из них. Речь пойдет относительно учения о чистилище, приведенное ниже рассуждение свт. Марка довольно пространное, но сократив его невозможно почувствовать всей фундаментальности: «Справедливость вечного мучения является на основании неизменности злой воли у согрешивших; ибо вечно согрешающей воле долженствует также соответствовать и вечное наказание. Как и наоборот, согласно следующему: если тот, кто вечно пребывает неизменным в зле, карается вечным мучением, то кто не подвергнется вечному мучению, тот, следует допустить, не будет иметь свою волю неизменной. Ибо если тот, кто будет ее иметь неизменной в отношении зла – будет находиться в вечном наказании; то, тот, кто будет иметь ее неизменной в отношении добра, какую имеет нужду в наказании, когда, напротив, ему долженствуют венцы? Между тем, как вы утверждаете, те, которые очищаются тем (очистительным) огнем, имеют волю неизменной. Итак, значит, не к чему им очищаться тем огнем».
Не стоит пугаться сложной аргументации, так как она не только даст нам хорошую апологетическую базу, но и немного «разомнет» ум. А вообще о свт. Марке Эфесском мне захотелось написать, чтоб просто поделиться своим восхищением этим удивительным поборником православия. Есть святые, которые и написали больше, и были более оригинальны в своих идеях, которые стояли у истоков христианского богословия, но и на их фоне владыка Марк – особенный. Ему довелось жить в нелегкую эпоху больших перемен. Да, в то время не было язычников-гонителей, не было изобилия ересей, в которых не всякий мог разобраться. Но это было время гибели его Родины, время окончания Средневековья и зарождения гуманизма, время сложных решений и непростых ситуациях свт. Марк поступал как настоящий христианин. Для него Небесное Отечество было намного важнее земного. Не может не восхищать его мужественность, его смелость, его принципиальность и невероятная твердость в стоянии за чистоту веры. Вот уж действительно и «один бывает в поле воин», а ведь в конечном итоге свт. Марк оказался полностью прав. Не это ли прекрасный пример для нас – современных христиан, живущих в условиях больших соблазнов и давления со стороны сильных мира сего, но все равно держащихся за свою веру и за свою Церковь!
Протоиерей Владимир Долгих
https://pravlife.org/ru/content/svt-mark-efesskiy-primer-togo-kak-nuzhno...
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии